- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Почему листья осенью желтеют?
- Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»
- Задание 1. Выбор участка для наблюдений.
- Задание 2. Провести наблюдения за растениями.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Цель : углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений
Задачи : — показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
— ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
- Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?
Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.
Выяснить причины осенних изменений в природе:
- Что происходит с растениями осенью?
- Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
- Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
- Почему легко опадают желтые листья?
- Какое значение имеет листопад?
- Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
- Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
- Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
- У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
- У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
- А что происходит с наземными частями травянистых растений?
- А почки растений готовятся к зиме?
- Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
2. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью.
3. Самостоятельная работа в группах.
- Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
- Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
- Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
- Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
- Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
- Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
4.Подведение итогов экскурсии.
5. Проверка полученных знаний.
Задания уровня «А»
1. Что придаёт листьям зелёную окраску летом?
А) наличие β-каротина, Б) наличие хлорофилла, В) наличие ксантофилла, Г) ликопина.
2. Что является непосредственной причиной изменение окраски листьев осенью?
А) разрушение хлорофилла, Б)отток питательных веществ из листьев, В)отток воды из листьев, Г)понижение температуры воздуха.
3. Чем прежде всего определяется площадь испарения воды растением?
А) мощностью корневой системы, Б) наличием разветвленной проводящей системы, В) количеством и величиной листьев, Г) температурой окружающего воздуха.
Задание уровня «В»
Найдите соответствия между понятиями из двух колонок, в левой из которых указаны названия пигментов, а в правой — цвет, который они определяют.
1. Хлорофилл а, А) зелёный,
2. Хлорофилл b, Б) желтый,
3. Хлорофилл с, В) красный,
4. β-каротин, Г) желто-зелёный,
5. Ликопин, Д) сине-зелёный,
6. Ксантофилл. Е) оранжевый.
Задания уровня «С»
Заполните пропуски в данном учебном тексте:
Осеннее явление в жизни растений, при котором опадают листья, называется а)………… Главной причиной листопада является дефицит жидкой б)………. зимой. Растений сбрасывают листья осенью, чтобы таким образом уменьшить площадь в)………… воды. В средней полосе России лишь г)…………… породы деревьев не сбрасывают листвы на зиму.
6. Задание на дом: оформите отчет о выполнении заданий. Сделайте гербарий из пожелтевших листьев различных деревьев.
- Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
- Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
- Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
- Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
- Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
- Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено.
Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.
Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края и активизации исследовательской деятельности учащихся.
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.
5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных".
Источник
Почему листья осенью желтеют?
Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.
Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию.
Зачем деревья сбрасывают листья осенью?
1. С похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.
2. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.
3. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.
Б лагодаря наблюдениям наша команда многое узнала про деревья в осенний период. В нашей местности первыми изменили свою окраску листья тополя и березы. Последними листья дуба и клёна, они дольше всех были зелеными.
Источник
Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»
Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.
Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.
Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Задание 1. Выбор участка для наблюдений.
1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).
2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.
3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.
4. Сделайте фотографии ваших участков.
Задание 2. Провести наблюдения за растениями.
Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.
1. Наблюдение за началом раскраски листьев.
Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.
2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.
Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.
3. Отметьте явление листопада.
За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.
Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.
4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.
Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:
0 — неурожай; шишек, плодов и семян нет;
1 — урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;
2 — урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;
3 — хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;
4 — очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.
Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.
5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.
Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.
За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.
6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.
7. Наблюдения оформите в виде таблицы.
Отмечаемые моменты | Дата | |
1 | Начало наблюдений | |
2 | Начало изменения окраски листьев | |
3 | Половина листьев на деревьях изменили цвет | |
4 | Ветки полностью освободились от листьев | |
5 | Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам | |
6 | Цветение осеннецветущих травянистых растений | |
7 | Созревание плодов на деревьях и кустарниках | |
8 | Увядание трав | |
9 | Окончание наблюдений |
8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.
Источник