Церковные праздники лето осень

Православные праздники лета и народные приметы для дошкольников

Православные праздники летом

Православные праздники лета и народные приметы

Троица

День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви.

На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка.

Примечали:

• На Троицу дождь — много грибов.

• Троица — с кормом.

• Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, — ожидай мокрого сенокоса.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Земля в Духов день — именинница: запрещалось ее копать и рыть. В этот день, который считается тяжелым, не купались и не ходили порознь в лес.

Преображение Господне

В Преображении Господь Иисус Христос явил ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время грядущих страданий и смерти не поколебались в вере в Единородного Сына Божия.

Преображение — большой крестьянский праздник. Второй Спас. Первый Спас -1/14 августа — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки (Ореховый).

На Яблочный Спас люди освящали в храмах яблоки и другие плоды, раздавали их всем прихожанам, а больным и старым — немощным — посылали в дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми, не достойными общения. О них говаривали наши старики: «А не дай-то Боже с ними дело иметь. Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного».

Поселяне наблюдали в этот день заход солнца. Выйдя вечером на пригорки, они пели песни и плясали.

Второй Спас — Осенины — первая встреча осени.

Примечали:

• Пришел второй Спас — всему час, плоды зреют.

• На второй Спас и нищий яблочко съест.

• У Спаса не без припаса.

Успение Пресвятой Богородицы

Этот день именуют Успением Божией Матери. Телесно оставив мир, она не умерла и не перестает ходатайствовать за нас на Небе перед своим Божественным Сыном. Успение — важнейший праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. Окончание жатвы обставлялось с особой обрядностью. Повсеместно было в обычае оставлять на пороге горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом — «заламывали бороду», и пригибали к земле со словами: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая». Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль, варили пиво, пекли пироги и сзывали родных и соседей на пир.

Примечали:

• С Успения солнце засыпает.

• До Успения пахать — лишнюю копну нажать.

• К Успеньеву дню поспевало все слетье (овощи), начиналась заготовка ранних запасов впрок.

• На Успение огурцы соли, на Сергия (25.09/08.10) капусту руби.

Источник

Православные праздники осени

Православные праздники осени и народные приметы

Рождество богородицы

8 сентября / 21 сентября.

Пресвятая Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете в семье святых праведников Иоакима и Анны. Родители ее, достигнув преклонных годов, были бездетны — но не теряли надежды на милосердие Божие; они верили, что Господь и в старости может даровать им чадо. Искренне и горячо молясь Богу, они дали обет — посвятить родившееся у них дитя на служение Господу в Иерусалимском храме.

Молитва святых праведников была услышана, и Господь исполнил просимое: благовеститель тайн Божиих, архангел Гавриил, принес им радостную весть — у них родится дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

В народе этот день называли: Малая Пречистая — госпожа богатая.

Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирали пчел, собирали лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам.

Примечали:

• Всякому лету аминь (конец).

• Если погода хорошая — осень будет хорошая.

• Бабье лето тишь вспугнуло.

Воздвижение креста господня

14 сентября /27 сентября.

В IV веке матерью императора Константина Великого царицей Еленой был найден, после долгих поисков, Гроб Господень и Крест Господень. Множество народа желало увидеть великую святыню. В память об этом торжестве христианской веры и был установлен великий праздник Воздвижения Креста Господня.

В этот день отмечалось быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой.

Множество поговорок основано на созвучии слов: воздвижение — движение:

Воздвижение — кафтан с шубой сдвинулся.

Воздвижение кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.

Осенины — третья встреча осени.

Примечали:

• Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает.

• Воздвижение осень зиме навстречу двигает.

• На Воздвижение птица в отлет двинулась.

• Двинулись над Русью птиц вереницы.

• На Воздвижение змеи цепенеют, сползаются в кучи, прячутся в земле.

В эту пору начиналась рубка капусты и заготовка ее на зиму. А молодежь собиралась на девичьи вечеринки — капустницы, где девушки готовили для гостей капусту, накрывали столы с закусками; парни высматривали себе невест.

Покров пресвятой богородицы

1 октября /14 октября.

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее. Мать порождает нас к жизни земной,

от нее обретаем мы великий дар жизни, а через Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос. И мы вправе обращаться к ней как к Матери. В этот день ходили в церковь молиться Пресвятой Богородице, особенно девушки, желающие выйти замуж.

Примечали:

• Снег Покрова не ждет.

• Не удивляйся снегу на Покров.

• Вот тебе и Покров: белые мухи на нас садятся.

• Если снег выпадет на Покров — счастье молодым.

С Покрова начинались свадьбы:

Голова девушки покроется платком — знак замужества.

Источник

Праздник Мирожской иконы Божией Матери: традиции и приметы 7 октября

История

Согласно преданию, Мирожская чудотворная икона Божией Матери появилась в Спасском Мирожском монастыре во Пскове в 1198 году. Минуло четыре века и в 1567 году, когда в окрестностях свирепствовал мор, верующим явилось знамение. 24 сентября (7 октября по новому стилю) у написанной Богоматери ручьем начали литься слезы. С тех пор через эту икону Матерь Божья явила множество благодеяний. После этого в этот день верующие отмечают церковный праздник в честь Мирожской иконы Божией Матери.

ПО ТЕМЕ

День Ираиды Спорной: Обычаи и запреты 6 октября

Сюжеты Православные праздники

Фекла Иконийская

Существует еще один ответ на вопрос, какой сегодня православный праздник. 7 октября (24 сентября по старому стилю) отмечается день памяти первомученицы Феклы Иконийской. Эта святая родилась в 30-е годы I века в Иконии. Девушку пытались казнить за отказ от брака, однако раз за разом расправа срывалась. Позже апостол Павел напутствовал на обучению людей Божьему слову. Умерла она в в сирийской Селевкии в возрасте 90 лет.

Что нельзя делать 7 октября

В 2021 году 7 октября выпадает на четверг. Это не постный день, никаких ограничений в пище православный праздник в честь Мирожской иконы Божией Матери не предполагает. Специфических запретов, рожденных народной средой, также не сохраняется.

Приметы и традиции

На Руси этот день называли День Феклы Заревницы. В народном сознании церковный праздник поминовения Феклы Иконийской совместился со славянской традицией собираться у костров перед молотьбой хлеба. Название Заревница появилось из-за пожаров, которые нередко сопровождали этот праздник.

Народная традиция велит женщинам 7 октября обязательно попрясть, хотя бы немного. Впрочем, основное внимание уделяли молотильщикам хлеба. Работникам варили особую кашу, пока сами они были заняты в овине.

  • Приметы гласят, что 7 октября ночи особенно темны.
  • День Феклы Заревницы считается последним, когда можно было собирать белые грибы.
  • Если 7 октября гремит гром, то зима будет короткой, снежной и теплой.
  • Если на небосводе быстро восходит яркое солнце, то погода будет меняться.

Источник

Церковные праздники: даты, объяснения и традиции

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Источник

Читайте также:  Золотая осень спортивные соревнования
Оцените статью
Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста)