Сравнения стихотворения тютчев осенний вечер

Олимпиады по литературе

Поэзия: Примеры анализа

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.

Какая она, осень. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств? Не каждый может постичь тебя, открыть неоткрытое и навсегда сохранить прелесть узнанного.

Стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень» – это два разных видения, понимания осени.

Какова же эмоциональная оценка осени Ф.И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение: на всём

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф.И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Авторское «я» мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста «багряных листьев», с каждой маленькой частичкой его осени. Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно-сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно. По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.

Читайте также:  Яблоня побелка ствола осенью

В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить («. в крови золотолиственных уборов»), любить («. Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви»), стареть и умирать («. И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль»). Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

В первой части (первом четверостишии) стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор («сумрачные дни. беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной») автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.

Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации («. золотолиственных уборов. горящих взоров. и знойных прихотей любви. »). Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоционального поиска автора: в словах «знойных прихотей любви» скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только «стыдливая печаль» пышно замирающей осени.

В стихотворении «Осенний вечер» Ф.И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание. Нет «беззвучной» и «хладной», горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, «таинственный» и «божественный».

Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения. В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические («зловещий блеск и пестрота дерев»), сложные («грустно-сиротеющей землёю»), цветовые («багряных листьев»); метафоры («божественной стыдливостью страданья»); олицетворения («томный» шелест листьев); градация («ущерб, изнеможенье»). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев ( Багряных листьев томный, лёгкий шелест ), пронизывающее дыхание ветра ( И, как предчувствие сходящих бурь, // Порывистый, холодный ветр порою. ) и – самое главное – тишину ( Есть в светлости осенних вечеров // Умильная, таинственная прелесть. ). Вслушайтесь! Разве вы не слышите эту удивительную тишину?

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Оба произведения написаны ямбом (у А.А. Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма «Осеннего вечера» – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?). У Фета же рифма кольцевая, открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу: рождение – жизнь – смерть).

Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворений позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.

Какая она, осень. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств?

Осень! Неразгаданная, непостижимая, бесконечно прекрасная осень, обволакивающая весь мир своей тайной, магической силой.

Анна Нечаева, 9-й класс, Аннинская школа, Ломоносовский район, Ленинградская область (учитель литературы – Зоя Анатольевна Санина)

Источник

Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»

1. История создания

Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.

Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.

2. Литературное направление

В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.

Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.

5. Проблематика

Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:

  • проблема влияния красоты природы на человека тесно связана с осознанием неизбежности течения и изменения жизни;
  • проблема кроткого смирения природы перекликается с умением переносить страдания с «божественной стыдливостью».

6. Тематика

Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.

Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.

7. Идея

Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.

8. Пафос

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.

9. Система образов

Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.

Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».

Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.

Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.

12. Сюжет

В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.

Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.

13. Композиция

Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.

Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:

  • Описание «светлости осенних вечеров».
  • «Предчувствие холодных бурь».
  • Природа уподобляется «существу разумному».

14. Художественное своеобразие

Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:

  • «улыбка увядания» и «божественная стыдливость страдания», «изнеможение»;
  • «тихая лазурь» и надвигающаяся буря;
  • светлость вечеров;
  • «прелесть осенних вечеров» и «грустно – сиротеющая земля».

Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.

Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.

16. Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.

18. Актуальность

Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.

19. Мое отношение

Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.

20. Чему учит

«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.

Источник

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 54.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 54.

Особое место в русской поэзии занимает пейзажная лирика Фёдора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 и 10 классов подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осенний вечер.

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, приобретением духовного опыта, когда человек учится ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трёх условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй – говорит о неизбежности изменений в природе, в третьей – приходит к философскому выводу о цикличности бытия.

Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с пиррихиями, рифмовка – перекрёстная.

Метафоры«стыдливость страданья», «предчувствие бурь».

Эпитеты«порывистый, холодный», «багряных».

Олицетворения« улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землёю», «стыдливость увяданья».

Инверсии – «есть прелесть», «листьев шелест».

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович поступил на государственную дипломатическую службу и был определён в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся учёных своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности разговаривать за границей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написанием стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Главной темой стихотворения является сравнение человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.

Несмотря на «осеннее» настроение произведения, оно всё же не производит тоскливого впечатления. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «лёгкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».

В представлении автора осень олицетворяет собой душевную зрелость человека, пережившего немалые испытания, но не разочаровавшегося в жизни.

В эту пору года как никогда остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после – весна, дарующая возрождение. В природе всё циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройдённые жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить каждый момент жизни и радоваться ему, не поддаваться унынию и тоске – вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своём произведении.

Композиция

Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трёхчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно по содержанию разделить на три части. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится всё стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчёркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре лирического стихотворения и относится к пейзажной и одновременно философской лирике, центральное место отведено красоте природы.

Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с пиррихиями, с использованием перекрёстной рифмовки. Примечательно, что всё целиком стихотворение представляет собой одно сложное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.

Средства выразительности

Для описания природы в своём произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путём употребления многочисленных эпитетов ( «порывистый, холодный ветр», «томный шелест», «умильная, таинственная прелесть») и метафор («стыдливость страданья», «предчувствие бурь»).

Благодаря олицетворениям ( « улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землёю», «томный шелест») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии: «есть прелесть», «листьев шелест».

Писатель сравнивает « кроткую улыбку увяданья » осенней природы с « божественной стыдливостью страданья » в человеке.

Источник

Оцените статью