- Михаил Лермонтов Солнце осени
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Лермонтов М — Солнце осени (стих.чит. В.Бабятинский)
- Михаил Лермонтов Солнце осени
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Лермонтов Михаил — Солнце осени
- Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Михаил Лермонтов Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.11.2016. Мирра Лохвицкая Я люблю тебя ярче закатного неба о
- 29.11.2016. Дмитрий Цензор Месяц и поэт
- 28.11.2016. Александр Федоров Поэзия
- 27.11.2016. Валерий Брюсов Будущее
- 26.11.2016. Абдулхак Игебаев О, времени ветер
- 25.11.2016. Николай Рабочий Спирали
- 24.11.2016. Николай Рабочий Зеркало заднего вида
- 23.11.2016. Елена Аксельрод Ах, сизый, ах, шея зеленая
- 22.11.2016. Николай Рабочий Никто не виноват
- 21.11.2016. Елена Николаевская Всё позабудется
- 20.11.2016. Ольга Дьякова Ночной трамвай звенеть не будет всле
- 19.11.2016. Василий Геронимус Роятся вокруг беспокойные пятна
- 18.11.2016. Александр Чижевский Восход Луны
- 17.11.2016. Рамиль Янбек Клокотало всю ночь вдоль всего побере
- 16.11.2016. Рафаэль Ермолаев-Багатайский Первый день
- 15.11.2016. Екатерина Полянская Что останется, если отплыл пер
- 14.11.2016. Алиса Рекунова Взрываясь о камни потоками волн
- 13.11.2016. Александр Чижевский Музыка
- 12.11.2016. Светлана Новгородцева Архитектура пустоты
- 11.11.2016. Василий Геронимус Не я
- 10.11.2016. Ольга Нацаренус Босиком по асфальту
- 09.11.2016. Петр Тобуроков Мысли
- 08.11.2016. Анатолий Гоморев Вечерний звон
- 07.11.2016. Анатолий Гоморев О, осень, время всех поэтов
- 06.11.2016. Нина Шейкина Исповедь
- 05.11.2016. Константин Вегенер Что привезти тебе из сумрачной
- 04.11.2016. Александр Чижевский Осеннее раздумье
- 03.11.2016. Михаил Лермонтов Солнце осени
- 02.11.2016. Анатолий Рыбкин Мы с тобою приуныли попросту
- 01.11.2016. Александра Кириллова Ноябрь, я боюсь тебя
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Лермонтов М — Солнце осени (стих.чит. В.Бабятинский)
«СОЛНЦЕ ОСЕНИ», стих. раннего Лермонтова (1830—31), медитативный монолог, в центре которого мотив обманутой любви, характерный для интимной лирики поэта.
Б. Эйхенбаум связывает стих. с историей отношений Лермонтова с Н.Ф. Ивановой.
Лермонтов М. Ю. — «Солнце осени»
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Дата написания: 1830-1831 год
Валерий Константинович Бабятинский (род. 1942) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР
Валерий Бабятинский выступает и как чтец, мастер художественного слова, занимается общественной работой, преподаёт в театральных ВУЗах (профессор кафедры «Сольное академическое пение» ГМПИ им. Ипполитова — Иванова и профессором кафедры устной и сценической речи).
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Источник
Михаил Лермонтов Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.11.2016. Мирра Лохвицкая Я люблю тебя ярче закатного неба о
- 29.11.2016. Дмитрий Цензор Месяц и поэт
- 28.11.2016. Александр Федоров Поэзия
- 27.11.2016. Валерий Брюсов Будущее
- 26.11.2016. Абдулхак Игебаев О, времени ветер
- 25.11.2016. Николай Рабочий Спирали
- 24.11.2016. Николай Рабочий Зеркало заднего вида
- 23.11.2016. Елена Аксельрод Ах, сизый, ах, шея зеленая
- 22.11.2016. Николай Рабочий Никто не виноват
- 21.11.2016. Елена Николаевская Всё позабудется
- 20.11.2016. Ольга Дьякова Ночной трамвай звенеть не будет всле
- 19.11.2016. Василий Геронимус Роятся вокруг беспокойные пятна
- 18.11.2016. Александр Чижевский Восход Луны
- 17.11.2016. Рамиль Янбек Клокотало всю ночь вдоль всего побере
- 16.11.2016. Рафаэль Ермолаев-Багатайский Первый день
- 15.11.2016. Екатерина Полянская Что останется, если отплыл пер
- 14.11.2016. Алиса Рекунова Взрываясь о камни потоками волн
- 13.11.2016. Александр Чижевский Музыка
- 12.11.2016. Светлана Новгородцева Архитектура пустоты
- 11.11.2016. Василий Геронимус Не я
- 10.11.2016. Ольга Нацаренус Босиком по асфальту
- 09.11.2016. Петр Тобуроков Мысли
- 08.11.2016. Анатолий Гоморев Вечерний звон
- 07.11.2016. Анатолий Гоморев О, осень, время всех поэтов
- 06.11.2016. Нина Шейкина Исповедь
- 05.11.2016. Константин Вегенер Что привезти тебе из сумрачной
- 04.11.2016. Александр Чижевский Осеннее раздумье
- 03.11.2016. Михаил Лермонтов Солнце осени
- 02.11.2016. Анатолий Рыбкин Мы с тобою приуныли попросту
- 01.11.2016. Александра Кириллова Ноябрь, я боюсь тебя
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Лермонтов Михаил — Солнце осени
«СОЛНЦЕ ОСЕНИ», стих. раннего Лермонтова (1830—31), медитативный монолог, в центре которого мотив обманутой любви, характерный для интимной лирики поэта.
Б. Эйхенбаум связывает стих. с историей отношений Лермонтова с Н.Ф. Ивановой.
Лермонтов М. Ю. — «Солнце осени»
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?
Дата написания: 1830-1831 год
Валерий Константинович Бабятинский (род. 1942) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР
Валерий Бабятинский выступает и как чтец, мастер художественного слова, занимается общественной работой, преподаёт в театральных ВУЗах (профессор кафедры «Сольное академическое пение» ГМПИ им. Ипполитова — Иванова и профессором кафедры устной и сценической речи).
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Источник
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 74.
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 74.
Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.
Тема – описание природы с приходом осени.
Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.
Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.
Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.
Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.
История создания
В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.
Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.
У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь” . Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.
Источник