Сервиз щедрая осень лфз история создания

Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Этот незамысловатый узор хранит в себе очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда во время Второй мировой войны. А придумала его в 1944 году художница по росписи фарфора Анна Яцкевич (1904-1952). И это был не просто геометрический орнамент. На идею создания такого узора художницу натолкнуло воспоминание о заклеенных крест-накрест окнах домов блокадного города и перекрестных лучах прожекторов, рассекающих небо. Именно в те страшные годы художнице пришлось пережить смерть всех своих близких, умерших от болезней и голода.

В свое время Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, пошла работать на завод и отдала любимому делу двадцать лет. В блокадное время работы на заводе практически были прекращены и ей, как и многим другим мастерицам, пришлось заниматься камуфляжем кораблей. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся на складах завода, они расписывали огромные корабли, чтобы те были менее заметны для врага.

Анна Яцкевич при жизни была рядовым художником, слава же пришла к ней уже после ее смерти. И что интересно, изначально придуманный узор был вовсе не кобальтовым, а золотым. Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой. Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением. «Кобальтовая сеточка» в широкий ассортимент вошла в 1950 году. В то время мастерицы уже наносили её тончайшей кисточкой, по специальным желобкам, которыми были расчерчены фарфоровые изделия, чтобы линии получались ровными.

Читайте также:  Заклички для детей 3 класса про осень 4 строчки

А в знаковый 1958 год в Брюссель Ломоносовский завод предоставил самые лучшие свои экспонаты, среди которых и был пресловутый сервиз с «кобальтовой сеткой», взявший первый приз. Вскоре узору был присвоен «Знак качества СССР», что в те годы было очень почётно. И с тех пор началось его триумфальное шествие по стране. Однако, к сожалению, создательница пресловутого узора не дожила до того дня. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее сеточка стала символом русского фарфора…

На счету Анны Яцкевич был ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка». Это логотип завода — ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, кто хранит у себя какое либо изделие, созданное на этом заводе.

Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода

Фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Первого Великого, в этом году отмечает 275-летие со дня своего открытия. За почти три века своего существования завод, прославившийся своими неповторимыми благородными изделиями, пережил не только множество реконструкций и кардинальных перемен в технологических процессах, но и не единожды сменил свое наименование.

Одно из старейших в Европе и первое крупное предприятие в России по производству художественных фарфоровых изделий изначально именовалось «Невской порцелиновой мануфактурой», которая через 20 лет была переименована в Императорский фарфоровый завод, доставлявший почти полтора века к царскому двору изделия из тончайшего фарфора.

В послереволюционный период предприятие было переименовано в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). А в 1925 году ему в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, которое он с честью носил ровно 80 лет. С 2005 года этот завод вновь стал называться Императорским фарфоровым заводом, и является гордостью северной столицы России — Санкт-Петербурга.

Со дня своего основания, порцелиновая мануфактура принадлежала династии Романовых и производила эксклюзивную посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского монаршего двора. Ее продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.

Так, изделия, выпущенные за период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров Императорской Академии художеств, занятых в разработке и художественном оформлении фарфора, представляли собой огромную художественную ценность. Однако позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились, что не лучшим образом отразилось на уникальности изделий и их качестве. Именно в те годы завод претерпел кардинальную реконструкцию и начал производство сложных крупногабаритных изделий из фарфора.

По случаю столетия со дня основания мануфактуры указом императора Николая I в Петербурге был открыт музей фарфоровых изделий. А в конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи изготавливались на предприятии в двух экземплярах — второй в обязательном порядке передавался в коллекцию музея. Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Хотелось бы отметить, что экспозиция этого музея на сегодняшний день содержит уже более 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства русского фарфора.

И еще немного из истории. В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, выпуск эксклюзивных изделий резко отошел на второй план. Война во всех сферах жизни диктовала свои условия, и стране нужен был фарфор уже для медицинских, научных и военных целей, так возникла необходимость перейти к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и других необходимых изделий для военного времени.

При Советской власти завод был национализирован, и к 20-м годам весь его технологический процесс был направлен на производство сложных изделий технического назначения и фарфора с агитационной символикой.

Подводя черту под вышесказанным, хотелось бы сказать, что и в имперскую эпоху, и в советскую ЛФЗ был заводом №1 в стране, который выпускал эталонные изделия. Да и в наши дни фарфор торговой марки «LFZ» имеет огромный спрос во многих странах мира, куда экспортируется уже много лет. Сегодня для любого коллекционера ленинградский фарфор купить модно и престижно и это вне зависимости от того, в каком году он был выпущен.

Фабрика и сейчас производит разнообразный ассортимент посуды, ваз, скульптур и многого другого из фарфора высочайшего качества. До 500 линий одновременно запущены в производство. Все сложные рисунки осуществляются на фарфоре свободной ручной росписью, а простые графические модели переносятся на предметы с помощью разноцветных тканей, а затем прописываются художниками вручную.

В то время как все Европейские страны в 19 веке стремились к идеальной белизне и изяществу в производстве фарфора, англичане начали разрабатывать технологии, которые позволили бы приблизить производимые изделия к антиквариату времен античности. И что из этого вышло, читайте в обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Рисунок блокады: история кобальтовой сетки Императорского фарфорового завода

Немногие знают истинную ценность того, что хранится у них в серванте. Да, изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного на сервизах Императорского фарфорового завода подходит для сервировки любого торжественного мероприятия. Но, наверняка, вы и не догадывались о том, что знаменитая «Кобальтовая сеточка» стала символом блокадного Ленинграда. Знакомый многим с самого детства узор с изящным переплетением линий, тонкие красивые чашечки — казалось, что всё это было всегда. Но, оказывается, за этим узором стоит целая история. И не просто история, — а жизнь и судьба настоящего героя войны.

Автор «Кобальтовой сеточки» ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова) — художница по фарфору Анна Адамовна Яцкевич (31.07.1904-13.05.1952). Она родилась в Петербурге в простой семье и всю жизнь прожила здесь же, в городе на Неве. В 1930 году закончила художественный техникум, затем два года стажировалась на «Красном фарфористе» в г. Волхове, а в 1932 году была направлена работать на ЛФЗ (бывший Императорский фарфоровый завод) в только что созданную там художественную лабораторию.

Это были времена индустриализации молодой советской страны и даже роспись на фарфоре отражала происходящие тогда перемены.

Художница Анна Яцкевич за работой

С началом войны завод вместе с музейной коллекцией фарфоровых изделий эвакуировался, но многие мастера остались в блокадном Ленинграде. Среди них была и Анна Яцкевич. Будучи на казарменном положении при заводе, она камуфлировала корабли на Неве оставшимся запасом фарфоровых красок, честно заслужив медаль «За оборону Ленинграда» и орден Красной звезды. «На пристани рядом с заводом находился миноносец «Свирепый». Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой» (Анна Яцкевич).

Страшные годы войны удалось пережить лишь благодаря любимой работе и книгам. Заводскую библиотеку эвакуировать не успели, и сложенная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день Анна привозила книги на санках обратно и читала.

К концу 1943 года, после прорыва блокадного кольца, Анна Адамовна вместе с другими горожанами и главным художником ЛФЗ Н.М. Суетиным принимала участие в подготовке выставки «Героическая оборона Ленинграда». А после того как Москва дала добро на восстановление художественной лаборатории, ЛФЗ начал постепенно оживать. Летом 1944-го намечалось 200-летие фарфорового завода и Н.М. Суетин предложил мастерам и художникам по фарфору создать памятные изделия к этому событию. Именно тогда Анна Яцкевич и создала свою знаменитую «Кобальтовую сеточку», взяв за основу сервиз формы «Тюльпан».

Чайный сервиз ЛФЗ, форма тюльпан

Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, в котором стержень представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым и ложился неровно. Взялась за эту новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» наносили всё-таки красками и кистью.

Есть мнение, что мысль о создании узора-сетки Анне навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века был изготовлен для императрицы Елизаветы Петровны. Но, на самом деле, привлекло её внимание нечто иное. Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов — вот что стало прообразом «Кобальтовой сетки». То ли луч прожектора как-то по-особому их осветил, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Легкие золотые штрихи на пересечении линий добавляют рисунку царственную «осанку», но без помпезности, как в Собственном сервизе Елизаветы Петровны работы Д. Виноградова.

Фарфоровый сервиз императрицы Елизаветы Петровны

Узор получился очень красивым, он понравился всем и был взят на «вооружение». С художественной точки зрения это сочетание строгости и изящества, объединившие две эпохи с интервалом в 200 лет. С технологической — новация времени (подглазурная роспись кобальтом). Технологам пришлось работать пять лет, чтобы освоить массовый выпуск «Кобальтовой сеточки».

Но громкая слава в те годы к художнице не пришла, и она продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры (позднее были созданы сервизы «Золотая сетка» и «Кобальтовая клетка»). Скромная и незаметная Анна Адамовна была одним из авторов монументальной вазы «Победа» — к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре — например, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро».

Ваза «Победа», ЛФЗ 1946 год

Сервиз «Московское метро», ЛФЗ

Сервиз «Золотая сетка», ЛФЗ

Сервиз «Кобальтовая клетка», ЛФЗ

В 1946 году Анну Яцкевич наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у нее и медаль «За оборону Ленинграда». А «Кобальтовая сеточка» вышла в тираж лишь в 1950 году. Наносили её, как было сказано выше, уже только кисточкой, предварительно сделав на самом фарфоре специальные желобки, чтобы линии получились ровными.

В 1952 году Анна Яцкевич скончалачь от болезни на 48-м году жизни. А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших работ. Была представлена большая линейка продукции — в основном, чайные сервизы. Её не готовили специально к выставке, так как было решено показать широту ассортимента, а не поразить художественным мастерстовм. И вдруг, совершенно неожиданно для всех, сервиз с «Кобальтовой сеткой» получает главную награду — золотую медаль за узор и форму. Но, к сожалению, о победе своей росписи в Брюсселе Анна так и не узнала. А вскоре рисунку присвоили и «Знак качества СССР», что было тогда чрезвычайно почетно. И началось триумфальное шествие по стране.

Впоследствии этой росписью на ЛФЗ (ИФЗ) стали украшать и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, вазы и сувениры. До сих пор «Кобальтовая сетка» является самым популярным и самым узнаваемым узором предприятия — его своеобразная визитная карточка и настоящий символ русского фарфора. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода — она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех его изделях. А первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка» сейчас находится в экспозиции Русского музея.

Источник

Оцените статью