Разговор с Осенью или просто 25-е сентября
За окном буянила осень: разливалась дождем и хмурилась темными тучами.
— Ты чего разошлась? – спросила я, распахивая окно и подставляя ладонь под капли.
— Ничего! — огрызнулась Осень, с гордым видом шествуя к соседнему озеру за очередной порцией ливня.
— А мне показалось, что ты не в духе! – заметила я, улыбаясь старой подруге.
Осень не удостоила меня ответом, и я продолжила:
— Кстати, я не заметила, как ты пришла?
-Да? – безразлично глянула Осень и вернулась к своему занятию: поливке парка, который был виден с моего 14-го этажа, — Я никого не хотела беспокоить!
— Так чего сейчас-то? – Попыталась воззвать к ее совести я, — Было так тепло: солнце жмурилось, уютно…
— Знаешь, — прервала меня раздосадовано Осень, — Я тут вдруг узнала, что пока меня не было, Лето забрало мою подругу…
— Оно не забирало, это — прерогатива Зимы! – возразила, вступаясь за Лето, я.
— Еще хуже! Оно ее потеряло! – мне показалось, что на листве Осени заблестели слезы. – Это чудовище, даром что Лето, так бестолково! Кроме как о себе и своей жаре ни о чем путном не хочет думать!
— Ты не права! Мы его всегда ждем! Оно заботится о нас…
— Не ерунди! Я вижу, как оно заботится о вас. Вот скажи мне! – Осень прекратила лить из ведра и присела на скамью под раскидистым деревом во дворе.
— Подожди! — я закрыла окно, выскочила в прихожую, где быстро нырнула из тапок в туфли, обмоталась шарфом и, накинув на плечи куртку, выскользнула из квартиры…
К счастью беседка, стоящая во дворе, оказалась пустой, и я, не очень веря в постоянство Осени, устроилась там для разговора с ней.
— Вот скажи мне, — продолжила со своей скамейки, прерванную мной тираду, Осень, — Мы с Весной, как вечные демисезонники, постоянно уступаем свое место то Лету, то Зиме…
— Но и они иногда тоже…
— Не правда! Это два самых великих лодыря, которых я знаю! Они просто ничего не хотят делать во время, и нам с Весной приходится их выручать! Смотри, все просто! Нам всем положено по три месяца, так?
— Так… — согласилась я, поскольку возражать было нечего.
— Так… А в итоге что получается? Сентябрь я отдаю Лету из-за этой странной истории про паутинки и как там у вас в песне:
«Снегопад, снегопад, не мети мне на кооосу,
Не стучи в мою дверь, у ворот не кружи!
Снегопад, снегопад, если женщина прооосит,
Бабье лето ее торопить не спеши…»
Осень прервала пение и перевела дыхание:
— Ну, и как я могу на такую просьбу ответить? Нет?
— Нет… — соглашаюсь я.
— Нет. Вот и приходится ждать и не торопится! А потом октябрь не успевает закончиться, как заявляется Зима и сыплет первым снегом! И что мне делать? Мне ж надо за отпущенное время краски развести, выкрасить все леса, парки и отдельно стоящие деревья, помочь собрать вам бестолковым урожай! А что это значит?
— Что?
— Где-то дождик придержать, а где-то уже пустить, чтоб делал свое дело! Где-то солнце включить, а где-то и сэкономить!
— Да.
— Да. А потом надо снять всю листву и правильно ее разложить на земле, чтобы она прела Зимой и согревала ростки под снегом! Опять же лужи с червяками проконтролировать! А опята, клюква, желуди?!
— А с желудями-то что? – хохотнула я.
— А кабанов кормить? Вам же, охотникам ненасытным на охоту надо ходить! А ты забыла как в 80-тые кофе у вас не было и вы собирали желуди, сушили их, перемалывали и дрянь эту пили?!
— Даа… — вспомнив детство, пришлось с грустной улыбкой опять согласиться. — Но она же не всегда такая. Иногда она опаздывает или отступает до самого января! Я помню, последние несколько лет под Новый год еще земля не покрыта была…
— Вот-вот! Когда она должна заниматься своими прямыми обязанностями: укутывать озимые снежным покрывалом, работать по праздникам, устраивая малышне горки и катки, — ее нет! А как дать мне свои дела доделать, так является. – возмущению Осени не было предела. — А с Весной что?
— Что? – чтобы поддержать диалог, вставила я.
— Решаем производственные вопросы, девочки? – Вмешался в разговор появившийся внезапно Ветер. Обняв и поцеловав случайными каплями дождя по очереди меня и Осень, он, рассмеявшись, полетел к падающим тяжелым от воды листьям, подхватывая их и в причудливом танце укладывая в увлекательные узоры на дорожках парка.
— Отстань! – отмахнулась от ветреника Осень, но он ее уже не слышал.
— В то время, как люди ждут Весну, как манну небесную, Зима очнувшись и осознав что проволынила весь сезон, вдруг вспоминает, что не высыпала положенный объем снега и начинает заваливать землю, хочу заметить иногда после того, как Весна уже пришла! В прошлом году до самого мая мучила всю здешнюю территорию!
— Да ладно, не кипятись ты так! – попыталась успокоить разбушевавшуюся не на шутку старую подругу.
— Как не кипятись, когда эта карга полностью уничтожает такими действиями все мои усилия. Она губит урожаи! А потом довольная сваливает на покой, оставляя Весне пару дней.
— Почему пару дней?
— Потому что в мае люди, устав от снега и холода, уже не хотят Весны, но зовут Лето, а эта красавица, зная прекрасно, что у нее на каждый год тепла отмерено ровно столько, сколько спланировано еще зимой, является, как звезда местного разлива помпезно с температурой, которая зашкаливает и прогоняет Весну. Весна за такие периоды времени, как и я должна делать все в спешке! И конечно, допускает ошибки. А совсем уж потом, когда Лето должно радовать среднюю полосу теплом и уютом где-то в июле, оно вдруг вспоминает про планы на год и ограничивает людей в том самом малом, что от него ждут. Что мало было летних месяцев, когда вы тут стонали: «Что за лето?»
— Было… — не могла не согласится я.
— Ох… – Вздохнула грустно Осень. — Весне в одном только повезло…
— В чем?
— Ее вы хоть ждете, а меня нет! Может только художники и поэты! Но это – известные психи.
— Да ладно тебе! Даже если мы тебя не ждем, то все равно всегда рады! Ты же неизбежна! Ой… — примолкла я, сообразив, что ляпнула что-то из «не очень-то».
— Вот-вот! – даже не обидевшись, буркнула Осень. – Ты мне рада, потому что я неизбежна. Тебе деваться не куда. Вот скажи, — продолжила она с вызовом, — Ты ждала меня? Ты же вроде поэт. Или уже нет.
— Нет, не ждала, — пришлось мне признаться.
— Нет, я тебя понимаю. – по-дружески бросила Осень, вдруг успокоившись.
— Да? — с подозрением переспросила я, поскольку в словах чувствовался подвох.
— Да… Стихи ты уже устала писать. Да… И потом у тебя сейчас пора лета в жизни, поэтому ты мне и не рада!
— Что за странная связь?
— Ничего не странная. Ты свое лето как проживаешь? Можешь не отвечать, — бездарно! Видимо беря пример с прототипа…
— Кого ты называешь прототипом?
— Обычное Лето… Ты, как и оно, когда надо жарить в июле, кутаешься в плед и прячешься от глаз людских, а потом, когда наступит сентябрь, который надо сказать не за горами, ты бросишься во все тяжкие.
— Ну, знаешь! – обижаться на Осень было не за что, но для проформы было положено возмутиться.
— Ладно! Надоела ты мне! Работать пора! – Осень встала со своей скамейки и вернулась к прерванному занятию.
Она ответственно сбивала листву каплями дождя с деревьев и методично бросала под ноги спешащим прохожим. Я спокойно наблюдала за ней, жалея. Что не прихватила с собой фотоаппарат.
— Вот скажи, куда они торопятся? – Спросила вдруг Осень с сокрушенным видом, опять возвращаясь к разговору.
— От тебя! – с деланным безразличием ответила я.
— Я что, такая страшная? – обеспокоено спросила Осень и мельком глянула на свое отражение в лужах.
— Интересно, что ты видишь в этой ряби? – решила ответить вопросом на вопрос я.
— В ряби меньше отражается морщин… — буркнула Осень.
— «Ты хочешь поговорить об этом»?
— Нет, — огрызнулась моя подруга, — Хотя… Я знаю, почему ты перестала меня ждать! Тебе самой скоро в пору будет петь «Снегопад, снегопад!», а я просто напоминаю тебе об этом!
— Балда! – воскликнула я, смеясь. – Я тебе столько стихов посвятила, а ты! Я же люблю тебя, как всякий уважающий свое безумие поэт!
— Тебе приходится меня любить! Я – красивая!
— И скромная! – добавила язвительно я.
— Да! Прихожу незаметно, ухожу не прощаясь!
— Англичанка, одним словом!
— Да. – в запале выпалила Осень, потом смутилась, — Почему англичанка! Ничего не англичанка.
— Ну, уходишь же, не прощаясь!
— Я просто никому не надоедаю. Во всяком случае, в отличие от Зимы мне не приходится слушать «Когда же эта осень закончится!».
— Слушай, а что если… — я не успела закончить, поскольку опять вмешался Ветер.
— И что вы тут устроили? – спросил он, улыбаясь.
— Ничего особенного….. – Осень с виноватым видом соскользнула со скамейки и, взяв палитру, отправилась разукрашивать листву, бросая на последок, — Теперь не поговорить! Давай завтра.
— Давай. – Согласилась я, вспомнив что и мне пора бы поработать хоть чуть-чуть.
— Этот бардак они называют «ничего особенного»? – не обращая внимание на наши последние слова, пробурчал Ветер. Он сокрушенно покачал верхушками близстоящих деревьев, подхватил, брошенную дворником метлу и, притворно вздыхая, приступил к привычной для себя работе…
. За окном осень рассеивала облака, пропуская на землю робкие лучи вечернего солнца, ветра не было слышно, а на мониторе моего компьютера мерцало:
Прохладная осень, ступая босыми ногами,
Зелёные ветки, стремится одеть в желтизну,
Прощаемся с летом, а лето прощается с нами,
Природа затихла, готовится к долгому сну.
Кружат, опускаясь на землю дрожащие листья,
Серебряным бисером утром ложится роса,
Всё словно раскрашено чьей-то причудливой кистью,
И в лёгкой, седеющей дымке плывут небеса.
Вдогонку за летом летят журавлиные клинья,
Пытаясь догнать уходящие тёплые дни,
И небо не светится яркой торжественной синью,
И травы поникли, надолго уснули они.
Тихонько на сердце звенят колокольчики грусти,
От этой щемящей, предзимней, глухой красоты,
Туманы осенней печали мы в душу не пустим,
Любовью согреем, замерзшие в поле цветы.
Прохладная осень, ступая босыми ногами,
Сплела в покрывало хрустальные слёзы дождя,
По миру прошлась бередящими душу шагами,
И скрылась вдали, в царство чистого снега войдя.
Источник
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с 2–3 лет раннего возраста
Лариса Волкова
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с 2–3 лет раннего возраста
Программное содержание:
Цели:
1. Познакомить детей с характерными признаками осени.
2. Побуждать ребенка к детальному рассматриванию сюжетной картины; продолжать учить обозначать словом или простой фразой (2 слова) то, что ребенок видит на картине.
3. Обогащать словарь за счет слов: осень; листья желтые, красные; лужи, туча, дождик, птицы улетают, букет, листопад.
4. Учить составлять короткий рассказ (2-3 предложения) по сюжетный картине с опорой на детали (начальный этап).
5. Развивать внимание, память, мышление, желание заниматься.
Оборудование: сюжетная картина «Осень», детали картины (осеннее дерево, мальчик и девочка с осенним букетом, туча, лужа, птицы, разноцветные листья).
Ход занятия:
1. Рассматривание сюжетной картины
— представляю картину. Ты (имя ребенка) уже видел (а) эту картину. Давай рассмотрим еще раз внимательно.
Как ты думаешь, какое время года на этой картине? (Осень. Если ребенок не говорит, произносит взрослый, побуждает ребенка к повторению).
— рассматривание переднего плана картины.
— Кто это? (показываю на девочку).
— Что надето на девочке? (ребенок перечисляет и показывает: куртка, сапоги, шапка).
— Что держит девочка в руках? (Девочка в одной руке держит зонтик, а в другой руке букет из осенних листьев).
— Зачем девочке зонтик? (Идет дождь).
— Что делает девочка? (гуляет и собирает осенние листья)
— Кто это? (показываю на мальчика).
— Как одет мальчик? (На мальчике куртка, штаны, ботики, шапка).
— Что делает мальчик? (Он гуляет с девочкой).
Осенью становиться холодно, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, на деревьях листья становятся желтые и красные. Люди из листьев, делают букет. Покажи букет.
— Что еще видишь на картине? (показываю на осеннее дерево).
Осенью на деревьях листья становятся желтые и красные. Покажи дерево.
— Покажи где у дерева ствол? Где веточки? Где листочки?
— Какого цвета стали листочки на деревьях?
— Куда падают листочки? (на землю)
— Есть солнышко на небе?
— Где солнышко? (солнышко спряталось за тучку, идет дождик)
— А теперь послушай, что я тебе расскажу про эту картину.
Наступила осень. Часто идет дождь. Появились лужи. Листочки на дереве желтые, красные. Листья падают на землю. Это называется «листопад».
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Птицы улетают. Дети из листьев делают букет.
— Давай вместе составим рассказ по картине.
Взрослый начинает предложение, ребенок договаривает, выкладывает детали:
Часто идет (дождь) – картинка туча
Появились … (лужи) – картинка лужи.
Листочки на дереве … (желтые, красные) – картинка дерево с осенними листьями.
Листья падают (на землю).
Это называется… (листопад).
Птицы… (улетают) – картинка птицы.
Дети из листьев делают (букет) – картинка дети с букетом из листьев.
— Молодец! Мы с тобой рассмотрели картину и составили короткий рассказ.
2. Физ-минутка «Собери букет из листьев»
Воспитатель. Посмотрите, у нас тоже листопад. Посмотрите, как много листиков нападало. Листочки разные желтые и красные. Давайте соберем букеты из желтых и красных листьев.
3. Оценка занятия.
Конспект итогового занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «В гости к бабушке» Конспект итогового занятия по развитию речи во 2-й группе раннего возраста «В гости к бабушке» Звуковая культура речи. Продолжать учить.
Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «Осень» Цель: Формирование представления об осенних явлениях природы. Задачи: 1. Познакомить детей с характерными признаками осени. 4. Развивать речь.
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Произношение звука [Б]» Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста Программные задачи: • Формировать у ребёнка правильное и отчётливое произношение.
Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» во второй группе раннего возраста Цель: помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Курочка и цыплята» Цель: Систематизировать представление детей о птицах ближайшего окружения. Задачи: • Формировать представления об особенностях частей тела,.
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Моя семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Парус» г. Урень Нижегородской области.
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «На поиски Колобка» Цель: Развитие речевой активности у детей через сказку «Колобок» с опорой на зрительные образы. Задачи Речевое развитие: • развивать связную.
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Экскурсия в медицинский кабинет» Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Тема: Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: Познакомить детей с медицинским.
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Репка» Цель: Учить детей слушать сказку и передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Задачи: Способствовать пониманию содержания.
Сценарий праздника осени в группе раннего возраста с 1,6 лет до 3 лет «Здравствуй, осень» Цель: Развивать музыкальные способности, эмоциональность, вызывать активность детей при подпевании и пении; стимулировать самостоятельное.
Источник