Таблица для детей осенью

Содержание
  1. Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)
  2. Ход Н. О. Д. :
  3. Как одевать ребенка осенью в детский сад
  4. Как одеть ребенка в сад осенью: список вещей
  5. Как осенью правильно одевать ребенка на улицу
  6. Как одеть ребенка в детский сад по погоде: общие рекомендации
  7. Дидактический материал по теме «Осень» 5-7 лет
  8. Дидактический материал по теме «Осень» для старшего дошкольного возраста.
  9. Подвижные игры, массаж
  10. Подвижная игра «Вершки и корешки»
  11. Подвижная игра «Раз-два-три! Этот лист бери!»
  12. Массажное упражнение «Дождь»
  13. Пальчиковые игры по теме «Осень»
  14. Пальчиковая игра «Ходит осень в нашем парке»
  15. Пальчиковая игра «Листья осенние тихо кружатся»
  16. Стихи об осени для детей
  17. Дидактические речевые игры
  18. Игра «Один — много»
  19. Игра «Исправь ошибки»
  20. Игра «Я начну, а ты закончи»
  21. Игра «Какой, какая, какие?»
  22. Игра на внимание «Чего не бывает осенью?»
  23. Тесты для чтения и пересказа
  24. «Осень»
  25. «Четыре желания»
  26. «Ветер и солнце»
  27. «Осень на пороге»
  28. Осенние стихи с часто повторяющимися звуками

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

света сироткина
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»

(средняя группа –от 4 до 5 лет)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

1. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, связно, в логической последовательности.

2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

5. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

6. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч,фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций: орг. момент-стоя в кругу на ковре;

1 часть-сидя за партами

музыкально-динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть- за партами

итог- на ковре в свобрдной позиции.

Ход Н. О. Д. :

Дети стоят в круту,звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

«Уж небо осенью дышало Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

-А какие периоды осени вы знаете (раняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней (ответы детей)1

Игра «Погода осенью«

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь — дождливая.

• Когда дует ветер — ветреная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите- это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

Возьмите осенниелисточки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками. (дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали- проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.

Ве Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

— сж Сжимание и разжимание пальцев

— за Сгибание по одному пальцу на обеих

Рру руках одновременно на каждое

Ладони на парту

Итог Н. О. Д. : Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень?

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить (показываю картинки- об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

План интегрированного осеннего развлечения. Средняя — младшая группы. Цель: Научить воспитателей подбирать материал к данному плану, взаимодействовать и импровизировать при ведении.

Источник

Как одевать ребенка осенью в детский сад

Если ваш ребенок собирается идти в садик и вы волнуетесь о том, как сделать так, чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно, будет нелишним узнать, как одевать ребенка в детсад осенью.

Сегодня Деми расскажет вам о том, как сделать так, чтобы карапуз полюбил ваши походы в садик, и как обеспечить его там всем необходимым.

Как одеть ребенка в сад осенью: список вещей

Детсад — это то место, где малыш делает свои первые самостоятельные шаги без мамы/папы и прочих родственников.

Именно здесь карапуз осваивается самостоятельно раздеваться и одеваться, поэтому так важно заранее составить список вещей для ребенка в детский сад, который облегчит его процесс адаптации.

Если летом все предпочитали носить: шортики/юбочки и футболки, то с наступлением холодов нужно пересмотреть детскую одежду.

Держите наш “универсальный гардероб” как одеть ребенка в садик осенью, чтобы он чувствовал себя хорошо:

  • Свитер (джемпер, свитшот) — не менее 2 шт.
  • Гольфы — от 3 штук.
  • Теплый жилет — 1 шт. Его можно будет комбинировать с гольфами и легкими кофтами;
  • Теплые штанишки и брючки — 2 пары;
  • Колготки — минимум 3-4 пары;
  • Носочки — 5-6 пар;
  • Костюм или комбинезон — 1 шт.

Как осенью правильно одевать ребенка на улицу

Разумеется, часть времени, которое ваш малыш будет проводить в садике, приходится на прогулки на свежем воздухе.

Для улицы нужно предусмотреть курточку или раздельный комбинезон.

И, если курточка может быть яркого цвета, брючки от комбинезона в идеале должны быть более темных немарких цветов.

Поскольку ваш карапуз еще достаточно маленький и ему сложно самостоятельно одеваться, не усложняйте ему жизнь кнопками, застежками и пуговицами, — выбирайте вещи на молнии или резинке.

Чтобы упростить ваши сборы на прогулку в садике, мы составили для вас таблицу как одевать ребенка на улицу осенью.

Погода Температура Одежда
Тепло 17-20°С В зависимости от того, насколько тепло на улице, вы можете приготовить для карапуза тонкий свитерок/штанишки на +19+20°С и легкий комбинезон и шапку на 17-18°С.
Прохладно 10-16°С Для 14-16°С вполне будет достаточно легкого или демисезонного комбинезона и чуть более плотной шапки.
Для температуры 10-13°С подойдет плотный комплект, межсезонная шапочка и шарф.
Холодно 0-9°С При температуре 5-9°С —плотный непродуваемый комплект, теплая шапка, шарф и перчатки.
Для 0-4°С — теплый комбинезон, непродуваемая шапка, шарф, теплые варежки или перчатки.

Как одеть ребенка в детский сад по погоде: общие рекомендации

Для того, чтобы ваша кроха с удовольствием ходила в садик в любую погоду и всегда с отличным настроением, нужно не только составить “правильный” список вещей, но и учесть такие моменты при выборе гардероба:

Выбирайте такую одежду, которую детям будет легко самостоятельно надеть или снять. Это наряды с минимумом пуговиц, заклепок и застежек, без узкой горловины или брючек-скинни. Благодаря они будут чувствовать себя более уверенными в себе, что положительно скажется на их психоэмоциональном состоянии.

Обновки должны не только украшать, но и быть безопасными. Поэтому отдавайте предпочтение одежды из натуральных материалов, которые не будут вызывать аллергических реакций, будут впитывать лишнюю влагу, если ваше чадо вспотеет во время активных игр. Большой выбор изделий из натурального трикотажа есть на сайте DemiBaby: в нашем разделе Новинки вы найдете все самое лучшее и необходимое для вашей крохи.

Именно поэтому двигаться должно быть максимально комфортно: никаких чересчур длинных рукавов, тесных кофточек и штанов или вещей на вырост. Только хорошие лекала обеспечат ребенку позитивное настроение и легкость в движениях.

Кстати, Деми использует добротные европейские лекала, благодаря чему изделия садятся точно по фигуре.

Даже самый послушный малыш может испачкаться. Кроме того, погода может быть достаточно переменчивой, и ребенку будет нужно переодеться.

Деми знает, как трудно адаптироваться к детскому саду и понимает, как вы цените крепкое здоровье и хорошее настроение своей крохи.

С нами вы можете быть уверенными в том, что карапуз одет в самые лучшие, красивые и удобные обновки!

Источник

Дидактический материал по теме «Осень» 5-7 лет

Дидактический материал по теме «Осень» для старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года с детьми старшего дошкольного возраста можно планировать разучивание стихов об осени, пальчиковые игры, привлекать ребят к пересказу коротких рассказов об осени, использовать различный дидактический материал по теме «Осень», представленный в статье.

Подвижные игры, массаж

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Подвижная игра «Раз-два-три! Этот лист бери!»

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Жёлтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
— Раз-два-три! Красный лист бери!
— Раз-два-три! Кленовый лист!
— Раз-два-три! Два листа бери!
— Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
— Раз-два-три! Ничего не бери!

Массажное упражнение «Дождь»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.
Дождь, дождь целый день (дети похлопывают по спине ладонями)
Барабанит в стёкла.
Вся земля, вся земля
От воды промокла.
Воет, воет за окном (растирают кулаками спину круговыми движениями)
Недовольный ветер,
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.
Ветер, ветер, не стучи (постукивают по спине кулаками)
В запертые сени!
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья!
Руки тянутся к теплу, (поглаживают спину ладонями)
Стёкла запотели,
На стене и на полу
Заплясали тени.

Пальчиковые игры по теме «Осень»

Пальчиковая игра «Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)
Бусы красные — рябине, (загибаем поочерёдно пальчики)
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Пальчиковая игра «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят, (трём ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Стихи об осени для детей

Словно в заячьей столовой:
На полянке — пень сосновый,
На пеньке стоит обед,
И чего там только нет!
И капуста, и картошка,
Горка свежего горошка
И петрушечки немножко!
А зайчишкам-ребятишкам —
Травка сладкая горой,
По морковочке одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!

Осень! Твой красив убор!
Янтарём горит узор.
Сарафан с цветной каймой,
Полушалок с бахромой
Разукрашен листьями
И рябины кистями.
А из ягод алых
Бусы, как кораллы!

Осенью бывают
Ясные деньки.
Листики порхают,
Словно мотыльки.
Нити паутинки
На кустах блестят,
Льётся на тропинку
Жёлтый листопад.

Вьётся, петляет тропинка лесная,
По лесу осень идёт золотая.
Жёлтый орешник и куст бересклета
Возле тропинки стоят, как букеты.
Праздник из ярких осенних цветов,
Осень бредёт вдоль речных берегов.
Осень касается листьев рукой —
Льются с небес тишина и покой.

Как красива осень
В пёстром сарафане!
В чистом небе — просинь,
Клён горит, как пламя.
Над водой берёзка
Золотою свечкой.
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.

Приходи к нам, осень, в гости!
Принеси рябины гроздья,
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
Собери плоды с полей,
Их для нас не пожалей.
Любим мы твои дары.
Нет в году щедрей поры!

Повязала осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Осень устали не знает.
Заглянув во все сады,
Собирать нам помогает
Ароматные плоды.
Черноплодную рябину,
Наклоняя ветки, рвёт,
А в бочонки и кувшины
Льёт густой янтарный мёд.

Закружила осень
Рыжие метели,
Расписные листья
С клёнов полетели.
Закружился листьев
Пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.

Осень — огненная белка
В жёлтых травах у опушки
Подожгла кустарник мелкий
И осинника верхушки.
По стволам взбираясь быстро,
Прячет на зиму орех,
Сыплет огненные искры
Рыжевато-красный мех.
И с вершин слетая смело,
Удирая наутёк,
Зажигает то и дело
Золотистый огонёк.

Настурций алый куст
Под окном горит.
Куст и свеж, и густ,
И красив на вид.
Осень серебром
Травы холодит,
Но живым костром
Алый куст горит!

Спасибо тебе, осень,
За щедрые подарки —
За лист узорный яркий,
За лесное угощенье —
За орехи и коренья,
За бруснику, за калину
И за спелую рябину.
Мы спасибо говорим,
Осень мы благодарим!

Лес осенний красок не жалеет:
Ярки гроздья ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Над рекой осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвёт узорчатый наряд.
И в лесу закружится свободно
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.

Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад».
Листопад, листопад
Засыпает старый сад.
Листья, словно бабочки,
Вьются и порхают.
И крыльцо, и лавочку
Листья устилают.
Листопад, листопад
Засыпает старый сад.

Жёлтые листочки
Водят хоровод,
Падают на кочки
Высохших болот.
На цветы, на травы
И на дно канавы,
Устилая все кругом
Пестротканым полотном.

Узнаете, дети,
Быстрокрылый ветер?
Смелый и свободный,
Но порой холодный!
Он порывист, весел, скор,
С клёнов он сорвал убор.

Всюду кружатся, летят
Золотые листья
И укутывают сад
Рыжим мехом лисьим.
Больше нет цветов в бору
И в лесу раздетом.
Желтых листьев соберу
Пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу.
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем!

Опустел в саду скворечник,
Травы стелются, как мех.
— Слушай, дядюшка-орешник,
Подари-ка мне орех!
Твой орех в скорлупке гладкой
Очень вкусный, очень сладкий!

То сильней, то тише, тише
Дождь стучит по старой крыше.
Дождик песенку поет:
Знает, Аня здесь живёт.
Он поёт ей: «Кап, кап, кап!
Что же ты не спишь никак?».
Дождь баюкает: «Бай-бай!
Спи, Анюта, засыпай.
Завтра утром выйдешь в сад —
Всюду лужицы блестят.
По дорожкам ты пройдёшь,
Про осенний вспомнишь дождь».

Невесомые туманы
Ночью лягут на поляны,
На зелёные луга,
На речные берега.
Где туманов покрывало
На сырой земле лежало,
Полегли, поникли травы,
Стали жёлтыми дубравы.

Листья жёлтые облетают,
Высыхает трава на болотах,
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлёту.
И прощаясь с родными местами,
С опустевшими сжатыми нивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце!

Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядись-ка! Это ёж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ёжик колкий,
Листья клёна нанизал
На свои иголки.
Их несёт к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В тёплой колыбели.

Дидактические речевые игры

Игра «Один — много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа глаголов, существительных и прилагательных.
Ребятам предлагается изменить словосочетание по образцу:
Наступил осенний день — наступили осенние дни;
На дереве жёлтый лист — на деревьях жёлтые листья;
Плывёт тёмная туча — плывут тёмные тучи;
Стоит большое дерево — стоят большие деревья;
Идёт холодный дождь — идут холодные дожди;
Дует сильный ветер — дуют сильные ветры;
Висит тёплая куртка — висят тёплые куртки;
Летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Игра «Исправь ошибки»

Цель: упражнять в поиске фактических ошибок.
Ребятам предлагается найти ошибки в предложениях и доказать свою точку зрения.
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ёжик — мёд, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Игра «Я начну, а ты закончи»

Цель: упражнять в поиске соответствующего понятия.
Люди осенью одеты, (во что?) — … ;
школьники идут с портфелями (куда?) — … ;
листья на деревьях стали (какими?) — … ;
цветы на клумбах (что сделали?) — … ;
птицы улетают (куда?) — … ;
звери делают на зиму (что?) — … ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — … .

Игра «Какой, какая, какие?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пёстрая).
Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой? (задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный).
Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, пёстрые, зелёные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые, обнажённые).
Листья осенью какие? (разноцветные, зелёные, жёлтые, ярко-красные, жёлто-красные, жёлто-зелёные, оранжевые, бурые, пёстрые, сухие, мокрые).

Игра на внимание «Чего не бывает осенью?»

Дети загорают, купаются.
Под ногами шуршат листья.
Набухают почки, распускаются листья.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Солнце светит ярко, греет сильно.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто.
Бабье лето, паутинки летают по воздуху.
Дети ходят в резиновых сапогах по лужам.
Белка собирает шишки и орехи.
Медведь спит в берлоге.
Дети строят кормушки для птиц.
Деревья сбрасывают листву.
Колхозники собирают урожай яблок, орехов, винограда.
Дни короткие, темнеет рано.
Первый звонок в школе.
В лесу собирают грибы и сушат их на зиму.
Льёт сильный дождь.
Дети катаются на санках, коньках.
Дикие животные запасают корм.

Тесты для чтения и пересказа

«Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — тёплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени ещё много тёплых дней, солнышко ещё греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелётные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, ёж, барсук), другие меняют шубку на более тёплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, тёплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

«Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый, и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы всегда была зима!
«Запиши твое желание в мою карманную книжку», — сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!
Опять отец вынул Книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
(К. Ушинский)

Вопросы по содержанию текста:
— Какие четыре желания были у Мити?
— Вспомните, чем он был занят в зимние дни?
— А что делал весной?
— Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?
— С чем связано восторженное настроение Мити осенью?
— Почему Митя хотел, чтобы зима, весна, лето, осень никогда не кончались?
— Расскажите о своём любимом времени года.

«Ветер и солнце»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть что было мочи.
Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

«Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон.
— Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон.
— Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы: — Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы.
— Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери.
— Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы: — А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери: — А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет!
Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери.
— Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
(Н. Сладков)

Вместе с детьми разбирает значение слов «мудрый», «оседлые» (птицы), «осень на пороге» (осень совсем близко), «день укоротит» (сделает день короче), «шелушить».
Вопросы по содержанию рассказа.
— Как белки, зайцы и лисицы встречают осень?
— Что делают осенью ежи и летучие мыши?
— Куда и почему улетают перелётные птицы?
— Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
— Как вы думаете, почему в лесу станет тише, когда опадут листья?
— Почему летний шум листвы, кажется нам весёлым, а осенний печальным?

Осенние стихи с часто повторяющимися звуками

Рах-трах-тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел под чёрной тучей,
Прорычал над чёрной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдём!
(В. Голь)

Гром, греми по горам,
Подними тарарам,
Бурдюки развяжи
Над полосками ржи,
Чтобы стебель был высок,
Золотился колосок!
(Дагестанская песенка)

Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
(Французская песенка)

Дождик

Дождик, чаще!
Дождик, пуще!
Чтобы рос овёс погуще!
Чтобы в ковшике у нас
Был всегда овсяный квас;
Чтобы в каждой чашке-плошке
Были вкусные лепёшки,
А по праздникам блины
Во-о-от такой величины!
(Удмуртская песенка)

Дождь

Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Кап, кап, кап.
Кто там?
Кап, кап, кап.
Что там?
Ты ответь прямо.
Не стучи в раму!
Это я, дождик!
Кап, кап, кап — дождик!
Я гулять вышел по твоей крыше.
(Румынская песенка)

Ливень

Ливень, ливень,
Водолей, лей, лей!
Ты водицы
Не жалей, лей, лей!
Для пшеницы,
Для полей, лей, лей!
(Югославская песенка)

Дождь

Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт,
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт…
(Я. Дягутите)

Шлёп-шлёп-шлёп —
иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп — вода по спинке.
Буль-буль-буль —
упала шапка.
Ой-ой-ой —
кругом вода.
Да-да-да — себя не жалко.
Одевайся в дождь всегда.
(Е. Алябьева)

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка.
Дай нам вёдрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Надо солнышко,
Колоколнышко!
(Детская потешка)

Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
(Е. Алябьева)

Источник

Читайте также:  Осенние полуботинки женские 2020 модные
Оцените статью