Тютчев осень художественные средства

Содержание
  1. Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной. » презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Подписи к слайдам:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Школьное чтиво
  7. 16.11.2020
  8. Тютчев Ф. «Есть в осени первоначальной»
  9. Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
  10. Краткий анализ
  11. История создания
  12. Композиция
  13. Средства выразительности
  14. помогите найти художественные средства в стихотворении Тютчева «есть в осени первоначальной»
  15. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
  16. Средства художественной выразительности
  17. Жанр и композиция
  18. Композиция
  19. Литературные приемы
  20. Особенности стихотворения «Осенний вечер»
  21. Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»
  22. Эпитеты осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»
  23. Анализ стихотворения «Осенний вечер»
  24. История создания
  25. Краткое содержание

Знакомство со средствами художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной. »
презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) на тему

Элементы урока в виде презентации

Скачать:

Вложение Размер
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной» 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Литературное чтение 2 класс Тема: «ЗНАКОМСТВО со средствами художественной выразительности» в стихотворении Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной …..» ГБПОУ ТК №»21 Школа общего образования Учитель начальных классов Агеева О.Б.

С РЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СХВ) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТАФОРА ЭПИТЕТ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — Изображение неживых предметов в виде живых существ: Например «вьюга злилась» МЕТАФОРА Оборот речи: употребление слов или выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения : Например «Веня был готов лопнуть от смеха» Подсказка (без слов, словно, как, будто, как бы) ЭПИТЕТ Красочные определения предмета или явления: Например «золотая осень» Подсказка (отвечает на вопросы какой ?какая ? какие?,какое ?)

МЕТАФОРЫ: — Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: День стоит, серп гулял, падал колос, пустеет воздух, льётся лазурь, отдыхающее поле ЭПИТЕТ: Осень первоначальная, короткая, но дивная пора, тонкий волос ,бодрый серп, праздной борозде, зимних бурь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации содержится материал для уроков литературного чтения и русского языка для 4 класса.

В презентации перечислены основные средства художественной выразительности для начальной школы.

Презентация по литературному чтению 4 класс на тему «Средства художественной выразительности». Краткое, лаконичное изложение материала по теме.

Памятка для характеристики литературных произведений.

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих.

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчес.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

16.11.2020

Тютчев Ф. «Есть в осени первоначальной»

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:

Главные герои стихотворения «Есть в осени первоначальной» и их характеристика

  1. Автор, лирический герой. Любуется осенью, восторгается красотой природы.

План пересказа стихотворения «Есть в осени первоначальной»

  1. Короткая пора
  2. День хрустальный
  3. Лучезарны вечера
  4. Серп
  5. Простор
  6. Паутина
  7. Борозда
  8. Птиц не слышно
  9. Зимних бурь
  10. Теплая лазурь
  11. Отдыхающее поле

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной»

Радуйся тому, что имеешь.

Чему учит стихотворение «Есть в осени первоначальной»

Стихотворение учит любить природу, ее красоту. Учит любить осень и находить прелесть в этом времени года. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Есть в осени первоначальной»

Мне очень нравится это стихотворение. Автор создал удивительную картину запустения, характерного для осени, но при этом отличающуюся необыкновенной красотой. Стихотворение очень торжественное, спокойное, она дарит чувство умиротворения.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной»

Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последней строфе кольцевая АВВА.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Есть в осени первоначальной»
Эпитеты: осени первоначальной, дивная пора, лучезарны вечера, бодрый серп, тонкий волос, праздной борозде, чистая и теплая лазурь.
Метафоры: день стоит, паутинки волос, пустеет воздух, льется лазурь.
Сравнения: день как бы хрустальный.
Олицетворения: серп гулял, отдыхающее поле.

Пословицы к стихотворению «Есть в осени первоначальной»

Душевное спокойствие лучше богатства.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Есть в осени первоначальной»

Но зимние бури настанут еще не скоро. И чистая лазурь льется на отдыхающее поле.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Есть в осени первоначальной»

Источник

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 70.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 70.

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Источник

помогите найти художественные средства в стихотворении Тютчева «есть в осени первоначальной»

Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ) ,
олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на
самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть
связаны с бурными эмоциями.

Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ) ,
олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на
самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть
связаны с бурными эмоциями.

Стихотворение пейзажной лирики.
В стихотворении утверждается мысль о вечной
красоте природы, красоте жизни.
Тема-Ранняя осень.
Идея. Показать особенную прелесть ранней осени –
“Увядание может быть. »
Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.
Каждая наполнена своим содержанием.

1-я часть – Дивная пора.
2-я часть – Праздная борозда.
3-я часть -Далеко еще до первых зимних бурь

б. Общее впечатление. (
Умиротворение. Успокоенность, очарование осенней
красотой природы.)

В стихотворении часто встречаются многоточия.
Они создают ощущение медлительности и некоторой
недосказанности.
Именно так и должно быть на самом деле, ведь
размышления об осеннем
пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными
эмоциями.
Поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет
неторопливо.
Это состояние задумчивости передает разный способ
рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная,
в третьей кольцевая, или опоясывающая) ,
разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов
рифмуются с более короткими в 8 слогов,
строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов.
Более короткие строки идут вслед за длинными,
ритм как бы сбивается, и это создает впечатление,
будто человек устал и хочет отдохнуть.

Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ) ,
олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более
полному раскрытию художественного образа.

Поэт использует самые изысканные эпитеты,
передающие его отношение к окружающему миру:
“дивная пора”, “хрустальный день”,
“лучезарный вечер”.
Для создания настроения нежной грусти и
торжественности Тютчев употребляет выразительные
эпитеты: в «осени первоначальной», «бодрый серп»,
на «праздной борозде», «чистая и теплая лазурь»,
«отдыхающее поле».

Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ) ,
олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на
самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть
связаны с бурными эмоциями.

Источник

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»

Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

Жанр и композиция

Произведение относят к пейзажной лирике. С первых строчек стихотворения становится понятным настроение автора — лирически-мечтательное: «Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть. ». В таком же жанре писал поэт-современник Тютчева Афанасий Фет. Оба писателей превозносили природу и божественную силу, которая за ней стоит.

Всего в стихотворении 12 строк. Творчество Тютчева по стилю часто сравнивают с произведениями Гёте, Гейне, Шекспира. Основное отличие — это сжатость, Федор Иванович умел описать впечатляющие красоты лаконично и кратко.

Критики сравнивают его произведения о природе с кратким планом других поэтов. При этом только Тютчев мог в скромных размерах строк вместить столько глубины и смысла.

Стихотворение можно поделить на три части:

  • первая — общая картина осеннего пейзажа;
  • вторая — грустная картина, описание увядания природы;
  • третья — связь между поведением природы и угасанием человеческих чувств.

Каждая из частей представляет собой четверостишье, они объединяются в одну двенадцатистроковую строфу. Автор придерживается одной линии повествования, произведение читается на одном дыхании.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Литературные приемы

Тютчев в произведении «Осенний вечер» использовал средства выразительности, которые делают такое короткое стихотворение глубоким по смыслу и легко читаемым. К ним относятся:

  • эпитеты: «томный шелест», «порывистый, холодный ветер»;
  • метафоры: «улыбка увяданья»;
  • сравнения: «угасание природы» сравнивается с «божественной стыдливостью страдания»;
  • олицетворения, оживляющие природу: «грустно-сиротеющая земля».

С первых строк становится понятен главный образ произведения — образ осени, наделенной человеческими характеристиками. Лирический герой ощущает осень в своей душе, размышляет о философских вопросах.

Вечер, описанный автором во всех подробностях, побуждает читателя размышлять о каждом мгновении, наблюдать за красотой окружающего мира. Каждая пора прекрасна по-своему и важно научиться разглядывать что-то хорошее в картинах серой, увядающей осенней природы.

Помня о своей неразрывной связи с природой, человек должен не господствовать над ней, а взаимодействовать.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.
Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
»
Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
»
Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
»
Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.
Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:
»

Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
»
Цветовые. Описание багряности листвы.
»
Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
»
Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.
Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Эпитеты осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

На этой странице читайте текст «Осенний вечер» Фёдора Тютчева, написанный в 1830 году.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Другие редакции и варианты: И, как предвестье близящихся бурь, Порывистый и ясный ветр порою,

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Возвышенной стыдливостью страданья!

Некрасов. С. 207; Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5, и след. изд.

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Первая публикация — Совр. 1840. Т. XIX. С. 187, с подписью «Ф. Т-въ». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5; Изд. 1854. С. 5; Изд. 1868. С. 9; Изд. СПб., 1886. С. 29; Изд. 1900. С. 129.

Датируется на основании пометы в автографе — 1830 г.

В автографе стихотворение не имеет названия. Помещено в ряду таких стих., как «Через ливонские я проезжал поля…», «Песок сыпучий по колени…» (см. коммент. С. 385, 387); «Есть в светлости осенних вечеров…» следует под цифрой «3». Особенность авторского синтаксического оформления — двукратный повтор восклицательного знака с многоточием; так заканчиваются 2-я и 12-я строки. В печатных текстах они обычно не воспроизводятся, хотя свидетельствуют об особой эмоционально-эстетической экспрессии стихов. Тютчевские знаки говорят не об умиротворенности и спокойствии, а о порыве чувств, связанных с эстетическим удивлением и восхищением. Здесь сохраняется пунктуация автографа.

Печатные тексты дают вариант 7-й строки: в первом издании и во всех прижизненных, а также Изд. СПб., 1886 — «И, как предчувствие сходящих бурь», но в Изд. 1900 — «И, как предвестье близящихся бурь» (вариант автографа). В 8-й строке в первом издании и последующих — «Порывистый, холодный ветр порою», хотя в автографе — «Порывистый и ясный ветр порою». Если варианты 7-й строки в художественном отношении равноценны, вариант печатного издания более романтичен («предчувствие» вместо «предвестье», «сходящих» /с небес/ вместо «близящихся»), то вариант автографа 8-й строки («ясный ветр») более спорный и изысканный, нежели строгий и простой образ первопечатного издания («холодный ветр»). 12-я строка в варианте автографа («Божественной стыдливостью страданья») — лишь в первом издании, в остальных указанных — «Возвышенной стыдливостью страданья». В печатных изданиях нередко тютчевские пантеистического типа высказывания устранялись. Они восстановлены лишь в изданиях послереволюционного времени.

Н.А. Некрасов, полностью перепечатав стихотворение, восклицал: «Превосходная картина! Каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце; вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым; жаль, что он написал слишком мало. Нечего и говорить о художественном достоинстве приведенного стихотворения: каждый стих его — перл, достойный любого из наших великих поэтов» (Некрасов. С. 207). С.С. Дудышкин выразил неудовлетворение строчкой «Ущерб, изнеможенье, и на всем…», заявив, что она «разнится» с другими, и он отнес ее к числу «непоэтических крох» стихотворений Тютчева (Отеч. зап. С. 74–75). И.С. Тургенева стихотворение привлекало неоднократно. В письме к А.А. Фету от 3 октября 1860 г. он цитировал, говоря о последних днях осени, «в которых таится особенная «умильная таинственная прелесть» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Письма. М., 1987. Т. 4. С. 247). В пейзажных зарисовках рассказа «Свидание» (из цикла «Записки охотника») содержится несколько скрытых цитат из этого стихотворения Тютчева; особенно это очевидно в образе осенней улыбки: «сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы…». П.К. Щебальский (РВ. 1868. Т. 77. № 9. С. 361–362) в рецензии на сб. «Стихотворения Ф. Тютчева» (М., 1868- см. коммент. к стих. «Весенние воды». С. 399) полностью процитировал стихотворение, отрицая самую постановку вопроса о реализме по отношению к нему: «А какой реализм заменит ту прелесть образов и звуков, которая заключается в следующей картине осени (здесь полное цитирование. — В.К.) У кого не вызовет в душе полного представления грустных дней осени это коротенькое стихотворение, кто не переживет за чтением этих немногих стихов тех впечатлений, которые он испытывал много раз в жизни? Другой писатель мог бы привести очень много других черт, характеризующих осень, и, однако ж, не вызывать ни в воображении читателя такого полного образа этого времени года, ни в душе его такого созвучного впечатления. Почему это? В этом именно и заключается тайна поэзии и искусства вообще». К.Д. Бальмонт, процитировав 1, 2, 9–12-ю строки, о (Бальмонт. С. 66). С.Л. Франк, обратившись к стихотворениям об осени «Есть в светлости осенних вечеров…», «Есть в осени первоначальной…», отдал предпочтение первому, сказав, что в нем «смысл осени определяется с большей полнотой». Философ сопоставляет его со стих. «Сияет солнце, воды блещут…»: «”Кроткая улыбка увяданья”» на лице осенней природы и эта улыбка умиления измученной человеческой души есть одно и то же, одна небесно-земная стихия: она то противостоит избытку жизни в цветущем мире природы и превосходит его в своем упоении, то обнаруживается в самой природе, в умильной прелести светлых осенних вечеров» (Франк. С. 27–28).
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение — не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер. «Осенний вечер»

представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает
«кроткую улыбку увяданья»
осенней природы, сравнивая ее с
«божественной стыдливостью страданья»
в человеке как прообразом нравственности. Стихотворение написано
пятистопным ямбом
, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы. Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (
лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев
) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами — туманная, легкая. Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию (
«ущерб»
,
«изнеможенье»
), олицетворение (
«томный шепот»
листьев), метафоры (
«зловещий блеск»
,
«Улыбка увяданья»
), эпитеты (
умильная, кроткая, стыдливая, туманная
). «Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению
эпитетами
— синтетическими (
«зловещий блеск и пестрота дерев»
), цветовыми (
«багряных листьев»
), сложными (
«грустно-сиротеющей»
). Контрастные эпитеты —
«умильная, таинственная прелесть»
и
«зловещий блеск»
,
«туманная и тихая лазурь»
и
«порывистый, холодный ветр»
— очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы. Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым
аллитерация
, при помощи которой создается эффект падающих листьев (
«Багряных листьев томный шепот»
), свежее дыхание ветра (
«И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»
). Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы. Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью
олицетворения
и составного эпитета
«грустно-сиротеющая»
, акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством — ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками. В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость — мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

(Иллюстрация: Сона Адалян

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) — обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста — пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет — сумраком, тревога — покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

История создания

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Краткое содержание

Лирический герой наблюдает за осенним вечером. Он находит его особенно умильным и прекрасным. Деревья зловеще блестят и покрываются пестрыми листьями. Багряная листва призывно шелестит и очаровывает. Вокруг собирается туман, виднеется лазурь неба, и все это словно возвышается над пустой землей.

Природа увядает осенью. Ветра становятся холодными и сильными. Они способны ломать деревья и срывать листву. Но изменения в природе неизбежно напоминают о том, что жизнь человека тоже подходит к естественному концу. Со старостью приходит зрелость и мудрость.

В природе все циклично, как и в жизни человека. Светлые осенние дни сменятся ненастными, которые принесут похолодание.

Унылое настроение не будет длиться вечно, и обязательно придут радостные чувства. Всегда нужно помнить о том, что все в природе переменчиво.

Источник

Читайте также:  Когда лучше бороться с сорняками весной или осенью
Оцените статью