ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОСЕНЬ»
В слове о́ сень:
1. 2 слога ( о́ -сень);
2. ударение падает на 1-й слог: о́ сень
1) Транскрипция слова « о́ сень»: [ о́ с❜и е н❜].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
о | — | [ о́ ] | — | гласн., ударный ; ниже см. § 20. |
с | — | [с❜] | — | согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
е | — | [и е ] | — | гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55. |
н | — | [н❜] | — | согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры). |
ь | — | [ ] | — | нет звука |
5 букв, 4 звука
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.
§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е
Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).
§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).
В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):
в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);
в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);
в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);
в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);
в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).
Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].
1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Источник
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — Осень (звуки и буквы)
осень — слово из 2 слогов: о-сень. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [ос’ин’]
о — [ о ] — гласный , ударный
с — [ с’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е — [ и ] — гласный , безударный
н — [ н’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука
В слове 5 букв и 4 звука.
Цветовая схема: о с е н ь
Морфологический разбор слова «осень»
Часть речи: Имя существительное
Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: женский, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,
Начальная форма: осень
Звуко-буквенный разбор слова «осень»
Транскрипция: [о́с’ин’]
Количество слогов (2): о — сень
Переносы: осень
Значение слова «осень»
Осень
о сень, осени, жен.
1. Одно из четырех времен года, между летом и зимой. «Погода к осени дождливей.» Крылов . — Лето быстрое летит. «Настала осень золотая.» Пушкин (см. золотой). — Поздняя осень. «Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.» Некрасов . По осени (т.е. осенью). «По осени съезжу к сыну.» А.Н.Толстой . «Цыплят по осени считают.» (посл.).
2. перен. Увядание, одряхление, приближение конца (книж. поэт.). Осень Эллады.
Источник
Лексическая тема «Осень»
Расширение словарного запаса детей:
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,
ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),
пожухнуть, расписать, хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень),сухой,
холодный, мокрый, хмурый, осенний,унылый, пасмурный,
золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(Делают волнообразные движения ладонями.)
(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
(«Шагают» пальцами обеих рук.)
(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,
одновременно на каждый
(Звонко хлопают в ладони.)
Меж еловых мягких лап
Где сучок давно засох —
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)
(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
(Постукивают ребрам ладони по коленям.)
(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)
(Сводят руки над головой.)
Координация речи с движением «Леса-чудеса»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,
творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.
С умным медведем.
Я, и ты, и медведь
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды
Про дуб, про сосну,
Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
(Идут по кругу, держась за
(Усаживаются на колени
дый палец с большим
(То же на левой руке.)
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Я из дальней стороны.
Сизовой, Т. Шуйской
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения,
наложенные друг на друга, развивать
строй речи (образование относительных прилагательных от существительных).
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление
сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из
которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают
картинки и составляют предложения.
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных
картинках изображена осень. И т. п.
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.
Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».
Проводит беседу по стихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
— Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
— Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
— Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося
название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,
учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
• назвать звук перед или после заданного;
• назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Материалы для чтения и заучивания наизусть
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите — роща золотом одета».
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый —
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны — цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
И воды не всколыхнул.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Все мрачней лицо природы:
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тексты для пересказа
Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.
раздавался голосок кукушонка.
Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
— Какое время года наступило после лета?
— Какие приметы осени описываются в рассказе?
— Чей голосок раздавался из дупла липы?
— Почему кукушонок остался один?
— Как жилось кукушонку в дупле?
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
дружке тонконогие опёнки.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.
По И. Соколову-Микитову
— О каком времени года говорится в рассказе?
— Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
— Какие птицы улетели первыми?
— Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не
оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,
а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
Источник