Схема осень для дошкольников

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Осень» с помощью схемы»

Надежда Лаптева
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Осень» с помощью схемы»

Тема: Составление рассказа «Осень» с помощью схемы

Цели: развитие связной речи.

-учить детей отвечать на вопросы;

-закреплять умение составлять рассказ с помощью схем;

Коррекционно-развивающие:

-подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

-систематизировать знания детей об осени о осенних признаках;

-активизировать словарь по данной теме;

развивать внимание, воображение, память,

— воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе; развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Осень», картинно-графический план рассказа.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Демонстрация сюжетной картинки «Осень»

Логопед: какое время года показано на картинке?

Дети: осень.

Логопед: назовите осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: осень в сентябре и октябре какая?

Дети: ранняя, золотая, разноцветная.

Логопед: осень в ноябре какая?

Дети: поздняя, холодная, сырая, морозная.

Логопед: а кто знает, как называется явление, когда опадают листья?

Логопед предлагает поиграть в игру «Потому что…». Бросает каждому по очереди мяч. Тот, кто поймает, называет примету осени.Например: «Сейчас осень, потому что….» (птицы улетают на юг; опадают листья; звери осенью готовятся к зиме,меняют шубки; часто идут дожди; похолодало и т. д.)

Логопед: что осенью часто идет?

Логопед: вот и у нас в группе пошел дождь.

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два. (прыжок)

Очень медленно сперва. (Прыжка)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

2. Составление рассказа с помощью схемы.

Логопед: мы много вспомнили сегодня об осени. А вот у меня есть картинка, ну очень интересная, посмотрите на нее. Хотите мне помочь составить по ней рассказ?

А поможет нам схема.

(рассматривание схемы и беседа по ней)

Образец рассказа. Наступила осень. Идут частые и холодные дожди. Птицы улетают на юг. Листья на деревьях краснеют, желтеют. В лесу осенью растут грибы. Люди стали одеваться теплее.

Каждый из детей составляет рассказ по схеме.

О чем мы с вами сегодня вспомнили?

Что было трудным?

Вы смогли составить рассказ?

Пригодится ли вам это еще где-нибудь?

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №141 «Лукоморье» Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Цыплёнок заблудился» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (13.02.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: Составление рассказа на тему.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» Конспект показательного занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком».

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа с помощью мемотаблиц» Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине с использованием схемы. Задачи: — формировать навыки.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам» Программное содержание: 1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Программное.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине — Куры» Задачи: связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Конспект занятия в средней группе «Поможем Федоре» (составление описательного рассказа о посуде с использованием схемы) ель: Развитие речи. Образовательные задачи: Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему. Учить различать и.

План-конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о котенке» Ирина Смирнова План-конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа о котенке» для младшей группы детского сада Цели: 1. Связная.

Источник

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа на тему «Осень» по плану-схеме»

Оксана Круглова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа на тему «Осень» по плану-схеме»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

ТЕМА: составление описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ»

по плану — схеме

ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа

на тему «ОСЕНЬ» с опорой на схемы.

. Закрепление представлений об осени и её приметах.

. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».

РАЗВИВАЮЩАЯ.

.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.

. Показать уникальность природы осенью.

. Рассматривание картины И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

. Беседа на тему «Осень».

. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.

. Наблюдение на прогулке.

. Выставки детских рисунков.

. Конкурс поделок из природного материала. 1

. Чтение произведений В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И. Соколова — Микитова

. Коллективный труд «Уборка участка от сухих листьев.

. Сочинение и отправка письма на телевидение.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.

ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.

(дети стоят в кругу.)

Доброе утро солнце.

Все мы проснулись,

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Пальчиковая игра «НАСТРОЕНИЕ».

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звонок по телефону воспитателю с телевидения.

Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).

Воспитатель: Если на деревьях — листья пожелтели,

Если в край далёкий — птицы улетели, 2

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года Осенью зовётся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Закрепление представлений об осени и её приметах.

Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос «Какая бывает осень (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т. д.)

ИГРА «Какая осень (каждая шишка – слово)

Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?

Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.

Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?

Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.

Воспитатель: первая наша остановка на полянке — «Солнечная»

Как светит и греет солнце осенью?

Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.

ИГРА на развитие внимания»Солнце, ветер и туча»

Воспитатель: давайте поиграем в игру

(если я показываю солнце — вы поднимаете руки вверх, если тучу — вы закрываете лицо руками, если ветер — вы кружитесь).

Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

Дети: это гнездо и перо.

Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?

Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).

Воспитатель: почему они улетают?

Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.

Воспитатель : каких перелётных птиц, вы знаете?

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»

Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?

Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности.

Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?

«БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)

Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.

В стакан с молоком бросим маленький камушек.

Вы видите камушек? Дети – нет.

Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.

Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?

Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.

Воспитатель: следующая наша остановка «Осенняя»

Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос «Что делает?», «Что делают?»

1. Солнце (что делает)— светит, греет.

2. Туча (что делает)— закрывает, плывёт. 4

3. Ветер (что делает)— дует, гонит, завывает.

4. Насекомые (что делают)— прячутся, зарываются.

5. Птицы (что делают)— улетают, машут, летят, кричат и т. д.

6. Люди (что делают) — собирают, надевают, убирают.

6. Животные (что делают)— готовятся, меняют, засыпают.

7. Листья (что делают)— падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.

Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»

Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).

Воспитатель: как можно одним словом, назвать — какими стали листья осенью?

Воспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?

Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).

III.Проведение динамической паузы

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят. 5

(движение руками вправо, влево).

Будто опять закружиться хотят.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т. е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ — описание по схемам.

Образец рассказа.

Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.

Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине Левитана И. И. «Весна. Большая вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Источник

Читайте также:  Осень с кружкой чая
Оцените статью