Шишкин художник картины осень

Описание картины “Осень” Ивана Шишкина

И.Шишкин, “Осень”, 1894 год, Фото: dingyue.ws.126.net

Название Осень
Страна, художник Россия, Иван Иванович Шишкин
Год 1894
Жанр реализм, пейзаж
Находится Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Материалы Холст, масло

Картину “Осень” написал русский художник Иван Шишкин в 1894 году.

Лиричная шишкинская осень

Нарядная, богатая разноцветной палитрой, ранняя осень всегда вдохновляла русских художников-пейзажистов. Тема осени встречается в творчестве И. Левитана, В. Поленова, Ф. Васильева.

Осенние пейзажи есть и в произведениях Шишкина. Многим знакомо полотно художника “Ранняя осень”. Эта яркая солнечная картина изображает первые дни осени, когда та только вступает в свои права. Совершенно противоположна по сюжету другая шишкинская “Осень”.

В сюжете “Осени” изображен более поздний период этого времени года. Скорее всего это уже начало или середина октября. Краски природы уже не так ярки и насыщены, как в начале сентября, но листва еще не опала и в воздухе чувствуется тепло.

Полотно является натурным этюдом. Но пейзаж оказался так хорош, что не требовал доработки, и выглядит как законченная картина. Произведение несколько отличается от многих картин художника. Обычно на полотнах Шишкина четко просматривается целостный лесной пейзаж с уходящей вдаль перспективой.

В этюде “Осень” внимание приковывает центральная композиция. На переднем плане изображены чахлые кустики с побуревшей листвой и пожухлая трава.

Далее художник тщательно прорисовал небольшую группу деревьев. В центре группы отчетливо выделяется одно большое старое дерево в обрамлении более низких тонких берез и молоденьких деревцев. За деревьями простирается серое небо с небольшими проблесками голубизны. На дальнем плане композиции просматриваются золотистые верхушки других деревьев. Они как будто бы освещены солнцем.

Читайте также:  Какие фрукты покупать осенью

Передний план картины выписан в охристо-коричневых и темно-зеленых тонах. Деревья на дальнем плане, позолоченные солнцем, разбавляют бурые оттенки передней части картины. Невидимые солнечные лучи бросают блики на пожухлую траву, придавая ей желтовато-зеленый оттенок.

Серое небо, прорезанное голубыми и белыми тонами, вселяет надежду на то, что теплые дни еще не закончилось. В целом этюд наполнен воздухом и ощущением пространства. Картина очень лирична, но навевает необъяснимую грусть.

Источник

Осень Ивана Шишкина, 1894г.

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний — выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.

Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.

Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, — это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:
в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.

Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.

Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

Источник

20 осенних картин известных русских художников

В этом году осень вступила в свои права строго по календарю, и уверенно господствует за нашими окнами. Несмотря на непогоду, она дарит нам много ярких красок, аппликации из листьев на мокром асфальте, легкие снежинки, тающие в воздухе.

Многие художники старались поймать и запечатлеть красоту русской осени. Мы, конечно, не можем показать вам в одном обзоре все их шедевры, однако надеемся, что вы вместе с нами полюбуетесь осенними, такими разнообразными, пейзажами.


Один из самых знаменитых осенних пейзажей принадлежит кисти Исаака Левитана. Написан он в Тверской губернии, на берегу реки Съежа, неподалеку от усадьбы Горка.
Вообще Левитан, пожалуй, любил осень и умел показать ее красоту, как никто из русских живописцев: его перу принадлежит около сотни картин на тему осени! Вот еще несколько из них, и в каждой осень имеет свое, неповторимое настроение.


Другой знаменитый тезка Левитана – ученик Репина Исаак Бродский – также оставил нам несколько очень разных картин на тему осени: прозрачная, с легкой дымкой осень в Летнем саду; яркая, полная жизни и простора золотая осень в деревне; ясная и, чувствуется, морозная поздняя осень.
Позднее Бродский стал известен как автор ленинианы и вообще советского официального портрета. но мы лучше сегодня насладимся его чудесными пейзажами!




Еще одна «Золотая осень», уже третьего автора – Василия Поленова, имя которого знает любой школьник: описание его уютного «Московского дворика» десятилетиями входило в учебную программу. Эта же картина — красочный вид на Оку в сентябре.

А вот тихая и сказочная осень в не менее сказочном месте:

Другой знаменитый художник-пейзажист, Иван Шишкин, явно предпочитал осени лето. Правда, много его картин посвящено позднему, зрелому лету, первому дыханию осени. Но все же мы нашли у него и несколько осенних картин (с весьма немудреными названиями). И, конечно, Шишкин тоже не мог не написать «Золотую осень» — только осеннее золото здесь неяркое и не очень привычного нам оттенка.

Совершенно иная, яркая и вместе с тем таинственная осень – на картине позднего периода творчества художника-передвижника Григория Мясоедова.

Жизнь одного из первых русских художников-импрессионистов Станислава Жуковского с ее необычайными поворотами – готовый сюжет для романа! Сын опального польского дворянина, вопреки воле отца ставший художником; эмигрант, руководитель собственной школы, окончивший жизнь в нацистском гетто.
А мы сегодня лишь посмотрим на две картины-сестры, написанные им на веранде русской усадьбы. Жуковский любил подобные уголки, специально путешествовал по России в поисках старинных имений.
Удивительно, как изображения одного места в одно время года могут создавать у зрителя совсем разные ассоциации и настроение!

Еще одного художника-передвижника, Илью Остроухова, как и Василия Поленова, вдохновила золотая осень, царствующая в окрестностях подмосковного Абрамцево. Те, кто из вас бывал там осенью, знают – там действительно если не царство осени, то уж точно одно из излюбленных ее усадеб! Осень у Остроухова действительно царственная, великолепная и вместе с тем утонченная.

Напоследок – радостная купеческая осень Бориса Кустодиева. Довольные купчихи, чаепитие, самовар и котик – все, что нужно для провинциального уюта! И все это на фоне ярких теплых осенних красок.

Источник

Описание картины “Ранняя осень” Ивана Шишкина

И.Шишкин, “Ранняя осень”, 1866 год, Фото: classic-online.ru

Название Ранняя осень
Страна, художник Россия, Иван Шишкин
Год 1889
Жанр пастораль, реализм
Находится Художественный музей, Алтайский край
Материалы холст, масло

Картину “Ранняя осень” написал русский художник Иван Шишкин в 1889 году.

Бескрайняя любовь в каждом пейзаже

Иван Иванович Шишкин наиболее известен как выдающийся русский пейзажист. Он был одним из тех, кто не только умел увидеть и оценить красоту природы нашей, но и превосходно передать это при помощи красок.

Созерцание его работ навевает мысли о том, как редко в повседневной суете человек обращает внимание на великолепие вокруг.

«Ранняя осень» — повод оторваться от проблем и взглянуть на осенний лес. Художник изобразил переходный период, когда осень уже заявила свои права, но погода еще не успела испортиться. Ни ветра, ни дожди не нарушают покой природы, а листья только начинают приобретать золотистый окрас.

На картине можно отыскать и березы, которых осень едва коснулась, и очертания кленов позади, крона которых уже приобрела рыжеватые оттенки. В левой части будто можно угадать и рябину с алеющими листьями сквозь сплетения ветвей.

В центре композиции – лесная тропа, стремительно убегающая вперед. Прорисовывая ее, Шишкин детально изобразил усыпавшие тропинку оранжевые, желтоватые и уже совсем сухие листья, используя при этом поразительное количество различных оттенков.

По обе стороны от тропы чернеют стволы деревьев, особенно выделяются черно-белые березы. Одни растения устремляются ввысь, за границы видения, другие едва ли занимают пятую часть картины. Но все — от мала до велика — прорисованы.

Кажется, рано или поздно тропка приведет зрителя к речке, которая виднеется из-за деревьев голубоватым пятном. Практически те же оттенки художник использовал, чтобы изобразить небо. В его картине нет места пасмурной и дождливой погоде: солнце ярко светит, оставляя блики на листьях, а небесный свод удивляет синевой.

Создается впечатление, что каждая деталь полотна наполнена любовью автора. И буйство красок, и аккуратность мазков, и разнообразие лесной флоры — все указывает на нежное отношение Шишкина к русской природе, и это не может не отражаться в его работах.

Насладиться этой картиной вживую можно в Художественном музее Алтайского края.

Источник

Оцените статью