Старшая группа обучение грамоте тема осень

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Осень».

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Осень».

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.

— у точнить и расширить представление об осени, ее приметах;

— уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, согласовывать числительные два, две с существительными.

— р азвитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;

— тонкой и общей моторики;

— дыхания и правильного речевого выдоха;

— координации речи с движением.

Коррекционно — воспитательные задачи:

— воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

— воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.

Оборудование: бумажные листочки на ниточке, фигурный кленовый листочек из пластика; цветные карандаши, картинки с изображением листочков, тематические картинки.

Приемы и методы работы:

Словесный : художественное слово, беседа,игры.

Наглядный: использование наглядных материалов: тематические картинки, картинки с изображением листочков

Игровой: игры с Листочком, Осенью.

Предварительная работа : беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.

Индивидуальная работа : добиваться от Ильи правильного произношения звуков «с,ш».

I. Организационный момент

Воспитатель встречает детей

Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.

Сегодня к нам на окно прилетел кленовый Листочек. Но это не простой Листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания.

Сейчас Листочек пригласит вас в гости, а к кому – догадайтесь:

Листья с веток облетают,

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.

Когда это бывает?
(осенью).

Воспитатель: Верно. Он приглашает вас в гости к Осени. На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот.

Игра «Скажи наоборот»:

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели .

У дуба ствол толстый, а у березы

У клена листья большие, а у березы ..

У березы ствол светлый, а у клена …

Осень ранняя – осень (поздняя)

Птицы прилетают – птицы (улетают)

Дождь начался – дождь (закончился)

Листья на деревьях – листья (на земле)

II. Основная часть

— Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными. Итак, волшебный Листочек приглашает нас в гости к Осени. (Слайд)

1. Упражнение «Подбери слова»

Воспитатель: Вы сейчас посмотрите на картинку и подберёте как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая?, а волшебный Листочек вам в этом поможет.

а) Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная, …).

Погода осенью какая ? ( дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая) ).

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

б) Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы, что делают? что делает?

Листья осенью (что делают?) (Листья осенью желтеют, опадают и т.д.)

Дождь осенью (Дождь осенью моросит, идет и т.д.)

Урожай осенью (Урожай осенью убирают).

Птицы осенью (Птицы осенью улетают).

Деревья осенью (Деревья осенью роняют листья).

Звери осенью (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).

2. Игра «Какое слово лишнее?»

Воспитатель: А теперь я буду называть слова. Вы должны сказать какое лишнее. Будьте внимательны.

Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.

Яблоко, груща, лимон, помидор.

Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.

Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф.

Воспитатель: Вот ещё одна загадка.

А когда дует ветер, послушайте, что бывает (звуковой фон «Листопад»).

3. Упражнение «Листопад»

Встаньте около стульчиков. Возьмите тот листочек, который вам нравится больше всех, поднесите его ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек. А теперь с силой подуем на листочки. Вот какой листопад у нас с вами получился.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

4. Упражнение «Где листочек?»

— Листопад прекратился, но один листочек остался и решил поиграть с вами.

Скажите, куда упал листочек?

Дети отвечают, используя предлог на.

— Листочек упал на землю.

— Листочек упал на крышу.

— Листочек упал на крыльцо.

— Листочек упал на траву.

— Листочек упал на девочку.

5. Упражнение «Закончи предложение»

— Сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, (осенняя, осеннее или осенние)».
Лист.
Дети: осенний лист
Воспитатель: Ветка.
Дети: осенняя ветка
Воспитатель: Дерево.
Дети: осеннее дерево
Воспитатель: Лес
Дети: осенний лес
Воспитатель: Букет
Дети: осенний букет
Воспитатель: Погода
Дети: осенняя погода.

6. Физкульт пауза « Осенние листья».

Осыпается наш сад,

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят.

(На каждую строчку четыре шага в такт).

7. Согласование числительных два, две с существительными (картинки два, две)

— Посмотрите на картинки и скажите, что изображено на них.

— На картинке два листочка.

— На картинке две лужи.

— На картинке два дерева.

— На картинке две тучки.

— На картинке два зонтика.

8. «Раскрась листочек».

— Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. За это вам Листочек приготовил подарки-раскраски. Возьмите их и раскрасьте

— Листочки у вас получились очень красивые.

III. Итог занятия

— Вспомните, о чём мы говорили на занятии? (показ картинок, где отражены все части занятия)

— Мы рассказывали об осени; отгадывали загадки; говорили, куда упал листочек; говорили о двух предметах.

— Что мы делали на занятии?

— Мы играли с листочками, делали листопад, раскрашивали листочки.

Оценка работы детей: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо играли с Листочком, отгадывали загадки, отвечали на вопросы.

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Осень

Лариса Малышева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Осень

Программные задачи:

1. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки.

2. Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком.

5. Развивать фонематический слух

6. Воспитывать интерес к занятию и бережное отношение к природе.

Материал демонстрационный:

6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения, предметные картинки: дятел, синица, голубь, сюжетные картинки: осень, зима, лето, весна, указка, волшебная музыкальная шкатулка, книга.

Материал раздаточный:

6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения.

Ход

1. В: У меня для вас необычная загадка.

Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

Ответ ее не называть, а дружно подойти и показать.

«Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

(Дети подходят к иллюстрации осени)

В: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. В: Как вы думаете, какому времени года мы посвятим сегодняшнее занятие?

В: Дети, какая бывает осень?

Д: грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная и т. д.

В: Что вы сейчас говорили?

В: Осень – запасиха, а зима — прибериха. Почему так говорят об осени? Что вы сейчас говорили?

В: Чем отличается предложение от набора слов?

Д: В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что – нибудь узнать.

В: На свое место сядет тот, кто составит красивое предложение об осени.

(Дети составляют предложения и садятся на места)

3. В: Сейчас я вам скажу предложение, а вы его схему выложите на столе. Приготовьте модельки предложения. Саша выложит предложение на доске. «Осенью улетают птицы». Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Что поставили в конце предложения? А теперь уберите модельку слова «осенью», модельку слова «улетают». Моделька какого слова осталась? Уберите ее.

4. В: Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края?

В: Угадайте, о какой зимующей птице идет речь?

«Кто на дереве сидит

Клювом дерево долбит?

По рябине стук да стук –

Вылезай скорее жук.

Будет птице на обед

Очень вкусный короед».

В: Каких зимующих птиц вы еще знаете?

Д: Ворона, синица, голубь и т. д.

В: Перед вами рисунки птиц. Как узнать, сколько слогов в слове дятел?

Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько слогов.

В: Скажите, сколько слогов в слове дятел? (синица, голубь)

В: Назовите самое длинное слово?

В: Как вы узнали?

5. В: А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.

Вы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети двигаются под музыку. По окончании музыки занимают свои места.)

6. В: Дети, приготовьте фишки для звукового анализа. Слово «синица».

Скажите слово «синица» так, чтобы услышали первый звук. Назовите первый звук? Что вы о нем знаете?

(Дети проводят звуковой анализ)

Сколько гласных звуков в слове «синица»? Как вы думаете, какой гласной буквой мы обозначим звук [и], звук [а]?

А теперь пора наводить порядок. Оля помоги. Уберите фишку звука [с’] и т. д.

7. В: За ваши успехи и старанья, я хочу подарить вам подарок. Но он находится в этой волшебной шкатулке. Чтобы ее открыть нужно, назвать слова со звуком [с’]

(Дети называют слова. Под музыку шкатулка открывается).

Примите, пожалуйста, эту интересную книгу о животных и временах года.

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «В гости к лисе» Программные задачи: 1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. 2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие.

Совместная работа детей и родителей. по подготовке к грамоте. При обучение детей грамоте в подготовительной группе всегда возникают моменты, когда ребёнку требуется индивидуальный подход для лучшего.

Источник

Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме «Осень»

СВЕТЛАНА ЛАРИНА
Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме «Осень»

Занятие по развитию речи и обучению грамоте на тему : “Осень”.

Воспитатель: Ларина Светлана Николаевна.

Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.

1. Активизировать и пополнять словарный запас детей.

2. Совершенствовать фонематическое восприятие. Закреплять навыки звукового анализа слов, определения количества слогов в словах.

3. Продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять,количество и последовательность слов; зарисовывать схему предложения. 4. Закреплять умения детей рифмовать слова.

5. Учить слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию. Давать полный ответ. 6. Развивать зрительное и тактильное восприятие, память, логическое мышление. 7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.

1. Экскурсия в осенний парк.

2. Заучивание стихов, пословиц об осени.

3. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин.

4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

2. Корзинки.В них: осенние дары, названия которых состоят из 1,2,3 слогов. 3. Две корзины с цифрами 2 и 3.

4. Переносная доска, чистый лист, маркер.

5. Счётные палочки.

6. Карточка зашифрованных букв.

7. Потрет Осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли почту. Вот эту посылку и письмо.

“Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут госпожа Осень. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. Я приготовила для вас задания, чтобы проверить чему вы научились в детском саду. Если вы выполните все правильно, вас ждет сюрприз. Ваша Осень”.

Ну что ребята, готовы показать чему мы научились?

Игра в кругу “Назови ударный звук”:

Осень, сентябрь, туча, грибы, ягоды, шиповник, дождик, птицы, сыро, солнце, листопад, стая, корзина, урожай, фрукты, овощи.

А вот и первое задание: (На столе корзинки. В одной из них лежат осенние плоды).Перед вами волшебная корзинка с дарами осени. Вы должны взять предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой. (Дети раскладывают. Остается лук и гриб).

Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?

Дети: В этих словах по 1 слогу.

Воспитатель: Составьте предложение с любым из этих слов. (Дети составляют).

-Сколько слов в этом предложении?

-Назовите 1,3,5,3,4 слово.

-Аня, нарисуй схему предложения на доске. (ребенок рисует)

-Почему мы так обозначили первое слово в предложении? (Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы).

-Что ещё пишется с большой буквы?

(Имена, фамилии, реки, моря, названия городов, стран).

-Что стоит в конце предложения? (точка)

-Что это обозначает? (предложение законченно)

Молодцы! С первым заданием вы справились.

Переходим к следующему заданию.

3. Звуковой анализ слова.

Пройдите на свои места. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте,пожалуйста загадку-следующее задание:

За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (лиса)

-Сколько звуков в этом слове?

-Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?

-Назовите мягкий согласный звук.

-Твердый согласный звук.

-Сколько гласных звуков?

-Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.

-Назовите ударный звук.

Даваите составим схему этого слова.

Молодцы! Справились и с этим заданием.

4. Следующее задание игра “Правильно-неправильно”:

-Осенние месяцы: февраль, июнь, март. Правильно?

Нет. Осенние месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Осенью погода солнечная, теплая, можно купаться и загорать. Правильно?

-Листья осенью облетают. Они красного, желтого, оранжевого цвета. Правильно?

-Осенью распускаются цветы и листья. Правильно?

-Осенью мы сажаем картошку, морковку, огурцы. Правильно?

-Осенью птицы прилетают с юга. Правильно?

-Осенью дети надеваю панамки, шорты и сандалии. Правильно?

А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.

Вы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети двигаются под музыку. По окончании музыки занимают свои места.)

5. Ещё одно задание. Игра “Четвертый лишний”.

6. А теперь давайте покажем осени, как мы умеем рифмовать слова.

Дидактическая игра “Рифмовочка”:

Лужа-стужа, улица-курица, кошка-ложка, кочка-почка, листок-росток, коржик-моржик, печка-свечка, зайчик-мальчик, палка-скалка, ручка-тучка, лягушка-подушка, шапка-папка.

Капли падают дождя.

А на встречу ёж, ёж.

Всё сильнее дождь, дождь.

Дождь покапал и прошёл-

Снова солнышко нашёл.

7. Послушайте, пожалуйста, сказку, которую прислала для вас госпожа Осень. Сказка называется “Старик-годовик”.

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Стало холодно, пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик в третий раз-полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул старик-годовик четвертый раз-и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождик.

-Как называется сказка?

-Сколько раз махнул старик-годовик рукавом?

-Что означает каждый мах?

-Сколько птиц вылетало из рукава?

-Вы догадались, что это за птицы?

-Кто такой старик-годовик?

8. Вот и последнее задание Осени. “Прятки с буквами”.

Буквы хотят с вами поиграть.

Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите зашифрованные буквы, и выложите их из счетных палочек (карточка на экране телевизора).

А сейчас я загадаю вам слово. его части спрятались в других словах. Из первого и второго слова слов вы возьмёте первый слог, из последнего (третьего)— последний слог. И сложить новое слово из этих слогов.

Слова: море, лодка,

Итак, чем мы занимались на нашем занятии?

-Выделяли ударный звук;

-Делили слова на слоги;

-Делали звуковой анализ слова;

-Искали ошибки, рифмовали слова.

Молодцы! Со всеми заданиями справились. А сюрприз от госпожи Осени, её портрет на долгую память и книга.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по Древней Руси» Программное содержание Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы (дизартрия) по теме «Осень. Звуки [к][к’]» Образовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте (занятие 17) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Полянка» г. Павлово Конспект образовательной.

Конспект ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логогруппе «Звук [П]» Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической.

Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: «Зимушка-зима» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы Возрастная группа подготовительная, логопедическая.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Теремок в зимнем лесу» Форма организации: групповое занятие (12 чел.) Цель: Создание условий для речевого развития детей. Задачи Образовательные — способствовать.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в зимний лес» ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Вход под музыку. У нас сегодня необычный день, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями,.

Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка» Мастер – класс.

НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе. Тема: Экскурсия по Москве. Звук [С] НОД по звуковой культуре речи в средней группе. Тема: Экскурсия по Москве. Звук «С». Программное содержание: 1. Развивать фонематическое.

Обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Животные жарких стран» Обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе. Москва ГБОУ Школа № 935 Воспитатель Марьина Ольга Васильевна. Тема: Животные.

Источник

Читайте также:  Как осенью избавиться от медведки
Оцените статью