Варианты дифференцированных заданий по русскому языку
По уровню сложности заданий на одно правило.
Безударные гласные, не проверяемые ударением.
А.- Вставь буквы в словарные слова
___птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл____тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком. Исправь ошибки, если они есть. Запиши слова, в которых допущены ошибки ещё раз, поставь ударение, подчеркни безударные гласные.
Б.— Вставь буквы в словарные слова
__птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл____тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком. Исправь ошибки, если они есть. Закрой тетрадь и в своей рабочей тетради запиши их по памяти.
В.— Вставь буквы в словарные слова
__птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл___тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком. Исправь ошибки, если они есть. Закрой тетрадь и в своей рабочей тетради запиши 2 предложения, используя словарные слова.
Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак.
А.- Вставь пропущенные буквы.
Пол__ёшь, под__ём, двух___ярусный, раз__ярённый, в__юнок, в__юга, в__ехал, с__ехал, с__ел, об__ём, плат__е, в__ёт, ш__ют, с__ёжился, с__ёмка, об__яснение, пош__ёшь, об__явить, п__ю.
Б.— Распредели слова по столбикам.
Пол__ёшь, под__ём, двух__ярусный, раз__ярённый, в__юнок, в__юга, в__ехал, с__ехал, с__ел, об__ём, плат__е, в__ёт, ш__ют, с__ёжился, с__ёмка, об__яснение, пош__ёшь, об__явить, п__ю.
В.— Запиши 5 слов с ъ в первый столбик и 5 слов с ь во второй столбик.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
А.— Найди ошибки в постановке знаков препинания и исправь их.
Вертолёт – верный помощник человека. Вертолёт может летать низко, и медленно. Он может сделать посадку и на лужайке и на улице. Вертолёты используют и на севере, и на юге. Вертолёты тушат лесные пожары помогают больным развозят почту и охраняют границы нашей Родины.
Б.— Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни однородные члены предложения. Поставь необходимые запятые.
Луна достала к__рандаш
Обр__совала наш шалаш
Сосну в ст__ронке.
И на в__твях и в к__мышах
Так тихо, словно только шаг
Подчеркни орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова».
В.— Вставь пропущенные буквы. Поставь в тексте необходимые запятые. Составь схему 2 и 6 предложения.
___днажды старик рыбачил весь день. Нал__вил себе на уху рыбы л__щей и подлещиков и ершей. Приехал обратно __ткрыл дверь в з__млянку и смотрит: вот так штука! К нему, оказывается, гость приш__л! На ст__ле рядом с горшком картоф__ля сидит весь белый – белый пушистый кот.
Гость увидел хозяина выгнул спину и стал тереться бок__м о горшок. Весь свой белый бок и__пачкал в сажу.
По категориям отрабатываемых правил.
А.— Вспомни правило, восстанови пропущенные слова.
В _____________слов после ц звук [ы] обозначается буквой ___- цифра, цирк. Исключения составляют слова: ________________, ____________________, ___________ .
В окончаниях после ц пишется буква ____- огурцы, певицы. В словах на –ция пишется буква ___-милиция, станция.
Б.— Прочитай утверждения; рядом с правильным, с твоей точки зрения, поставь + .
1. В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и – цифра, цирк. Исключения составляют слова: цыклон, цытата, цылиндр.
В окончаниях после ц пишется буква ы – огурцы, певицы. В словах на – ция пишется буква и – милиция, станция.
2. В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и – цифра, цирк. Исключения составляют слова: цыган, цыплёнок, цыц.
В окончаниях после ц пишется буква ы – огурцы. певицы. В словах на – ция пишется буква и – милиция, станция.
3. В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой ы – цыфра, цырк. Исключения составляют слова: циган, циплёнок, циц.
В окончаниях после ц пишется буква ы – огурцы, певицы. В словах на – ция пишется буква и – милиция, станция.
В.— Вспомни правило, вставь пропущенные буквы, графически обозначь правильность своего выбора.
Милиц..я, полиц..я, ц..ганский, ц..рковой, ц..клон, улиц. синиц. ц..тата, ц..фра, ц..плятки, ц..ркачка, ц..ганка, колодц.. .
Приведи 3 своих примера на это же правило.
Тема: «Однородные члены предложения».
А.— Вспомни правило, восстанови пропущенные слова.
Члены предложения, которые отвечают на _______________________________________и связаны с одним и тем же ________________________________________, называются однородными.
Однородные члены не зависят _________________________________________. Однородными могут быть как _____________________, так и ___________________члены предложения. Однородные члены являются ______________________________ членом предложения.
Б.— Прочитай утверждения; рядом с правильным ответом, с твоей точки зрения, ставь +.
Однородные члены предложения – это…
1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос.
2. Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения.
3.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
В.— Прочитай предложения, найди и подчеркни однородные члены предложения.
Ранней весной расцветают подснежники, медуница, одуванчики. Моя сестра замечательно шьёт и вяжет. Мама любит белые, жёлтые и сиреневые гвоздики. Девочка кормила кролика морковкой, травой и сухарями.
По уровню развития письменной речи.
А.- Прочитай текст. Можно ли сказать, что это текст — описание? Почему? Как ты озаглавишь текст? Запиши в рабочую тетрадь название текста, спиши его окончание.
Ты когда – нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приходи осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шёпот листьев под ногами. О чём они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
Б.- Прочитай текст. Как ты его озаглавишь?
Ты когда – нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приходи осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шёпот листьев под ногами. О чём они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
Выбери подходящее по смыслу окончание текста и запиши его вместе с заголовком в тетрадь. Варианты окончания текста.
1. Звери тоже разговаривают друг с другом. Они подают сигналы голосом, хвостом и даже шерстью. Насекомые тоже «говорят»: своей окраской они предупреждают об опасности.
2. Осенью дуют холодные ветры, идёт дождь. Природа прощается с летом. Скоро зима.
3. Но говорят не только падающие листья. Если ты будешь в это время года в лесу, прислушайся к разговору улетающих птиц, деревьев, ветра и ты услышишь голос осени.
В.- Прочитай текст. Как ты его озаглавишь?
Ты когда – нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приходи осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шёпот листьев под ногами. О чём они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
Прочитай варианты окончания теста, выбери подходящий вариант. Придумай свой вариант окончания текста и запиши его в тетрадь.
Варианты окончания текста.
1. Звери тоже разговаривают друг с другом. Они подают сигналы голосом, хвостом и даже шерстью. Насекомые тоже «говорят»: своей окраской они предупреждают об опасности.
2. Осенью дуют холодные ветры, идёт дождь. Природа прощается с летом. Скоро зима.
3. Но говорят не только падающие листья. Если ты будешь в это время года в лесу, прислушайся к разговору улетающих птиц, деревьев, ветра и ты услышишь голос осени.
По уровню овладения видами разборов.
А.— Помнишь ли ты порядок фонетического разбора? Допиши пропущенные слова.
1.Произнеси слово, выдели _____________________ , определи место_______________ , запиши слово с помощью _____________________.
2.Произнеси слово, укажи в нём последовательно все звуки, охарактеризуй их:
а) гласный звук: ударный или _______________________, какой буквой обозначен;
б) согласный звук: звонкий или _________________(назвать пару), _______________ или мягкий (назвать пару), какой буквой обозначен.
3.Произнеси слово, запиши количество звуков. Запиши слово, укажи количество _______.
Б.-Правильно ли проведён фонетический анализ слова? Исправь ошибки, если они есть, простым карандашом.
Дети, де – ти, [д’эт’и] :
[д’]- согласный, мягкий парный([д]), звонкий парный ([т’]); буква «дэ»;
[э] – гласный, ударный;
[т’] – согласный, мягкий парный ([т]), глухой парный ([д’]); буква «тэ»;
[и] – гласный, безударный;
дети – 4 звука, 4 буквы.
В.— Проведи полный фонетический анализ слова клён. Запиши разбор в рабочую тетрадь.
Источник
Занятие мастерской «Мыслю, знаю, действую»
Занятие: Понимание на основе различения «Типы текстов».
Занятие в рамках осуществления внеурочной деятельности интеллектуального направления: мастерской «Мыслю, знаю, действую».
1. Содействовать более глубокому пониманию типов текста, на основе различения особенностей различных текстов.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений через групповую работу.
1.Актуализация опорных знаний.
исходного уровня понимания данной темы, знания определений.
— Знаете ли вы, какие бывают типы текста?
-Давайте схематически представим каждый тип текста особыми символами:
Наличие действующих героев:
Учащиеся дают утвердительный ответ и формулируют определение каждого типа:
– Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о последовательности событий.
– Текст-описание – это текст, в котором описывается предмет или явление.
– Текст-рассуждение – текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.
-разделение на группы.
-Прочитайте текст самостоятельно, Определите, к какому типу он относится.
Ты когда-нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шепот листьев под ногами. О чем они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
После повторного чтения, вслух, просим поднять руки тех детей, которые отнесли этот текст к повествованию. Это 1 группа. Тех, кто отнес текст к описанию, это-2 группа и т.д.
Каждый ученик должен сам прочитать текст, про себя, и отнести его к какому-либо типу.
В соответствии с выбором детей, делимся на группы:
«Описание», «Повествование», «Рассуждение» и не определились.
3.Схематизация своего понимания.
Каждая команда получает задание: перечитать текст, собрать доказательства своего мнения и зарисовать их на листе бумаги, используя условные обозначения, которые мы ввели в начале занятия.
Активная работа в каждой команде по поиску доказательств, схематизировать своё мнение, выбор представителей.
-отбрасывание ложных доказательств;
-выслушивание различных точек зрения.
На этом этапе урока каждой команде предоставляется возможность представить результаты своей работы и доказать свою версию.
В ходе дискуссии по защите версий идёт фиксирование тех характерных особенностей каждого типа текста, которые были выявлены детьми как доказательства.
Обратить внимание на проблемные места, на недостаточность доказательств .
Группа «Повествование» в качестве доказательства сослалась на то, что в тексте имеются три части, которые следуют одна за другой. Они изобразили это следующим образом (расположили по вертикали):1,2,3
2) Группа «Описание» выделила следующие доказательства своей точки зрения:
а) автор использует художественные средства: сравнения, олицетворение;
б) автор хочет создать образные картины, чтобы читатель как бы услышал осень;
в) части текста можно поменять местами.
3 ) Группа «Рассуждение».
Автор в начале текста ставит вопрос: можно ли слушать осень? А затем дает доказательства того, что осень слушать можно: шорох, шелест и т.д.
5. Выдвижение вторичной версии.
Понимание точки зрения другой команды дало возможность выдвижения вторичной версии:
данный текст с элементами рассуждения и описания .
Так происходит понимание, что могут существовать смешанные типы текстов.
Дополняют свою схему две группы, а третья группа –исправляет свою схему.
-Что нового узнали? Что понравилось?
Дети делятся своими мнениями, отвечают на вопрос.
* Открытие смешанного типа текста стало событием для детей. Однако самым важным результатом урока явилось их продвижение в понимании основных типов текста, в умении выделять и называть их характерные признаки, перевод пассивных знаний в область умения использовать их в свободном диалоге.
Источник