Синтаксический анализ как задумчиво синеют поздней осенью долины уходя друг за другом

Синтаксический анализ как задумчиво синеют поздней осенью долины уходя друг за другом

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В следующие осени,(1) коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес,(2) они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке,(3) а на деревца,(4) привезённые из питомника,(5) так ни разу и не позарились.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.

(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей1 на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.

(13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

Читайте также:  Наблюдение труд дворника осенью

(14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают — сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.

(17)А вокруг рябины цветы растут — медуница-веснянка. (18) После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду, даже на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

(21)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой. (22)Я — доблестный хозяин — к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

(23)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

(24)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (25)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (26)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(27)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (28)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет. (29)Пробовал сажать — одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(30)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

1 Небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.

* Астафьев Виктор Петрович (1924—2001) — русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы — военная и деревенская.

Источник

Подготовка к ОГЭ Задание 2 «Синтаксический анализ»

Список вопросов теста

Вопрос 1

1) Как задумчиво синеют поздней осенью долины, уходя друг за другом в горы! 2) небо равнодушни и низко висит над горами, и неподвижно лежат свинцовые озёра, налитые между туманно-сизыми кряжами.

3) Да, печальна была наша дорога в гору! 4) Лес на обравах и скатах, редкий и низкорослый, дремал и скупо ронял мелкие желтые листья. 5) Редко слышылся птичий свист мальчишек-пастухов, собиравших по кустарникам хворост.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • синеют (предложение 1)
  • лежат озера (предложение 2)
  • дорога была (предложение 3)
  • ронял листья (предложение 4)
  • слышался свист (предложение 5)
Вопрос 2

1) Было тихое летнее утро. 2) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля ещё блестели росой. 3) Из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу весело распевали ранние птички. 4) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. 5) По высокой, зыбкой ржи, переливаясь то серебристо-зелёной, то красноватой рябью, с мягким шелестом бежали длинные волны; в вышине звенели жаворонки.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • было (предложение 1)
  • довольно высоко стояло (предложение 2)
  • птички весело распевали (предложение 3)
  • виднелась деревенька (предложение 4)
  • бежали волны (предложение 5)
Вопрос 3

1) Летним утром тепло. 2)Пахнет речным туманом, который успел оторваться от воды и путается теперь в вершинах прибрежных деревьев, в верхушках темного елового леса на том берегу. 3) Вытирая руки пучком травы, размял стебель мяты, и вот теперь разливается в неподвижном воздухе её крепкое благоухание.

4) Прислушаешься — птицы поют, приглядишься — сонные капли росы на траве и цветках. 5) Может быть, дрогнет как в зеркало впаянный попловок и, морщиня зеркало и разрезая его, уверенно пойдет вкось под широкий глянцевитый лист кувшинки.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • тепло (предложение 1)
  • который успел оторваться (и) путается (предложение 2)
  • стебель размял ( предложение 3)
  • капли росы сонные (предложение 4)
  • поплавок дрогнет (предложение5)
Вопрос 4

1) Пейзажи Фёдора Васильева похожи на лирические стихотворения. 2) Поэт в стихах рассказывает о собственных чувствах и переживаниях, и каждый не только понимает чувства и переживания поэта, но и разделяет их, отзывается на них сердцем. 3) И картины Васильева тоже имеют свой голос, мы слышим голос художника, и каждому чудится, будто именно для него создавался этот пейзаж.

4)В Крыму Ф. Васильевым была написана картина «Мокрый луг», ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. 5) На ней нет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря, на ней лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • пейзажи похожи на лирические стихотворения (предложение 1)
  • чувства и переживания понимает (предложение 2)
  • чудится (предложение 3)
  • картина была ( предложение 4)
  • нет (предложение 5)
Вопрос 5

1) На картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво» изображен ясный солнечный зимний день. 2) Художник изобразил сияющие белизной заснеженные холмы и равнины, покрытые пушистым снегом деревья, домики с засыпанными снегом треугольными крышами. 3) На полотне царит радостное оживление: спешит куда-то дружная компания ребят, дети увлечены зимнеми забавами. 4) Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только легкая морозная дымка окутывает небо. 5) Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • день изображён (предложение 1)
  • изобразил холмы и равнины, деревья и домики (предложение2)
  • дети увлечены (предложение 3)
  • воздух прозрачен (предложение 4)
  • снег кажется ( предложение 5)
Вопрос 6

1) Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. 2) К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. 3) Его друг Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин во многом опередил своих товарищей: знал то, о чем они даже не слышали.

4) В 1811 году по инициативе Александра 1 открывалось новое учебное заведение для дворян, в которое было вложено многое из того, что имела культурная Россия, — Лицей в Царском Селе, на который возлагали большие надежды. 5) В Лицей и повёз Александра его дядя, известный в то время писатель Василий Львович Пушкин.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • исполнилось одиннадцать лет (предложение 1)
  • получил образование (предложение 2)
  • знал (предложение 3)
  • было вложено (предложение 4)
  • Василий Львович Пушкин повез (предложение5)
Вопрос 7

1) Праздинки бывают разные: семейные, фольклорные, государственные, религиозные. 2) Есть те, которые празднуют испокон веков, и есть появившиеся совсем недавно. 3) Праздник народного единства отмечают с 2005 года 4 ноября в знак освобождения нашего государства от польских интервентов в 1612 году. 4) Этот день напоминает людям о том, что могущество страны — в единстве её народа. 5) Независимо от вероисповедания и национальности в 1612 году все люди смогли объединиться и таким образом отстоять свободу своего Отечества.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • праздники бывают (предложение 1)
  • которые празднуют (предложение 2)
  • отмечают (предложение 3)
  • день напоминает (предложение 4)
  • люди смогли (предложение 5)
Вопрос 8

1) Поступок Данко — это подвиг самопожертвования во имя счастья людей, а совершая подвиг, люди руководствуются сердцем, а не разумом. 2) Данко не размышлял о том, ка поступить разумнее, в своих поступках он руководствовался беззаветной любовью к людям, стремлением отдать всего себя, для того чтобы они были счастливы. 3) Герой не расчитывает на благодарность людей, он любит их такими, какими они есть. 4) Даже если они испытывают по отношению к нему ненависть и готовы его уничтожить, он осознает, что это от страха и бессилия, что они нуждаются в помощи, и стремлении помочь им не оставляет его. 5) Смысл легенды состоит в утверждении мысли о бессмертии подвига: яркие искры в степи будут вечно напоминать людям о горячем сердце Данко.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • это подвиг (предложение 1)
  • они были счастливы (предложение 2)
  • герой не рассчитывает, любит (предложение 3)
  • испытывают ненависть (предложение 4)
  • искры будут напоминать ( предложение 5)
Вопрос 9

1) В феврале 1837 года за написание стихотворения «Смерть Поэта» М.Ю.Лермонтов был арестован и заключен под стражу. 2) Находясь в петербургской тюрьме, обугленными спичками на сером обёртке от еды поэт пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». 3) Стихотворение относится к филосовской лирике: яркие пейзажные зарисовки в первой, второй и третьей строфах являются основой для философских размышлений лирического героя и приближают читателя к пониманию особенностей его мировосприятия. 4) Ведущая тема стихотворения — человек и природа: по мысли лирического героя, только созерцание красоты природы дарует человеку душевную гармонию, которой он не может обрести в обществе, ощущение счастья и единения с божесвенным началом. 5) Эти размышления проникнуты светлым чувством спокойствия и умиротворения, но в тоже время читателя не оставляет ощущение трагизма существования лирического героя в обществе, где он испытывает постоянную душевную тревогу.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • М.Ю.Лермонтов был арестован (предложение 1)
  • пишет стихотворение (предложение 2)
  • зарисовки являются (и) приближают (предложение 3)
  • он не может обрести (предложение 4)
  • ощущение не оставляет (предложение 5)
Вопрос 10

1) Басня «Обоз», сюжет которой связан с событиями Отечественной войны, впервые была опубликована в журнале «Сыны Отечества» в ноябре 1812 года. 2) Уже была оставлена неприятелю и разорена Москва, и русские люди негодовали, роптали на осторожность главнокомандующего, жаждали решительного боя. 3) Иван Андреевич Крылов, понимая замысел Кутузова, ожидавшего удобного момента для решительных действий и спокойно и настойчиво приводящего свой план уничтожения армии Наполеона в исполнение, басней «Обоз» пытался воздействовать на общественное мнение. 4) Он сравнил полководца со старым добрым конем, который принял на себя всю тяжесть обоза и не дал ему скатиться под гору. 5) Баснеписец сумел показать, чем обязаня Россия мудрой медлительности Кутузова, а прочитав басню семье вельможи Оленина, он сказал: «Кутузов — конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьёт».

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.Запишите номера ответов.

Источник

Оцените статью