- Народный праздник Осенины
- Осенины — народный праздник прощания с летом и встречи осени. Отмечали этот праздник трижды — 14, 21 и 27 сентября.
- Вот так в старину на Руси встречали Осень
- Главное, чтобы этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!
- Осенины: история, смысл и традиции праздника
- История праздника
- Традиции праздника
- Обычаи и ритуалы
- Еда входила и входит в самые почитаемые ритуалы и обряды.
- Третьи Осенины
- Третьи Осенины : 2 комментария
- Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
- История праздника
- Как праздновали Осенины на Руси
- Приметы и обряды
Народный праздник Осенины
Наталья Плахтеева
Народный праздник Осенины
Осенины — народный праздник прощания с летом и встречи осени. Отмечали этот праздник трижды — 14, 21 и 27 сентября.
Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября.
К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей. Тогда Мать-Земля и на будущий год не обидит своими дарами. В народе первые Осенины так же называли Луков день, поэтому очень важным на этом этапе было собрать и заготовить лук на зиму.
По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы.
Вторые Осенины отмечали 21 сентября.
Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.
В день осеннего равноденствия, 21 сентября, начинается вторая половина «Бабьего лета», и по народному поверью, какая погода будет в этот день, такой будет и осень. На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.
С 21 сентября считалось, что «Всякому лету – «Аминь». Осень прочно вступила в свои права.
Третьи Осенины, 27 сентября.
Они приурочены к церковному празднику «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня», это третья встреча осени.
Все приметы, пословицы, поговорки были связаны у крестьян со словом «двигаться»:
«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,
«Хлеб с поля на гумно движется»,
«Птица в отлет двинулась»,
«Кафтан с шубой сдвинулся»,
Вот так в старину на Руси встречали Осень
К дню осеннего равноденствия, 21 сентября, я предлагаю Вам сделать вместе со мной куклу «День – Ночь».
Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища. Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани (день, а другая — из черной или синей (ночь). Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи, порядок в мире.
Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.
А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми.
Куклы разные не только по цвету, но и по характеру. Кукла «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Куколка «Ночь» — мудрая, тихая, задумчивая, спокойная.
Для изготовления этой куклы нам понадобятся:
— лоскут белой ткани,
— лоскут синей (чёрной) ткани,
— нитки для обвязывания – синие (чёрные, белые.
Эту куклу мы сделаем так, как в старину делали куклу «Кувадку».
Возьмём прямоугольный лоскут белой ткани и соберём его к центру
Теперь скручиваем его несколько раз
Из скрученной части формируем голову куколки и фиксируем ниткой белого цвета
Маленький лоскут белой ткани складываем и формируем руки куклы
Закрепляем руки куклы белой ниткой
Получилась кукла «День»
Точно таким же способом из тёмной ткани делаем куклу «Ночь». Соединяем готовых кукол с помощью сине-белого шнура. Вот теперь это единая композиция, одна кукла «День – Ночь».
А эту куклу «День – Ночь» я сделала старинным способом, которым русские женщины делали «куклу – закрутку».
Уважаемые коллеги, надеюсь, что эти куклы Вам понравились. Следуя простым приёмам, Вы без особого труда сможете сделать таких кукол в качестве оригинального подарка на память своим близким и любимым.
Главное, чтобы этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!
Календарь знаменательных дат Как правило, в каждом детском саду имеются свои календари знаменательных дат. Встречаются календари, связанные с добрыми традициями группы,.
Праздник продолжается! Второе сентября мы встречали с инструктором по физкультуре (фотоотчёт этого праздника я опубликовала чуть раньше). Праздник удался.
Источник
Осенины: история, смысл и традиции праздника
Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества.
Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени. И, как многие народные праздники, кроме традиционной истории имеют еще и религиозную, православную составляющую.
История праздника
Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. Осенины начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца. В этот день начинались проводы лета и встреча осени.
Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Например, Пресвятой Богородице молились в этот день те, кто хотел завести ребенка, но не мог.
Последний, третий праздник Осенин отмечался 27 сентября и был связан с православным праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины.
Традиции праздника
Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.
В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.
С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.
По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.
Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.
С Рождеством Богородицы, православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.
В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие. Удачи и успехов вам,
Источник
Обычаи и ритуалы
Еда входила и входит в самые почитаемые ритуалы и обряды.
Третьи Осенины
Интересно знать о том, что Третьи Осенины, или третья встреча осени, продолжаются с 24 до 27 сентября. И обычно с этого времени осень вступает в свои права окончательно и бесповоротно. В то же время, с этого дня отмечается начало золотой осени, которая будет длиться до 15 октября. Принесла осень ненастье и семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет, гнетет и снизу метет. Русская пословица. Федора обдера, Замочи хвосты (24 сентября). В этот день обычно приходит «настоящая» осень — холодная и дождливая. «Не всякое лето до Федоры дотянет, даже бабье»: обычно к этому времени уже вовсю идут частые и долгие дожди, а вслед за ними неминуемо появляется и распутица. Вот и говорят в народе: «осенние Федоры подол подтыкают». Или «Федора — замочи хвосты».
Интересно знать о том, что с этого дня отмечается начало золотой осени, которая будет длиться до 15 октября. В народе существовало мнение, что в день Федоры-обдеры лучше из дома не выходить, а заниматься домашними делами. Хотя неотложные заботы равно звали к себе. Крестьяне спешили удалять прикорневую поросль у фруктовых деревьев, обивали оставшийся на полях хлеб.
Больные лихорадками обычно считали день Федоры благоприятным для излечения. Так как считалось, что все болезни насылают мифические сестры-лихоманки, то их старались умилостивить. Специально для этого существовал ритуал. Делалось это так: выпекали 12 небольших пирогов и шли с ними на безлюдный перекресток или в густую лесную чащобу, там, на земле, пирожки и оставляли с заветным приговором. «Вот вам, двенадцать сестер, от меня хлеб-соль, полноте мучить меня, отстаньте от меня, оставьте меня».
Со дня Федоры наступала обычно пора капустных вечерок. Они назывались капустками, или капустниками, на них рубили и заготавливали на зиму капусту. Капустники длились около двух недель. Капусту рубили да засаливали все домочадцы. Приходили помогать и соседские женщины (было условие, что после и им в этом деле подсобят), и беззаботная деревенская молодежь. На капустки обычно все приходили нарядными, ведь при таком количестве народа скучный процесс рубки капусты превращался в веселый и озорной праздник с песнями и плясками. Капустники считались обычно девичьим праздником, «девичьими вечеринками» частенько приводили к свадьбам, так как парни высматривали себе невест-«капустниц» — веселых, спорых да работящих. Как правило, сформировавшиеся пары, играли свадьбы на Покров. У русского народа капуста исстари считалась поистине священной пищей. Она и кормила, и была главным источником витаминов. Капустным соком и листьями лечили раны и недуги.
Интресно знать и еще об одном дне, дне Артамона-змеевика, или Змеиная горка (25 сентября). Этот день, по народным поверьям, обычно последний, когда змеи еще выползают из своих гнезд и греются на солнышке, ибо Святой Артамон в этот день последний раз выпускает змей на волю, после чего зовет их в норы, где и замыкает «в глубинах земных» до Юрьева дня, Благовещения или первого весеннего грома. Вот и ползают они на Артамона-змеевика вереницами. К вечеру же все, кроме ужей, уползут далеко в лес и спрячутся до весны в земляных норах, где и впадут в спячку. Поэтому существует еще одно название этого дня — «Змеиные проводы».
Интересно знать и еще о дне, этот день называеться Корнштий (26 сентября). По народным убеждениям, в день Корнилия обычно прекращается рост корней и корнеплодов: «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». Поэтому земледельцы и огородники спешно приступали к уборке корнеплодов. «Воздвижения жди — репу рви». «Корнилий — корневище вон». «Корнилий святой — из земли корневище долой». «Корнилов день на дворе — всяк корешок в своей норе».
Третьи Осенины : 2 комментария
Сама природа нам дает постоянные подсказки, надо только внимательно к ним относиться и не лениться их увидеть.
Здравствуйте Петр. Я с Вами полностью согласна. «Принесла осень ненастье и семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет, гнетет и снизу метет». Русская пословица. И этим все сказано.
Источник
Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник