Осенняя смена
Быть может вы трудились всё лето, все 4 трёхнедельные смены. И теперь, заряженные энергией — собираетесь дарить детям счастье осень? Но что же нас ждёт? И летом и осенью одни и те же дети, одни и те же лагеря, одни и те же условия. А может и нет.
Осенняя смена имеет целый ряд отличий от летних, и их стоит понимать, чтобы правильнее подготовиться и иметь адекватные ожидания.
- осенняя смена коротка. Длится всего неделю
- на осеннюю смену дети не едут после отдыха на даче/прогулок в городе, а «вырываются» из череды учебных будней
- осень — не лето. Тут холоднее и меньше световой день.
И что же нам с вами делать?
Планировать периоды смены, зная о её особенностях.
Все говорят, что подготовительный период — важен до крайности. Так вот. Тут он ещё важнее, ведь вы не можете в первый выходной съездить, поняв, что вам не хватает, в город и ещё 2 недели радовать детей. Всё нужно знать заранее! Организационный и заключительный периоды — по одному дню. Не растягивайте их на суммарных 6, как это происходит летом! Глупо оставлять на основной период лишь день в средине.
Понимаем, какие дети к нам приехали.
Во-первых, вас ждёт больше проблем с одеждой. Её много, и тогда обязательно этот ребёнок в столовой забудет шапку, а тот — варежку при входе в клуб. Но её и мало, особенно низ. Будет у вас дети, которые взяли лишь одну пару обуви и штанов. И после дождя стоит позаботиться о том, чтобы все ребята развесили одежду сушиться.
Да, дети заболеют. Заболеет пол-отряда и ваш напарник. А потом заболеете вы. Или наоборот.
Но вам надо всё время следить, чтобы шапки, перчатки, куртки, обувь были, следить, что они сухие. Не забывайте и о себе, времени вылечиться на осенней смене почти нет.
Даже не болея, дети будут чувствовать себя хуже. Они только что отучились целую четверть. Кого-то отправили в лагерь, хотя он не хотел. Все хотят отдохнуть от школьного режима и школьной рутины. От общения внутри класса, наконец. Дети осенью более уставшие, их сложнее поднимать утром и мотивировать на мероприятия и отрядные дела.
Всё это поможет понять, что нам нужно готовить. К счастью, смена короткая, что значит, что вы можете чуть меньше поддерживать дисциплину. Дети и так не успеют к вам привыкнуть за неделю, чтобы безобразничать. Освободившееся время выделите на отрядные дела. Серьёзно, вам нужно отвлечь детей от того рутинного графика, которым они живут. Пускай каждый день будет тематическим, необычным. Делайте фишули, развлекайте, учите — делайте движ! Каждый день непохож на другой.
Из каких же мероприятий выбирать? Не факт, что стоит использовать глубокие мероприятия, где нужно глядеть вглубь себя и открывать душу другим. Всё же смена слишком коротка, чтобы вы привыкли друг к другу так, как это происходит летом. Вместо этого можно сосредоточиться на других качествах. Как необычными могут быть дни, так и мероприятия. Танцы, интеллектуалки, спорт. А чтобы дети не почувствовали себя опять как в одном классе — проводите межотрядки. (Кстати, по этой же причине многие лагеря увеличивают количество дискотек).
И не забывайте, что осенью холоднее и темнее, запаситесь играми в холле!
Источник
Программа пришкольного осеннего лагеря дневного пребывания «Оранжевая осень»
методическая разработка по теме
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это система мероприятий, предназначенных для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательной организации, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей, развития их творческих способностей и их самореализации в ограниченный по времени срок. На реализацию данных задач направлена вся работа лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа пришкольного лагеря | 763.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лицей № 1 городского округа город Волгореченск Костромской области имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьева»
Срок реализации программы: 29.10. – 03.11.2016 г.
учитель начальных классов
Корня Валентина Александровна
1.Введение. Пояснительная записка
2.Педагогическая идея программы
3.Цель и задачи программы
4.Механизм реализации программы
5.Модель игрового взаимодействия
6.Критерии эффективности программы
7.Кадровое обеспечение программы
8. Информационно-методическое обеспечение программы
9. Особенности материально-технического обеспечения программы
Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это система мероприятий, предназначенных для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательной организации, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей, развития их творческих способностей и их самореализации в ограниченный по времени срок. На реализацию данных задач направлена вся работа лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период осенних каникул. Продолжительность смены 5 календарных дней. Рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 11 лет (включительно). Программа предусматривает деление детей на 2 отряда, 19 человек в каждом. К каждому отряду прикреплено по 2 воспитателя (из числа педагогов образовательного учреждения).
Осенний школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Оранжевая осень» является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально-экономической жизни общества расширил их. Сегодня вся работа лагеря тесно связана с образовательным и воспитательным процессом школы в период осенних каникул. Процесс организации воспитательной работы в осеннем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами, предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе. Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период отдыха на- ходит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, состязания, игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Педагогическая идея программы
Основная идея программы в необходимости создания условий для того, чтобы увидеть в детях их скрытые возможности и способности. Деятельность лагеря направлена на раскрытие способностей, талантов, возможностей детей, всех участников программы.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- продолжения учебно-познавательного процесса во время каникул;
- осенней занятости детей;
- укрепления здоровья обучающихся.
При написании программы руководствовались принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
- создание условий для реализации своих способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря; организация досуга с учетом индивидуальных особенностей каждого
- ребенка; приветствие и принятие инициативы ребенка;
- создание безопасных условий для проведения всех мероприятий;
- профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- обеспечение достаточным количеством оборудования и материалов ∙ для организации полноценной работы лагеря;
- равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- позитивное решение конфликтных ситуаций;
- осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.
Цель и задачи программы
Цель программы: планирование досуга школьников осенью с целью создания условий для разностороннего развития личности воспитанников и раскрытия творческого потенциала ребѐнка.
- обеспечить занятость и охрану здоровья детей, прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровья;
- создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и отдыха детей;
- спланировать и провести комплекс мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в условиях временного коллектива;
- создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления.
Механизм реализации программы.
I. Подготовительный этап включает:
- планирование;
- подбор кадров;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- оформление отрядных комнат;
- комплектование отрядов.
II. Организационный этап включает:
- знакомство;
- сплочение отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- формирование условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап реализации программы.
Реализация основной идеи лагерной смены — это вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, согласно плана работы лагеря и отрядов.
Формы организации деятельности детей:
- организация и проведение лагерных мероприятий;
- творческие конкурсы;
- познавательные игры-викторины;
- тематические программы;
- спортивные игры и соревнования;
- конкурсные программы;
IV. Заключительный этап.
- Закрытие лагерной смены;
- подведение итогов смены.
Модель игрового взаимодействия.
Программа осеннего лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Лицей №1» носит название «Оранжевая осень». В период проведения лагерной смены по данной программе детям будет предложено стать участниками увлекательного путешествия, где каждый день детям будет открываться что-то новое и интересное. Каждый из пяти дней лагеря будет тематическим, где каждый отряд и каждый ребенок в частности сможет поучаствовать, соперничать в различных мероприятиях творческого характера, интеллектуальной направленности, спортивных состязаниях.
Девиз лагеря — «В нашей маленькой стране все хорошо – тебе и мне! Смеяться, верить и дружить. Нам хорошо всем вместе жить!»
За активное участие, за победу отряд получает листочки определенного цвета, которые будет копить в своем отрядном кошельке в течение всей смены. Каждый листочек – это вклад ребенка в развитие города: интеллектуальный, спортивный, творческий.
Листочки имеют разные цвета:
- Оранжевые – за 1 место
- Желтые – за 2 место
- Красные – за интересные идеи и инициативу
- Зеленые – за оригинальность
В конце лагеря будет назван лучший отряд смены, который будет награжден грамотой и призами.
Итог смены – раскрытие своего творческого потенциала, развитие способностей.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах;
- Укрепление здоровья детей;
- Развитие творческой активности каждого ребенка;
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей;
- Творческий рост детей и педагогов.
Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Один из актуальных вопросов организации работы лагеря – его кадровое обеспечение.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, воспитатели, спортивный инструктор и музыкальный руководитель.
К работе в осеннем лагере дневного пребывания привлекаются технические работники школы.
Начальник лагеря: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительной, развивающей и творческой деятельности, проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (спортивный инструктор, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий.
Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
- добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
- систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
- многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
- создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Методическое обеспечение смены:
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
- должностные инструкции участников лагерной смены
- проведение установочного семинара для работников лагеря до начала смены;
- подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Особенности материально-технического обеспечения программы.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
Источник