Синтаксический разбор стихотворения осень

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

1. История создания

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

Читайте также:  Ноябрь это поздняя осень

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §1. Синтаксис. Синтаксический разбор. Упражнение №8

Прочитайте стихотворение. Попытайтесь передать своими словами описанную поэтом картину осени. Спишите. Сделайте письменный синтаксический разбор первого предложения. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 205 .) Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих.
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Меж редеющих верхуш..к
Показалась синева.
Зашумела у опуш..к
(Ярко) ж..лтая листва.
Птиц не слышно.
Тресн..т мелкий
Обломившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Л..гкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней —
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень. (А. Твардовский)

Решение

ЛЕС ОСЕНЬЮ
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко− жёлтая (желтеть) листва.
Птиц не слышно.
Треснет (треснуть, 1 спр., 3 −е л., ед. ч.) мелкий
Обломившийся сучок ,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок .
Стала ель в лесу заметней —
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень. (А. Твардовский)
В стихотворении «Лес осенью» А. Твардовский изобразил картину осеннего леса. Нам представляется небольшая лесная опушка, обрамлённая лиственными деревьями в ярко−жёлтом убранстве. Среди берёз и осин выделяются высокие стройные ели. Мех их темно−зеленых верхушек виднеется голубовато−серое небо с быстро плывущими белыми облаками. Тишина. Одинокий подосиновик со сдвинутой набекрень шляпой даже не привлёк внимание рыжего бельчонка, ловко прыгающего с ветки на ветку. От лёгких прыжков шустрого зверька треснет обломившийся сучок. И опять тихо.
Меж редеющих верхушек показалась синева . (Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа: показалась синева., распространённое.).

Источник

Анализ стихотворения «Осень» Николая Карамзина

Любой человек, наблюдая осеннее увядание природы, печалится. Радует его только одно: весной всё вновь воскреснет и обновится. Другое дело — старость, которая приводит людей к увяданию, но, в отличие от природной осени, не приводит к воскрешению. Именно об этом размышляет Н. М. Карамзин в стихотворении «Осень».

Произведение написано Н. М. Карамзиным во время пребывания в Женеве в 1789 году. Тоска по родине и философские размышления привели поэта к созданию этого стихотворения. «Осень» — яркий пример поэзии сентиментализма, чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, содержащей философские размышления. Тема стихотворения заявлена в его названии. Однако автор подразумевает под осенью не «природы увяданье», а этап жизни стареющего человека. Идея автора — предупредить своего читателя о том, что жизнь людская скоротечна и безвозвратна.

Образы и мотивы стихотворения

В «Осени» можно выделить два образа:

  • образ природы, которая увядает осенью и обновляется весной;
  • образ старца, который скоро увянет навеки.

Всё произведение проникнуто грустью и тоской.

Композиция

Стихотворение состоит из 8 строф. В первых 7 четверостишиях автор описывает осеннюю природу, в последнем же он с горечью отмечает, что «Старец весною // Чувствует хладную зиму // Ветхия жизни».

Ритмический строй

Стихотворение написано разностопным дактилем. Рифма в нём отсутствует: оно написано белыми стихами. Перечисленные факты вызывают небольшие затруднения при прочтении.

Художественные средства

Для изображения унылой поры автор использует несколько приёмов:

  • эпитеты: «мрачной», «седые», «унылым»;
  • олицетворения: «Сетуют холмы», «природа восстанет»;
  • слова, имеющие семантику «цвета»: «жёлтые», «седые», «бледную»;
  • глаголы движения: «валятся», «восходят», «стремятся»;
  • устаревшие формы слов: «несяся», «хладную», «ветхия»;
  • ассонанс : в строке «Веют осенние ветры» повторяются однотипные гласные звуки;
  • инверсию: «С шумом на землю валятся // Жёлтые листья»;
  • риторическое обращение: «Странник печальный, утешься!».

Стихотворение Н. М. Карамзина вызывает тяжёлые философские размышления о быстротечности жизни. Вместе с тем нельзя отказать поэту в мастерстве использования средств языка, так чётко и точно описывающих осеннюю природу.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 74.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 74.

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты“мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.

Олицетворение“листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь” . Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Источник

Оцените статью