Симфония чайковского времена года осень
Пётр Ильич Чайковский «Осень»
«Времена года». Эта излюбленная творческими людьми тематика во все времена привлекала не только художников и поэтов, но и композиторов разных стилей и направлений. Произведения с таким названием мы встречаем у многих великих музыкальных сочинителей, среди которых Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Джон Кейдж, Астор Пьяццолла и, несомненно, всем хорошо известны «Времена года», созданные вдохновенным гением Чайковского . Двенадцать незамысловатых, но трогательных музыкальных картинок, покоряющих искренностью и очаровывающим лиризмом, в которых в соответствии с каждым месяцем красочно иллюстрируется то или иное время года. Сегодня наш разговор пойдёт об осеннем периоде, который в цикле Петра Ильича представлен тремя композициями: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».
Историю создания фортепианных пьес, живописно отображающих осень в цикле П.И. Чайковского «Времена года» , а также интересные факты и содержание этих произведений читайте на нашей странице.
История
Различные обстоятельства, а помимо того загруженность педагогической работой в консерватории обязывала Чайковского осень 1875 года провести в Москве. Композиторское внимание Петра Ильича в то время было обращено на создание балета «Лебединое озеро» , заказ на который он получил минувшей весной. Однако, как нередко бывает у получивших признание композиторов, не успел маэстро закончить одно произведение, но уже принял предложение на создание следующего.
В ноябре в письме к Чайковскому обратился владелец петербургского музыкального нотного ежемесячного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард. Издатель просил композитора сочинить двенадцать пьес для фортепиано по придуманным им заглавиям, которые опубликовались бы в журнале ежемесячно и составляли цикл полного годичного круга.
Из этого следовало, что Петру Ильичу по уже уготованной программе, которая пришлась ему по душе, оставалось лишь сочинить музыку. Отказать Бернарду композитор не мог. Во-первых, взаимоотношения Чайковского с семьёй издателя журнала, в котором с 1973 года неоднократно печатались его романсы , были весьма дружескими. А во-вторых, гонорар, предложенный Петру Ильичу за эту работу, превзошёл все ожидания.
К сочинению фортепианных пьес композитор приступил незамедлительно и уже в середине декабря отправил Николаю Матвеевичу первые два произведения с сопроводительным письмом, в котором проявлял беспокойство о том, что композиции могут показаться негодными и скучными. Однако произведения заказчику понравились, так как через несколько дней в очередном номере подписчиков журнала оповестили о том, что в грядущем году в каждом выпуске будет печататься новая фортепианная пьеса композитора Чайковского, которая по названию и содержанию будет соответствовать месяцу выхода периодического издания. И как было обещано редакцией, первое произведение увидело свет в январском выпуске.
1876 год был у Чайковского предельно насыщенным. В январе он побывал в Париже, где весьма впечатлился оперой Жоржа Бизе «Кармен» . В августе посетил Байрёйт и там познакомился с Рихардом Вагнером и Ференцом Листом . Однако, несмотря на плотный творческий график, Пётр Ильич строго выполнял свои обязанности перед журналом «Нувеллист» и где бы не находился, без задержки отправлял в Петербург заказное новое сочинение. Месяц за месяцем в издании печаталась очередная композиция, сюжет-программа которой соответствовала текущему временному периоду. Так, в соответствии с графиком композитор сочинил три осенних произведения: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». Необходимо также отметить, что в сентябрьском выпуске музыкального журнала появился анонс о том, что подписчики по окончанию года в качестве поощрения получат сборник всех двенадцати произведений. Обещание редакции журнала было исполнено, и в конце 1876 года был напечатан цикл фортепианных пьес, который Бернард сам озаглавил как «Времена года».
Помимо того, по инициативе Николая Матвеевича обложка сборника была украшена двенадцатью картинками – медальонами, а каждая композиция сопровождалась поэтическими эпиграфами из произведений русских поэтов. По видимому эта идея редактора Петру Ильичу Чайковскому понравилась, так как все последующие издания выпускались в таком изначальном виде.
Интересные факты
- Музыкально-издательская фирма «Нувеллист», которая сделала заказ Петру Ильичу Чайковскому на создание цикла «Времена года», была основана в 1829 году Матвеем Ивановичем Бернардом и специализировалась на фортепианной нотной литературе. Своей добросовестностью она заслужила широкое признание как в России, так и за её пределами. В издательстве печаталось весьма много педагогического репертуара для детей младшего возраста, что способствовало изживанию преобладающих в то время рутинных, скучных приёмов при обучении игре на фортепиано.
- В 1876 году все номера журнала «Нувеллист» открывались новыми фортепианными пьесами П.И. Чайковского, которые впоследствии составили цикл «Времена года», исключение составило только сентябрьское издание. На первой странице данного выпуска была опубликована «Сербская походная песня», переложенная для фортепиано композитором В.И. Главачом. Это был отклик на поддержку антитурецкого восстания в Герцеговине.
- Н.М. Бернард предложил Чайковскому за цикл из двенадцати фортепианных произведений настолько высокий гонорар, что в сопровождающем первые две пьесы письме Пётр Ильич просил издателя откровенно высказать своё мнение о новых сочинениях, и если они не понравятся, то композитор обязуется их пересочинить.
- Переложения произведений из фортепианного цикла «Времена года», в том числе «Охоты», «Осенней песни» и «На тройке» сегодня сделаны для многих инструментов и ансамблей разных составов. Кроме того они завораживающе звучат в исполнении симфонического и народного оркестров.
- Музыкальный фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде в 2016 году, особенно запомнился участникам и гостям мероприятия тем, что на нём одно из самых популярных произведений русской музыкальной классики «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» было исполнено в шести вариантах.
- П.И. Чайковский «Времена года» 12 характерных картин для фортепиано.
Содержание «Осени» Чайковского
Осень. Эта особенная пора времени года постоянно привлекает поэтов, художников и композиторов своей необычайной красотой искрящихся золотых красок. Как было сказано выше, в цикле Чайковского она представлена тремя пьесами: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». В данных музыкальных зарисовках Пётр Ильич во всей красе ярко изобразил не только изменения в природе, но и душевное состояние и чувства человека, испытываемые им в данное время года.
Первая пьеса, открывающая осенний период и иллюстрирующая месяц сентябрь называется «Охота». Её предваряет эпиграф из произведения А.С. Пушкина «Граф Нулин». Эта яркая жанровая сценка, отображающая азартную барскую забаву, столь популярную в дворянских усадьбах в девятнадцатом веке. Охота была любимым занятием владельцев поместий, так как проходила шумно, с радостной суетой, с призывной перекличкой рогов, звонким лаем своры собак, а самое главное требовала от участников ловкости и силы. Вот такую осеннюю потеху господ и рисует Чайковский в музыке «Сентября».
«Охота» написана в четырёхдольном размере, тональности Соль мажор, и как другие композиции, входящие в цикл «Времена года» имеет трёхчастную форму. Выразительная и живописная, насыщенная звукоизобразительными приёмами, она начинается с призывного сигнала охотничьего рога, а затем, имитируя чеканный топот копыт резвых лошадей, рисует стремительную скачку. Чайковский применяет здесь язык, наработанный европейскими композиторами, присущий так называемой охотничьей музыке. Он насыщает произведение обилием пунктирных ритмических фигур, а также своеобразными гармоническими составляющими, демонстрирующими удивительное мастерство и фантазию композитора.
В крайних частях произведения Пётр Ильич рисует оживлённую подготовку и выезд на охоту. В среднем разделе характер музыки немного меняется, так как отображает процесс выслеживания и погоню за диким зверем.
Вторым произведением, воспевающим красоту природы, переливающуюся роскошным многоцветием осенней поры, является «Октябрь. Осенняя песнь». Эта композиция в фортепианном цикле Чайковского занимает особенное место, так как своеобразным образом подводит итог жизни природы, которая поначалу увядает, а затем будто-то бы умирает. К тому же заунывный дождик вынуждает печалиться по прошедшему лету, как символу активной жизни. В это время грустное настроение царит и в душах людей, поэтому музыка пьесы окрашена колоритом меланхолии и светлой тоски.
Данная композиция, написанная Чайковским в тональности ре минор, четырёхдольном размере и трёхчастной форме, является ярким примером характерной для композитора мелодизации, которой он весьма искусно наделяет фортепианную фактуру. В результате музыкальный материал произведения, представляет собой красивое кружевное сплетение самостоятельных голосов.
Открывающее «Осеннюю песнь» музыкальное предложение пропитано грустью и интонациями вздохов. Затем в следующем построении к первоначальной теме, которая теперь проходит на октаву ниже, прибавляется второй голос, звучащий гораздо уверенней, чем основная мелодия: он как будто утешает и успокаивает. Музыка среднего раздела вносит в тоскливый характер композиции некоторое просветление, вызывающее трепетное чувство, а также напоминающее о согревающих душу тёплых лучах солнца. Вскоре начинается третья часть, которая по тематическому материалу повторяет первую, то есть вновь возвращаются печальные «вздохи, а в заключении композиции уже всё окончательно замирает.
Третьим и последним осенним месяцем является ноябрь. В фортепианном цикле «Времена года» Чайковский представил его композиций под названием «На тройке». Природа в России в этот период необычайно восхитительна. Выпадает первый снег, который укрывает белоснежным, искрящимся на солнце покрывалом дороги, поля и луга. Деревья разукрашиваются белой ледяной изморозью. Реки затягиваются тонким льдом. Красота такая, что не описать словами.
В это самое время в России быстрая езда на санях, запряжённых тройкой лошадей, считалось лучшей забавой. Светит солнце, бодрит мороз, колючий ветер овевает щёки, из-под лошадиных копыт, стремительно бегущих лошадей, вылетает блестящий снег, настроение задорное. Вот такой сюжет, который считается исконно русским, Пётр Ильич и проиллюстрировал в выразительной композиции, посвящённой последнему месяцу осени.
Пьеса, написанная композитором в тональности Ми мажор, четырёхдольном размере и обычной для данного фортепианного цикла трёхчастной форме, начинается красивой воодушевлённой мелодией, которая, звуча в октавном изложении, явственно отображает широкие просторы и раздолье русских земель. Лирическое и воодушевлённое настроение присущее первой части в среднем разделе меняется, музыка становится радостной и задорной: в ней отчетливо слышится весёлый перезвон бубенцов и бег резвых коней. В третьей части вновь возвращается лирическая тема, однако теперь она изящно украшена заливистыми переливами колокольчиков, которые заглушают присущий в начале произведения грустный настрой. Постепенно музыка становиться тише. Тройка резво проскакала и скрылась вдали.
Все три пьесы Петра Ильича Чайковского , которые в цикле «Времена года» представляют осень, пользуются особой популярностью, так как, обладая глубокой поэтичностью и проникновенной лирической теплотой, с первых звуков пленяют сердца слушателей своей искренностью и мелодической выразительностью. Они настолько понятны и просты, что непрестанно звучат как в учебных классах, так и на сценах больших концертных залов в исполнении выдающихся музыкантов и заслуженных коллективов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Осень»
Источник
Чайковский. Времена года. Октябрь — Осенняя песнь
Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Октябрь. Осенняя песнь
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.
Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, — писал композитор.
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
(А. К. Толстой)
Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин).
«Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально — это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет».
В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:
Осенний вечер. Небо ясно,
А роща вся обнажена —
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет — по песку аллей широких
Все улеглись — и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд.
В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.
Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.
Если попытаться сформулировать, какими средствами это достигнуто в «Осенней песне», то в первую очередь нужно сказать об особенности мелодии этой пьесы. Ее главный элемент — «мотив вздоха»: два нисходящих ближайших друг к другу по высоте звука, действительно выражающие вздох сожаления, грусти, может быть, даже скорби. Этот мотив сам по себе тысячи раз встречался в музыке, и требуется гениальная одаренность, чтобы в 1001-й выразить им какой-то новый оттенок чувств. Чайковскому это удалось. Композитор передал душевную боль и безысходную печаль. Напрашивается сравнение с арией Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама», с арией Ленского «Куда, куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин».
Мелодия «Осенней песни» начинается на слабую долю, что усиливает выразительность фразы. Она, эта фраза, ступает как бы с усилием, превозмогая душевную боль, синкопированно (иными словами, звуки возникают на слабую долю, длятся, пока проходит пульс сильной доли, и дальше опять звучат на слабую). Кстати, слабые (четные — вторая и четвертая) доли в четырехдольном размере, в котором написана пьеса, прочно ассоциируются с выдохом, тогда как сильные — со вздохом.
Здесь, в первой фразе, есть еще легкая грусть, но в развитии пьесы экспрессия усиливается, звеньев синкоп становится больше, и мы ощущаем усиление напряжения. Композитор дает в начале пьесы ремарку: Andante doloroso e molto cantabile (в темпе спокойного шага, печально и очень певуче). Все внимание слушателя сосредоточено именно на мелодии, ничто не отвлекает от нее, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента. И пьеса эта являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. Причем эту истинно фортепианную пьесу легко можно представить себе в качестве соло скрипки с аккомпанементом струнных инструментов. С равным успехом это мог бы быть романс, а по ходу пьесы даже дуэт мужского и женского голосов.
Пока мелодия не покинула верхний регистр, не перешла к мужскому голосу, она создает изумительный мелодический рисунок, абсолютно точно совпадающий с линией, которую рисует в воздухе падающий лист, несомый легким дуновением осеннего ветерка, – соедините мысленно ноты мелодии в тактах 7–8, где она начинается с верхнего своего звука и далее ниспадает в мягком триольном ритме (и опять с синкопами!), «захватывая» по пути все звуки хроматической гаммы. Это абсолютно точное музыкальное выражение фразы: «Листья пожелтелые по ветру летят…» 1 .
Такой хроматический ход в пределах кварты получил название passus diriusculus (лат. — жестковатый ход). Но таковым, то есть жестким, он считался давно, в эпоху Средневековья; в более близкие нам времена он олицетворял самую сильную степень экспрессии. Его использовали многие композиторы, некоторые даже злоупотребляли им. Однажды М. Балакирев написал В. Стасову: «Глинка вообще очень любил хроматические контрапункты, которыми переполнены все его сочинения. Вся «Арагонская хота» усеяна одними хроматическими контрапунктами. Никаких других не видать там». (Жизнь этого мотива-эмблемы на протяжении столетий музыкальной истории — отдельная тема для разговора: чрезвычайно интересно проследить, как один и тот же набор нот преображается до неузнаваемости в зависимости от своей одежки — гармонической — и ритмического оформления; это могла бы быть интереснейшая история музыкальных стилей, проиллюстрированная одним мотивом.)
С переходом мелодии в теноровый регистр, то есть с того момента, когда монолог сопрано превращается в диалог этих голосов, ритмические комбинации становятся более разнообразными, появляется большая драматическая напряженность. Инструментальная пьеса превращается в оперную сцену. Отдельные хроматические ходы нисколько не нарушают ладовой основы минора, но, как это часто бывает у Чайковского, свидетельствуют о полноте раскрытия всех внутренних возможностей лада.
Эта пьеса хотя и написана в трехчастной форме, как и все остальные в этом цикле, отличается от большинства тем, что средняя часть не несет контраста, в ней нет новых музыкальных идей, но она доводит конфликт голосов и, следовательно, персонажей (Чайковский — мастер драматических сцен) до кульминации. После дважды повторенной страстной фразы, состоящей из трех звеньев секвенции (по одному такту каждое), и заключительного такта с молящей интонацией — эпизода, в котором господствует верхний голос (женское начало), — звучит ответ нижнего голоса: усталый, как бы эмоционально исчерпанный, «израненный». Это сольный речитатив — несколько интонаций вздоха, тех же, с которых началась пьеса, и они же через секунду вновь возникнут в репризе, к которой этот речитатив ведет. Речитатив с усилием взбирается к своей высшей мелодической точке и оттуда спускается — устало и как бы прихрамывая: каждый его звук возникает на слабую долю (синкопированно).
Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.
Постепенно всё успокаивается, звучание переходит в низкий регистр. В предпоследнем такте аккомпанемент (тонический аккорд) истаивает раньше, чем заканчивает свою фразу солирующий голос: на сей раз этот голос мужской, в отличие от женского, фразой которого пьеса начиналась. Здесь П. Чайковский воспользовался нечасто встречающимся приемом: пьеса формально кончается не на тонике (главном звуке тональности), а на звуке V ступени гаммы — на доминанте. Так это выглядит для глаза (в нотах). Но на слух — чуткого слушателя, способного продлевать слышимое внутренним слухом, то есть в своем сознании, — тоника еще жива, она ощущается…
Чайковский замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет ответа. И разве не бывает так в истинной драме, в сложных человеческих отношениях?
1 Образ осыпающихся листьев возбуждал фантазию многих композиторов — до и после Чайковского. Достаточно вспомнить чудесную пьесу «Листопад» английского композитора елизаветинской (шекспировской) эпохи Мартина Пирсона, шлягер 50-х гг. XX века «Опавшие листья» французского композитора Жозефа Косма, памятный в исполнении Ива Монтана, или другой, еще более близкий нам по времени пример — песня Р. Паулса «Листья желтые». Поразительно, что названные произведения, принадлежащие музыкальной культуре разных столетий, написаны — по случайности ли? — в тональности ре минор. Очевидно, есть в ней что-то особенно ностальгическое. И еще одно наблюдение — о ре миноре у Баха, — сделанное Эрвином Бодки, крупнейшим знатоком его творчества: «В медленных пьесах — в инвенции, симфонии, прелюдии и фуге из I тома «Хорошо темперированного клавира», а также в медленной части Токкаты господствует созерцательное настроение» (Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. Пер. с англ. А. Майкапара. – М. 1993). И уж совсем поразительно, добавим мы, что и симфония, и еще явственнее — тема фуги в этой тональности из II тома «Хорошо темперированного клавира» содержат тот самый хроматический ход, который обыгрывает Чайковский в этой своей пьесе!
Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»
На постере: фрагмент картины Исаака Левитана «Золотая осень»
Источник