Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Осень».
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Осень».
Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.
— у точнить и расширить представление об осени, ее приметах;
— уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, согласовывать числительные два, две с существительными.
— р азвитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;
— тонкой и общей моторики;
— дыхания и правильного речевого выдоха;
— координации речи с движением.
Коррекционно — воспитательные задачи:
— воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
— воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.
Оборудование: бумажные листочки на ниточке, фигурный кленовый листочек из пластика; цветные карандаши, картинки с изображением листочков, тематические картинки.
Приемы и методы работы:
Словесный : художественное слово, беседа,игры.
Наглядный: использование наглядных материалов: тематические картинки, картинки с изображением листочков
Игровой: игры с Листочком, Осенью.
Предварительная работа : беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.
Индивидуальная работа : добиваться от Ильи правильного произношения звуков «с,ш».
I. Организационный момент
Воспитатель встречает детей
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Сегодня к нам на окно прилетел кленовый Листочек. Но это не простой Листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания.
Сейчас Листочек пригласит вас в гости, а к кому – догадайтесь:
Листья с веток облетают,
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
(осенью).
Воспитатель: Верно. Он приглашает вас в гости к Осени. На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот.
Игра «Скажи наоборот»:
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели .
У дуба ствол толстый, а у березы
У клена листья большие, а у березы ..
У березы ствол светлый, а у клена …
Осень ранняя – осень (поздняя)
Птицы прилетают – птицы (улетают)
Дождь начался – дождь (закончился)
Листья на деревьях – листья (на земле)
II. Основная часть
— Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными. Итак, волшебный Листочек приглашает нас в гости к Осени. (Слайд)
1. Упражнение «Подбери слова»
Воспитатель: Вы сейчас посмотрите на картинку и подберёте как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая?, а волшебный Листочек вам в этом поможет.
а) Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная, …).
Погода осенью какая ? ( дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая) ).
Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).
б) Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы, что делают? что делает?
Листья осенью (что делают?) (Листья осенью желтеют, опадают и т.д.)
Дождь осенью (Дождь осенью моросит, идет и т.д.)
Урожай осенью (Урожай осенью убирают).
Птицы осенью (Птицы осенью улетают).
Деревья осенью (Деревья осенью роняют листья).
Звери осенью (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).
2. Игра «Какое слово лишнее?»
Воспитатель: А теперь я буду называть слова. Вы должны сказать какое лишнее. Будьте внимательны.
Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.
Яблоко, груща, лимон, помидор.
Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.
Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф.
Воспитатель: Вот ещё одна загадка.
А когда дует ветер, послушайте, что бывает (звуковой фон «Листопад»).
3. Упражнение «Листопад»
Встаньте около стульчиков. Возьмите тот листочек, который вам нравится больше всех, поднесите его ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек. А теперь с силой подуем на листочки. Вот какой листопад у нас с вами получился.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
4. Упражнение «Где листочек?»
— Листопад прекратился, но один листочек остался и решил поиграть с вами.
Скажите, куда упал листочек?
Дети отвечают, используя предлог на.
— Листочек упал на землю.
— Листочек упал на крышу.
— Листочек упал на крыльцо.
— Листочек упал на траву.
— Листочек упал на девочку.
5. Упражнение «Закончи предложение»
— Сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, (осенняя, осеннее или осенние)».
Лист.
Дети: осенний лист
Воспитатель: Ветка.
Дети: осенняя ветка
Воспитатель: Дерево.
Дети: осеннее дерево
Воспитатель: Лес
Дети: осенний лес
Воспитатель: Букет
Дети: осенний букет
Воспитатель: Погода
Дети: осенняя погода.
6. Физкульт пауза « Осенние листья».
Осыпается наш сад,
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
(На каждую строчку четыре шага в такт).
7. Согласование числительных два, две с существительными (картинки два, две)
— Посмотрите на картинки и скажите, что изображено на них.
— На картинке два листочка.
— На картинке две лужи.
— На картинке два дерева.
— На картинке две тучки.
— На картинке два зонтика.
8. «Раскрась листочек».
— Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. За это вам Листочек приготовил подарки-раскраски. Возьмите их и раскрасьте
— Листочки у вас получились очень красивые.
III. Итог занятия
— Вспомните, о чём мы говорили на занятии? (показ картинок, где отражены все части занятия)
— Мы рассказывали об осени; отгадывали загадки; говорили, куда упал листочек; говорили о двух предметах.
— Что мы делали на занятии?
— Мы играли с листочками, делали листопад, раскрашивали листочки.
Оценка работы детей: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо играли с Листочком, отгадывали загадки, отвечали на вопросы.
Источник
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Осень
Лариса Малышева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Осень
Программные задачи:
1. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки.
2. Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания.
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком.
5. Развивать фонематический слух
6. Воспитывать интерес к занятию и бережное отношение к природе.
Материал демонстрационный:
6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения, предметные картинки: дятел, синица, голубь, сюжетные картинки: осень, зима, лето, весна, указка, волшебная музыкальная шкатулка, книга.
Материал раздаточный:
6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения.
Ход
1. В: У меня для вас необычная загадка.
Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.
Ответ ее не называть, а дружно подойти и показать.
«Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
(Дети подходят к иллюстрации осени)
В: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2. В: Как вы думаете, какому времени года мы посвятим сегодняшнее занятие?
В: Дети, какая бывает осень?
Д: грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная и т. д.
В: Что вы сейчас говорили?
В: Осень – запасиха, а зима — прибериха. Почему так говорят об осени? Что вы сейчас говорили?
В: Чем отличается предложение от набора слов?
Д: В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что – нибудь узнать.
В: На свое место сядет тот, кто составит красивое предложение об осени.
(Дети составляют предложения и садятся на места)
3. В: Сейчас я вам скажу предложение, а вы его схему выложите на столе. Приготовьте модельки предложения. Саша выложит предложение на доске. «Осенью улетают птицы». Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Что поставили в конце предложения? А теперь уберите модельку слова «осенью», модельку слова «улетают». Моделька какого слова осталась? Уберите ее.
4. В: Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
В: Угадайте, о какой зимующей птице идет речь?
«Кто на дереве сидит
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук –
Вылезай скорее жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед».
В: Каких зимующих птиц вы еще знаете?
Д: Ворона, синица, голубь и т. д.
В: Перед вами рисунки птиц. Как узнать, сколько слогов в слове дятел?
Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько слогов.
В: Скажите, сколько слогов в слове дятел? (синица, голубь)
В: Назовите самое длинное слово?
В: Как вы узнали?
5. В: А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.
Вы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети двигаются под музыку. По окончании музыки занимают свои места.)
6. В: Дети, приготовьте фишки для звукового анализа. Слово «синица».
Скажите слово «синица» так, чтобы услышали первый звук. Назовите первый звук? Что вы о нем знаете?
(Дети проводят звуковой анализ)
Сколько гласных звуков в слове «синица»? Как вы думаете, какой гласной буквой мы обозначим звук [и], звук [а]?
А теперь пора наводить порядок. Оля помоги. Уберите фишку звука [с’] и т. д.
7. В: За ваши успехи и старанья, я хочу подарить вам подарок. Но он находится в этой волшебной шкатулке. Чтобы ее открыть нужно, назвать слова со звуком [с’]
(Дети называют слова. Под музыку шкатулка открывается).
Примите, пожалуйста, эту интересную книгу о животных и временах года.
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «В гости к лисе» Программные задачи: 1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. 2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие.
Совместная работа детей и родителей. по подготовке к грамоте. При обучение детей грамоте в подготовительной группе всегда возникают моменты, когда ребёнку требуется индивидуальный подход для лучшего.
Источник
Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме «Осень»
СВЕТЛАНА ЛАРИНА
Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме «Осень»
Занятие по развитию речи и обучению грамоте на тему : “Осень”.
Воспитатель: Ларина Светлана Николаевна.
Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.
1. Активизировать и пополнять словарный запас детей.
2. Совершенствовать фонематическое восприятие. Закреплять навыки звукового анализа слов, определения количества слогов в словах.
3. Продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять,количество и последовательность слов; зарисовывать схему предложения. 4. Закреплять умения детей рифмовать слова.
5. Учить слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию. Давать полный ответ. 6. Развивать зрительное и тактильное восприятие, память, логическое мышление. 7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.
1. Экскурсия в осенний парк.
2. Заучивание стихов, пословиц об осени.
3. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
2. Корзинки.В них: осенние дары, названия которых состоят из 1,2,3 слогов. 3. Две корзины с цифрами 2 и 3.
4. Переносная доска, чистый лист, маркер.
5. Счётные палочки.
6. Карточка зашифрованных букв.
7. Потрет Осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли почту. Вот эту посылку и письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут госпожа Осень. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. Я приготовила для вас задания, чтобы проверить чему вы научились в детском саду. Если вы выполните все правильно, вас ждет сюрприз. Ваша Осень”.
Ну что ребята, готовы показать чему мы научились?
Игра в кругу “Назови ударный звук”:
Осень, сентябрь, туча, грибы, ягоды, шиповник, дождик, птицы, сыро, солнце, листопад, стая, корзина, урожай, фрукты, овощи.
А вот и первое задание: (На столе корзинки. В одной из них лежат осенние плоды).Перед вами волшебная корзинка с дарами осени. Вы должны взять предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой. (Дети раскладывают. Остается лук и гриб).
Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?
Дети: В этих словах по 1 слогу.
Воспитатель: Составьте предложение с любым из этих слов. (Дети составляют).
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите 1,3,5,3,4 слово.
-Аня, нарисуй схему предложения на доске. (ребенок рисует)
-Почему мы так обозначили первое слово в предложении? (Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы).
-Что ещё пишется с большой буквы?
(Имена, фамилии, реки, моря, названия городов, стран).
-Что стоит в конце предложения? (точка)
-Что это обозначает? (предложение законченно)
Молодцы! С первым заданием вы справились.
Переходим к следующему заданию.
3. Звуковой анализ слова.
Пройдите на свои места. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте,пожалуйста загадку-следующее задание:
За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (лиса)
-Сколько звуков в этом слове?
-Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?
-Назовите мягкий согласный звук.
-Твердый согласный звук.
-Сколько гласных звуков?
-Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.
-Назовите ударный звук.
Даваите составим схему этого слова.
Молодцы! Справились и с этим заданием.
4. Следующее задание игра “Правильно-неправильно”:
-Осенние месяцы: февраль, июнь, март. Правильно?
Нет. Осенние месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Осенью погода солнечная, теплая, можно купаться и загорать. Правильно?
-Листья осенью облетают. Они красного, желтого, оранжевого цвета. Правильно?
-Осенью распускаются цветы и листья. Правильно?
-Осенью мы сажаем картошку, морковку, огурцы. Правильно?
-Осенью птицы прилетают с юга. Правильно?
-Осенью дети надеваю панамки, шорты и сандалии. Правильно?
А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.
Вы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети двигаются под музыку. По окончании музыки занимают свои места.)
5. Ещё одно задание. Игра “Четвертый лишний”.
6. А теперь давайте покажем осени, как мы умеем рифмовать слова.
Дидактическая игра “Рифмовочка”:
Лужа-стужа, улица-курица, кошка-ложка, кочка-почка, листок-росток, коржик-моржик, печка-свечка, зайчик-мальчик, палка-скалка, ручка-тучка, лягушка-подушка, шапка-папка.
Капли падают дождя.
А на встречу ёж, ёж.
Всё сильнее дождь, дождь.
Дождь покапал и прошёл-
Снова солнышко нашёл.
7. Послушайте, пожалуйста, сказку, которую прислала для вас госпожа Осень. Сказка называется “Старик-годовик”.
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Стало холодно, пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик в третий раз-полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул старик-годовик четвертый раз-и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождик.
-Как называется сказка?
-Сколько раз махнул старик-годовик рукавом?
-Что означает каждый мах?
-Сколько птиц вылетало из рукава?
-Вы догадались, что это за птицы?
-Кто такой старик-годовик?
8. Вот и последнее задание Осени. “Прятки с буквами”.
Буквы хотят с вами поиграть.
Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите зашифрованные буквы, и выложите их из счетных палочек (карточка на экране телевизора).
А сейчас я загадаю вам слово. его части спрятались в других словах. Из первого и второго слова слов вы возьмёте первый слог, из последнего (третьего)— последний слог. И сложить новое слово из этих слогов.
Слова: море, лодка,
Итак, чем мы занимались на нашем занятии?
-Выделяли ударный звук;
-Делили слова на слоги;
-Делали звуковой анализ слова;
-Искали ошибки, рифмовали слова.
Молодцы! Со всеми заданиями справились. А сюрприз от госпожи Осени, её портрет на долгую память и книга.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по Древней Руси» Программное содержание Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы (дизартрия) по теме «Осень. Звуки [к][к’]» Образовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте (занятие 17) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Полянка» г. Павлово Конспект образовательной.
Конспект ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логогруппе «Звук [П]» Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической.
Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: «Зимушка-зима» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы Возрастная группа подготовительная, логопедическая.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Теремок в зимнем лесу» Форма организации: групповое занятие (12 чел.) Цель: Создание условий для речевого развития детей. Задачи Образовательные — способствовать.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в зимний лес» ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Вход под музыку. У нас сегодня необычный день, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями,.
Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка» Мастер – класс.
НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе. Тема: Экскурсия по Москве. Звук [С] НОД по звуковой культуре речи в средней группе. Тема: Экскурсия по Москве. Звук «С». Программное содержание: 1. Развивать фонематическое.
Обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Животные жарких стран» Обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе. Москва ГБОУ Школа № 935 Воспитатель Марьина Ольга Васильевна. Тема: Животные.
Источник