Тихо ступает осень по земле диктант 4 класс

Диктанты для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Контрольно измирительные диктанты для 4 класса.

Скачать:

Вложение Размер
01._diktanty_dlya_4_klassa.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно – измерительные материалы

Итоговые контрольные работы.

Контрольный диктант за 1 четверть.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились. ( 70 слов)

По И. Соколову-Микитову)

  1. В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  2. Разобрать по составу: холодная, подосиновик, грустно.
  3. Сделать звуко-буквенный разбор слова гриб.

Контрольный диктант за первое полугодие.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели.

Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

  1. Выписать три словосочетания с именами существительными. Определить падеж и склонение имён существительных.
  2. Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог.

Директор, инженер, столяр, шофёр, доктор.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик.

  1. Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе.
  2. Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий.
  3. Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный.

Итоговый контрольный диктант.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

  1. В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  2. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.

А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь –и никогда (не)придёшь.

Тематические проверочные работы.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

  1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
  2. Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась.

  1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.
  2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
  2. Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.

3*.Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.

Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.

Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

  1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
  2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

  1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Источник

Контрольные работы для 4-го класса (стр. 6 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь пти­цы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древеси­на липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.

Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает желтый ковер из опавших листьев. Идёшь и лю­буешься на милые с детства деревья.

(По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: восход, начинали, росли.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы

досыт. занов. начерн. изредк. направ.

2. Письменно объясни, почему в записанных словах на конце пишется ь.

горечь, настежь, беречь, вскачь, приедешь

1. Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак

проч. замуж. поёш. плющ. отреж.

2. Спиши, графически объясни написание выделенных букв.

насухо, засветло, дочиста, запросто, сначала

3. Итоговый диктант

Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчелы больше не вылетают. Между сухими листьями краснее крепкая головка подосиновика. Срежешь её — почернее корешок.

На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи В лесу землю сплошь покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просве­чивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.

1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

1) слова с орфограммой в корне;

2) слова с орфограммой в суффиксе;

3) слова с орфограммой в окончании.

в лесу, думает, клеить, смешной, беседовать, первого

2. Запиши словами числительные 8, 11, 31, 106.

1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

1) слова с орфограммой в корне;

2) слова с орфограммой в суффиксе;

3) слова с орфограммой в окончании.

сеять, стрела, бросит, хвалить, пятому, скидывать

2. Запиши словами цифры 9, 30, 44, 105.

1. Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой а.

1. □ распустил. сь сирень

2. □ дверь приоткрыл. сь

3. □ пламя вспыхнул.

4. □ наступил. утро

5. □ девочка испугал. сь

2. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква е.

3. Отметь «х» все слова с ошибкой.

4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречии на конце пишется о.

5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.

6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на кон слов после шипящих пишется.

2. □ у существительных 3-го склонения

3. □ у существительных мужского рода 1-го склонения

5. □ на конце наречий

7. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь

8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

4. □ восемьдесят (пять)

5. □ тридцать (два)

9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущен Ь

5. □ шест. надцать

10. Отметь «х» все слова с ошибкой.

1. □ к двадцатому числу

2. □ нет пятаго урока

3. □ одиннадцатого мая

4. □ с четвертай попытки

5. □ около пятого подъезда

11. Отметь «х» все слова с разделительным ь.

12. Отметь «х» все слова с пропущенным ь.

13. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква е.

14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

1. □ В конце мая появляются первые грибы сморчки и строчки.

2. □ Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться.

3. □ Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.

4. □ Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.

5. □ Мы не шли, а тихо брели по узким улочкам.

1. Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой о.

1. □ боль отступил.

2. □ солнце скрыл. сь

3. □ озеро замёрзл.

4. □ туча приближал. сь

5. □ облако растаял.

2. Отметь все глаголы, в которых пропущена буква и.

3. Отметь «х» все слова с ошибкой.

4. Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется а.

5. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.

6. Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце (лов после шипящих пишется.

1. □ у существительных 3-го склонения

2. □ у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже

3. □ у глаголов в неопределённой форме

4. □ на конце наречий

5. □ в кратких именах прилагательных

7. Отметь «х» все слова, на конце которых ь не пишется.

8. Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

2. □ восемь (десят)

5. □ двести (десять)

9. Отметь «х» все числительные, в которых пропущенщен ь.

5. □ восем. наддать

10. Отметь «х» все слова с ошибкой.

1. □ на четвёртом этаже

2. □ нет десятого игрока

3. □ до девятаго класса

4. D к первай учительнице

5. D на пятом уроке

11.. Отметь «х» все слова с ь, обозначающим мягкость согласных.

12. Отметь «х» слова с пропущенным ь.

Источник

Читайте также:  Что нарисовать осенью с дошкольниками
Оцените статью