- План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- конспект урока по литературному чтению по теме: «Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова»
- Содержимое публикации
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
Класс: 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова | 64.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_no4.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися настроения героя в произведениях А.С.Пушкина «Осень» и С.Т.Аксакова «Осень».
— познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» и с отрывком из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»
— раскрыть настроение произведений
— развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка
— совершенствовать навыки чтения
— совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
— развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения
— развивать речь, память, воображение
— развивать у учащихся умение обобщать
— способствовать нравственному воспитанию обучающихся
— воспитывать любовь к чтению, к книге, к русской поэзии
Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация
- Организационный момент
- Актуализация знаний (5 минут)
- Сообщение темы урока
- Подготовка к восприятию (5 минут)
- Установка на восприятие (5 минут)
- Первичное восприятие (1 минута)
- Проверка первичного восприятия (2 минуты)
- Анализ произведения (11 минут)
- Обобщение (7 минут)
- Домашнее задание (1 минута)
- Итог урока(2 минута)
- Рефлексия (1 минута)
Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.
Дети проверяют свою готовность к уроку
— Ребята, сегодня наш урок мы начнем с отгадывания кроссворда. Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится слово, которое поможет нам назвать тему урока.
Отгадывание кроссворда в презентации
— Какое слово у нас получилось по вертикали?
— С каким временем года связано такое явление, как листопад?
— Что вы можете рассказать про это явление природы?
— А какие признаки осени вы еще знаете? Что меняется в природе осенью?
— А знаете ли вы, какие-нибудь приметы осени?
— Сейчас мы с ними и познакомимся.
Откройте творческую тетрадь на странице 13.
— Прочитаем, какие же есть приметы.
Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.
— Как вы понимаете эту примету?
Гром в сентябре к долгой осени.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы куёт.
— Как вы понимаете эту примету?
Актуализируют свои знания, отвечают на вопросы.
Обучающиеся отгадывают кроссворд
Чтение и анализ примет осени учениками.
Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы начнем изучать литературные произведения об осени, будем учиться видеть вместе с автором красоту природы, замечать удивительное в природе. А раздел, который мы начинает сегодня изучать, называется «Краски осени».
Внимательно слушают учителя и определяют задачиурока.
Подготовка к восприятию
— А давайте посмотрим, что же нам сообщает профессор Самоваров об этом удивительном времени года.
Откройте учебник на странице 24. Прочитайте рассказ профессора.
— Ребята, а как вы думаете, чему еще мы будем учиться на уроках литературного чтения?
— Итак, ребята, давайте посмотрим, с каким же первым произведением мы познакомимся. Посмотрите внимательно на страницу 25.
— Произведение какого жанра перед нами?
— Как вы определили, что это стихотворение?
— Как называют автора стихотворений?
— Чье стихотворение перед нами?
— Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?
— А.С.Пушкин написал очень много стихотворений.
— Как называется стихотворение, с которым сегодня познакомимся мы с вами?
— Как вы считаете, как Пушкин относится к осени?
Чтение текста из учебника.
— передавать свои впечатления, настроение после прочтения произведения
— небольшой размер, расположение на странице
Установка на восприятие
— Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением.
Дети готовятся слушанию стихотворению
Выразительное чтение стихотворение наизусть учителем.
Внимательно слушают и представляют картины осени
Проверка первичного восприятия
— Какие картины природы вам представились наиболее ярко?
— Какое настроение вы уловили?
— Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
Делятся своими чувствами, эмоциями.
— А сейчас прочитаем стихотворение еще раз.
— Какую картину представили?
— Как герой относится к осени? Какие слова помогают понять его переживания?
— Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?
— Как вы понимаете значение слова «багрец»?
В старославянском языке так назывался темно-красный цвет.
— Как вы понимаете выражение «прощальная краса»? «пышное природы увяданье».
— Посмотрите внимательно, поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением. Почему Пушкин одновременно называет осень «унылой» и «чарующей» порой?
— Меняется ли настроение героя в конце восьмистишия?
Самостоятельное чтение детей
— Лесная опушка, деревья в разноцветном уборе, небо покрыто мглой, холодный ветер налетает порывами и шумит в кронах деревьев, свозь осенние тучи пробивается одинокий солнечный луч.
— Герою нравится эта осенняя пора. Об этом говорят такие слова, как: «Очей очарованье. «Приятна мне…», «Люблю я…»
— ему нравится осень, но ему грустно, что происходят такие изменения в природе.
— Настроение героя становится более тревожным, печальным.
— А сейчас, ребята, мы познакомимся еще с одним произведение. Автором этого произведения является Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель.
— Как называется произведение Сергея Аксакова?
— Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и попробуйте представить те картины осени, о которых нам говорит автор.
Выразительное чтение отрывка учителем.
— Какие картины природы вам представились наиболее ярко?
— Какое настроение вы уловили?
— Какие чувства возникли у вас при слушании этого отрывка?
— Ребята, мы с вами познакомились с двумя красочными описаниями осенней природы. Какое настроение создают они у вас?
— Какая пора осени изображается в произведениях?
Внимательно слушают и представляют картины осени
— У А.С.Пушкина – ранняя осень, а у Аксакова – поздняя осень.
— Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение наизусть любого произведения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Попытайтесь передать настроение, чувства, эмоции, которые у вас возникают.
Записывают домашнее задание
— С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке?
— Кто автор этих произведений?
— В чем его главная мысль?
— Что узнали об авторе?
Отвечают на вопросы учителя
— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.
— Что вам понравилось больше всего?
— Что вызвало затруднение?
Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкурку тонкую сдирают. 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Весной зеленела, Летом загорела, Осенью красные Кораллы надела.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили: В ушанке заячьей зимой, А летом с бритой головой.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не человек.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Б Д У
Источник
конспект урока по литературному чтению по теме: «Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова»
Содержимое публикации
Конспект урока по литературному чтению с
использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий
Тема: «Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова»
познакомить учащихся с произведениями А. Пушкина и С. Аксакова, с их жизнью и творчеством;
обучать правильному чтению;
развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведений, видеть образ осени в них.
Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания).
Учитель: — Прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима «Грибной лес»:
В лес грибной тебя зову
Видишь, под ноги листву
А теперь в лесу светло,
Учитель: — Понравилось вам стихотворение?
— О каких приметах осени рассказывает нам автор?
— Как автор называет лето? Почему?
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Введение в тему урока
Учитель: — Какое время года наступило после лета?
Учитель: — Прочитайте свои рассказы об осени, которые вы составили дома.
(Проверка домашнего задания)
Учитель: — Сегодня мы начинаем изучать произведения об осени, учиться видеть вместе с автором красоту природы, замечать удивительное в природе.
Прочитайте, что сообщает профессор Самоваров, в учебнике на с. 24. Как вы думаете, чему еще мы будем учиться на уроках литературного чтения?
Работа по теме урока А. Пушкин «Осень»
Учитель: — Прочитайте название стихотворения А. Пушкина на с. 25. Как вы думаете, о чем может говорить нам автор?
Учитель: — Послушайте стихотворение и проверьте свои предположения.
Обратите внимание на слова и выражения, которые подбирает поэт для изображения осени: прощальная краса, пышное природы увяданье. Объясните, как вы их понимаете.
(Дети объясняют значение выражений)
Учитель: — Поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением, создавая в нашем воображении удивительную картину осени. Найдите эти слова.
Прочитайте вопрос 4 на с. 25. Выполните задание.
Учитель: — Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра,
качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть.
На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.
Продолжение работы по теме урока
Учитель: — Прочитайте текст С. Аксакова.
— Какие чувства возникли у вас при чтении этого отрывка?
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) — русский писатель. Детство Аксакова прошло в патриархальной помещичьей семье, что оказало большое влияние на формирование его миросозерцания, которому присущи спокойствие и доброжелательность. Писатель сохранил память о том времени и утверждал, что помнит впечатления не только детства, но даже младенчества.
В четыре года он хорошо читал, в пять лет декламировал наизусть множество стихов, пересказывал и разыгрывал «Сказки тысячи и одной ночи».
Во время учебы в Казанском университете он проявил страстную привязанность к театру.
В 1843 г. Аксаков со своей семьей поселился в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.
В эти же годы Аксаков тяжело болел, он потерял зрение, но его не оставляла мысль написать книгу для детей о своем детстве. В одном из черновиков он писал: «Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает, но Бог не посылает мне разума и вдохновения для ее исполнения. Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало и литературе. Я принимался много раз и бросал. Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто дли взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже и намека на нравственное впечатление, и чтобы исполнение было художественное в высшей степени».
Учитель: — Вы прочитали два красочных описания осенней природы. Какое настроение создают они у вас? Передайте его при чтении.
Учитель: — Докажите, что одно из них имеет стихотворную форму.
— Какая пора осени изображается в каждом из произведений?
— Вспомните, какие слова и выражения для красочного описания вы знаете.
— Найдите их в стихотворении А. Пушкина и в произведении С. Аксакова.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал.
На этом уроке я похвалил бы себя за.
После урока мне захотелось.
Подведение итогов урока
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
Каковы основные признаки осени?
Подготовить выразительное чтение произведений.
Источник