Шишкин картины про осень

Описание картины “Осень” Ивана Шишкина

И.Шишкин, “Осень”, 1894 год, Фото: dingyue.ws.126.net

Название Осень
Страна, художник Россия, Иван Иванович Шишкин
Год 1894
Жанр реализм, пейзаж
Находится Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Материалы Холст, масло

Картину “Осень” написал русский художник Иван Шишкин в 1894 году.

Лиричная шишкинская осень

Нарядная, богатая разноцветной палитрой, ранняя осень всегда вдохновляла русских художников-пейзажистов. Тема осени встречается в творчестве И. Левитана, В. Поленова, Ф. Васильева.

Осенние пейзажи есть и в произведениях Шишкина. Многим знакомо полотно художника “Ранняя осень”. Эта яркая солнечная картина изображает первые дни осени, когда та только вступает в свои права. Совершенно противоположна по сюжету другая шишкинская “Осень”.

В сюжете “Осени” изображен более поздний период этого времени года. Скорее всего это уже начало или середина октября. Краски природы уже не так ярки и насыщены, как в начале сентября, но листва еще не опала и в воздухе чувствуется тепло.

Полотно является натурным этюдом. Но пейзаж оказался так хорош, что не требовал доработки, и выглядит как законченная картина. Произведение несколько отличается от многих картин художника. Обычно на полотнах Шишкина четко просматривается целостный лесной пейзаж с уходящей вдаль перспективой.

В этюде “Осень” внимание приковывает центральная композиция. На переднем плане изображены чахлые кустики с побуревшей листвой и пожухлая трава.

Далее художник тщательно прорисовал небольшую группу деревьев. В центре группы отчетливо выделяется одно большое старое дерево в обрамлении более низких тонких берез и молоденьких деревцев. За деревьями простирается серое небо с небольшими проблесками голубизны. На дальнем плане композиции просматриваются золотистые верхушки других деревьев. Они как будто бы освещены солнцем.

Читайте также:  Как сделать осеннюю шляпку своими руками

Передний план картины выписан в охристо-коричневых и темно-зеленых тонах. Деревья на дальнем плане, позолоченные солнцем, разбавляют бурые оттенки передней части картины. Невидимые солнечные лучи бросают блики на пожухлую траву, придавая ей желтовато-зеленый оттенок.

Серое небо, прорезанное голубыми и белыми тонами, вселяет надежду на то, что теплые дни еще не закончилось. В целом этюд наполнен воздухом и ощущением пространства. Картина очень лирична, но навевает необъяснимую грусть.

Источник

Осень Ивана Шишкина, 1894г.

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний — выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.

Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.

Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, — это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:
в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.

Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.

Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

Источник

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Осень в живописи. Осень в работах художников.

Винсент Ван Гог, Осень (1888) Перед нами осень на юге Франции – а точнее, в городе Арль, где Ван Гог планировал создать Мастерскую Юга, объединение художников-единомышленников.

Красивая осень на балконе

Д. Арчимбольдо, Осень (1573) Аллегоричные картины Арчимбольдо пользовались популярностью еще при жизни художника – у него было множество подражателей.

А. Васнецов, Осень (1910-е) Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, не менее талантливый, долгое время рисовал пейзажи, пока из провинции не переехал в Москву. Там он научился видеть прелесть природы в городском ландшафте.

С. Дали, Осенний каннибализм (1936) Картина написана осенью, но в ней нет ничего осеннего. Осенний каннибализм демонстрирует отношение Дали к гражданской войне, развязавшейся в Испании в 1936 г. Мы видим две фигуры, мужчину и женщину, которые пожирают друг друга. Появляются и муравьи – на картинах Дали символ разрушения.

И. Шишкин, Осень (1892) Шишкин – мастер изображения всевозможных растительных форм, и один из самых известных русских пейзажистов.

Джон Э. Милле, Осенние листья (1856) На известной картине английского прерафаэлита Милле компания девочек убирают листья, чтобы сжечь их. Картина написана около дома художника в Шотландии.

И. Левитан, Золотая осень (1895) Исаак Левитан – легендарный российский живописец, мастер так называемого «пейзажа настроения». У Левитана две картины с названием Золотая осень, и очень много полотен, написанных именно в это время года.

К. Моне, Осень в Аржантее (1873) Аржантей, предместье Парижа, облюбовали импрессионисты – здесь творили Моне, Мане, Сислей, Ренуар. Клод Моне снимал здесь дом напротяжении нескольких лет.

Э. Уайет, Мир Кристины (1948) Уайет посвятил эту картину Кристине Ольсон, его соседке — сидя на осеннем пшеничном поле, Кристина смотрит на собственный дом. Кристина страдала от последствий перенесенного в детстве полиомиелита, но всегда поражала Уайета своей целеустремленностью.

Д. Поллок, Осенний ритм (1950) Лидер абстрактного экспрессионизма отменил, как он сам сказал, работу на мольберте – Поллок раскладывал холст на полу, становился на него, «входил в него», и рисовал.

Autumn, Frederic Edwin Church

Castle In An Autumn Landscape, David Cox

Autumn Leaves, Thomas Lloyd

Autumn Sun, Edward Cucuel

Tea in the Park, Edward Cucuel

О. Алимова. Осенний парк.

Э. Панов. Осенний натюрморт.

В. Нестеренко. Осенние листочки.

Е. Волков. Октябрь — пейзаж берез.

Е. Бархаткова. Яблоня осенью.

В. Чернаков. Осенний пейзаж.

Марк Китли. Пейзаж.

О. Щербаков. Парк после дождя.

А. Косликс. Отражение осени.

А. Косликс. Осенний лес.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нижегородский государственный художественный музей

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пермская государственная художественная галерея

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.

Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Холст, масло. 90 x 100 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Тюменский областной музей изобразительных искусств

Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ивановская обл.

Одесский художественный музей, Украина

Харьковский художественный музей, Украина

Ярославский художественный музей

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра

Самарский областной художественный музей

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Смоленский государственный музей-заповедник

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Государственный Музей искусств Узбекистана, Ташкент

Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Государственный Литературный музей, Москва

Ростовский областной музей изобразительных искусств

Одесский художественный музей, Украина

Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар

Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, Украина

Луганский областной художественный музей

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Холст, масло. 72 x 106 см

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.

Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина

Нижегородский государственный художественный музей

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Нижегородский государственный художественный музей

Вологодская областная картинная галерея

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник

Оцените статью