У мужа осенний марафон

«Осенний марафон» — или кто есть кто в любовном треугольнике

Вы смотрели фильм «Осенний марафон»?
Если нет, то это история о мужчине, который метался между двумя женщинами.

Вы наверняка знаете множество таких же историй в реальной жизни.

«Старшая» жена — обычно действительно старшая, с которой прожито в браке лет 20-30, выращены взрослые дети.

И молодая . тоже как-бы жена. И частенько есть маленький ребенок.

И мужчина, который годами вроде бы выбирает между ними и не может выбрать. Недавно пример такой истории прославила на всю страну желтая пресса после смерти известного актера Валерия Золотухина. Романтическое двоеженство которого было почти официальным.

Конечно, любовные треугольники существуют в самых разных вариантах. Но я хочу поговорить именно об этом – самом устойчивом — варианте данной геометрической фигуры.

Что же делает такой прочной и продолжительной историю,
которая зарождается и существует под девизом «долго так продолжаться не может?»

Очевидно, что ситуация, в которой люди существуют годами, выгодна (в данном случае на подсознательном уровне) для всех ее участников. Это аксиома. Человек не станет жить в условиях, которые для него на самом деле невыносимы.

И можно предположить, что все персонажи такого треугольника играют роли, в которых какие-то части их личности чувствуют себя счастливыми. Я говорю – роли, потому что в основе таких отношений всегда лежит ЛОЖЬ. И самим собой человек в них быть не может.

Что же движет мужчиной, который находится в состоянии вечного маятника?

Видимо, в душе у него живет маленький мальчик, от которого требуется выбор, который НЕВОЗМОЖЕН. Это может быть выбор между Мамой и Мамой. Это происходит тогда, когда не произошел детский переход с шизо-параноидной на депрессивную позицию.

В раннем младенчестве (на шизопараноидной позиции развития) в объектном мире ребенка каждый объект распадается на «хороший» и «плохой». Если объект доставляет удовольствие, то младенец воспринимает его как «хороший», а если же объект становится источником фрустрации, то он «плохой», атакующий, враждебный.

Например, если ребенка мучает голод, он воспринимает это чувство как нападение «плохой» груди. Если младенца перекармливают, то это также воспринимается как «плохая», агрессивная, преследующая грудь. Ощущения удовольствия, комфорта, безопасности переживаются как взаимодействие с «хорошим» объектом, и младенец грезит о вечном сосании «хорошей», плодородной груди.

Взрослея, преодолевая шизопараноидную позицию и выходя на депрессивную, ребенок обретает способность видеть объекты целостными, необходимость в расщеплении отпадает. Однако психика может быть чем-то травмирована на определенной стадии развития, и тогда происходит фиксация, человек «застревает» в этом возрасте. Таким образом, потребность в расщеплении может сохраняться во взрослой жизни.

Сын такой мамы, расщепленной на Преследователя и Кормилицу, распределит эти роли между женой и любовницей (женщины сами разберутся, кто из них будет преследовать, а кто кормить… кстати, они могут со временем меняться ролями), которые будут прямой противоположностью друг другу, как черное и белое.

Это может быть выбор между Мамой и Бабушкой. Когда ситуация в детстве складывалась так, что сына воспитывали ОБЕ эти женщины, вдвоем выполняя материнскую роль. В современном обществе так случается все чаще и чаще. Мать должна идти на работу, а бабушка еще молода, и ей хочется побыть в роли мамы, в которой она не успела полностью реализоваться (может быть, тоже должна была рано выйти из декретного отпуска).

И вот растет на свете малыш, у которого ДВЕ МАМЫ. Постарше и помладше. Конкурирующие между собой, как природой положено матери и дочери. И, одержимые этой конкуренцией, они начинают заставлять малыша выбирать между мамой и бабушкой. А для него этот выбор невозможен. Он не может из двух мам выбрать одну…

Будьте уверены, что во взрослой жизни его жена и любовница будут, как две капли воды, похожи друг на друга, только с разницей в возрасте лет в двадцать пять.

Аналогичная история случится, если в детстве папа часто был для мальчика мамой, и консолидированная родительская пара воспринималась им как Мама и Мама. А потом родители жестко разводятся и требуют, чтобы ребенок выбрал одного из них. А это, сами понимаете, совершенно невозможно…

И вот выбор между Мамой и Папой, как разделение одной любви к родителям на две части, будет осуществляться как выбор между маскулинной женой и феминной любовницей. Или наоборот.

Таким образом, во взрослой жизни осуществляется избегание детского выбора, осуществление которого для детской психики было невозможно.
И маленький мальчик внутри взрослого мужчины счастлив.

С мужчинами мы разобрались.
А что же от отношений с такими мужчинами нужно женщинам?

На первый взгляд, воспроизводится классическая Эдипальная ситуация.

Мальчик в Эдиповом комплексе испытывает влечение к матери, ревнует к отцу и хочет занять его место. В его психической реальности это равносильно убийству отца. За эти побуждения он ожидает наказания от отца в форме кастрации. В его психике формируется карающая инстанция – Суперэго, которая подавляет его инцестуозные побуждения и побуждает идентифицироваться с отцом.

Первое влечение девочки тоже испытывают к матери. Но в 2-3 года они обнаруживают у себя отсутствие пениса и начинают испытывать зависть к нему. У девочки рождается завистливая привязанность к отцу, она видит в матери соперницу и обижается на нее. Соответственно, здесь тоже имеет место стремление убить мать и занять ее место.

В дальнейшем желание обладать пенисом отца смещается на желание иметь собственного ребенка, для реализации которого необходима идентификация с матерью, которая в сочетании с дочерней любовью побуждает девочку отказаться от притязаний на отца, уступить его матери.

Героинями нашей статьи становятся женщины, «застрявшие» в Эдиповом комплексе.

  • На роль любовницы попадает девочка, которая от притязаний на отца отказаться не в состоянии. Обычно это происходит в тех случаях, когда идентификация с матерью по какой-либо причине невозможна.
  • Женой же становится бывшая дочь, спасовавшая перед матерью в эдипальном соревновании. Не уступившая ей отца от любви и стремления к собственной женственности, а именно раздавленная, уничтоженная матерью в этом соревновании. И, подчиняясь механизму идентификации с агрессором, она будет вечно уничтожать свою дочь в лице любовницы мужа.

Однако в ходе клинических наблюдений я заметила, что огромную роль в продолжительности существования таких треугольников играет доэдипальное стремление к триумфу над родителями. Это основной признак пребывания на маниакальной позиции, которую Мелани Кляйн называла промежуточной между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями.

Когда в ходе нормального развития достигается относительный баланс между любовью и ненавистью, тогда также образуется определенное равновесие между этими противоположными и все-таки тесно связанными методами, и их интенсивность уменьшается.
В этой связи я хочу подчеркнуть значение триумфа, тесно связанного с презрением и всемогуществом, как элемента маниакальной позиции.
Мы знаем, какую роль соперничество играет в страстном желании ребенка сравняться в достижениях со взрослыми. В дополнение к соперничеству, его смешанное со страхом желание “вырасти” из своих недостатков (в конечном счете преодолеть свою деструктивность и свои плохие внутренние объекты и стать способным управлять ими) служит стимулом для всех его достижений.
Согласно моему опыту, желание перевернуть отношение ребенок-родитель, обрести власть над родителями и достичь триумфа над ними, всегда в некоторой степени ассоциировано с импульсом к достижению успеха.
(Мелани Кляйн «Печаль и маниакально-депрессивные состояния»)

И неукротимое и вечное стремление к триумфу над соперницей, характерное для обеих участниц треугольника, который мы анализируем – есть борьба за обретение права на жизнь, на успех, в конечном итоге, на счастье. И это счастье всегда очень близко – впереди, всего в двух шагах, ведь вот-вот – и он будет только мой.

Правда, на деле в случае такой развязки мужчина оказывается совершенно не нужен. Потому что интерес представлял не он, а триумф над внутренней матерью…

Источник

«Осенний марафон». Чего ждут от Бузыкина его жена и любимая женщина? «

Желаю здравствовать! Большинству девушек и женщин нравятся цельные и волевые мужчины. А как быть с такими нерешительными, как главный герой трагикомедии «Осенний марафон»(1979)? Ведь они тоже по-своему привлекательны, а кто-то из дам даже соперничает друг с другом за право быть с ними. Попробуем разобраться на примере истории из этого фильма.

Андрей Павлович Бузыкин-мягкий, терпеливый, отзывчивый человек. Он талантливый переводчик, читает лекции в университете. Ему уже давно исполнилось сорок лет, но Андрей Павлович ещё не стал заведующим кафедрой, не научился до конца отстаивать свою позицию, говорить людям «нет», когда это необходимо. Считает себя обязанным окружающим. Он не может жить так, как ему хочется на самом деле.

Андрей Павлович никак не решается сделать очень важный выбор между женой и любовницей. С одной его связывает привычка, общая дочь, совместно прожитые года, может быть, даже жалость оставить женщину одну. К любовнице Бузыкин проявляет искреннюю заботу и нежность. С ней он чувствует себя свободнее, увереннее и почти «настоящим». Стараясь не обидеть и не вызвать у обеих лишние подозрения, мужчине приходится находить странные и несерьёзные оправдания. Но мне хочется понять, ради чего жена и любимая женщина Бузыкина терпят такое положение вещей и его обманы. Почему никто из них не откажется от человека, ведущего двойную жизнь? Чего ждут они?

Нина Евлампиевна — женщина уже не такая молодая, уставшая от семейных неурядиц, но интеллигентная, ухоженная, мудрая и тактичная. Она уважает себя, и характер у неё волевой имеется. Но почему тогда такая женщина допустила, чтобы у её мужа появилась любовница, которая ещё и смеет звонить к ним домой, когда вздумается? Возможно, раньше эта семья была счастливой. Но со временем, скорее всего, у мужа от любви осталась только привязанность и благодарность. Дочь стала взрослой, у неё своя жизнь, семья и «свои вкусы». Она прекрасно научилась обходиться и без помощи матери. И Нина Евлампиевна с горечью осознала, что «никому она не нужна, а всем только мешает».

Из страха остаться одной и возможной необходимости начинать другую жизнь Нины Евлампиевна до последнего терпит измены своего мужа. Старается не устраивать ему сцен ревности, не слишком требует объяснений, надеясь, что Бузыкин наконец-то найдёт в себе смелость во всём признаться и повиниться перед ней. Но этого не случилось, и Нина, крайне измученная постоянной ложью мужа, принимает решение уйти из дома, понимая всё же, что одной будет тяжело, и рассчитывая, что Андрей оставит любовницу.

А что же любовница Бузыкина? Алла Ермакова-относительно молодая девушка, по-своему привлекательная, работающая в каком-то учреждении обычной машинисткой. Вот, кажется, и всё. Но зачем ей понадобился именно такой мужчина, как Андрей Павлович, который старше её, ещё и женатый?

Из сюжета фильма следует, что Алла сирота, давно живёт одна в комнате в квартире престарелого друга покойного отца, который только один и «присматривал» за ней. И тут в жизни ничем не примечательной Аллочки появляется одаренный и уже состоявшийся мужчина с приличным родом занятий и неплохим заработком. Девушка любит и восхищается Андреем, готова делить его с законной женой, родить ребёнка и ждать с ним вдвоём вечерами. А Бузыкин отвечает покровительством и вниманием. Конечно, всё это и льстит ей тоже. Алле очень хочется, чтобы Андрей Павлович оставил жену, хотя понимает, что это невозможно.

Обеим женщинам становится очевидно, что в итоге для них ничего не изменится. Нине Евлампиевне не стоит рассчитывать на сохранение брака без измен с такими мужчиной. А Алле не следует мечтать о скором замужестве с ним. Бескоечный марафон Бузыкина продолжается.

Источник

«Осенний марафон» — какой любви ждёт Алла?

В своё время я писала, что Алла из «Осеннего марафона» (1979) и Оля из «Зимней вишни» (1985) – персонажи одного типа, да и вообще, ситуации сходные – даже один и тот же город в кадре – Ленинград. Но всё-таки обе дамы совершенно по-разному цепляются за отношения с женатым кавалером, не готовым всё бросить и переехать к любимой со своими тапочками.

Оля ищет острейших любовных переживаний, а вот Аллочке нужно не совсем это. Точнее, совсем не это. У «вишни» есть отдельная квартира, сын, свекровь и какая-никакая социальная жизнь – подруги, вечеринки с тортом, пение «Айсберга» в утренней тряске – всё с теми же верными девчатами .

А вот Алла выглядит потерянной и тотально одинокой. Мыкается в типичной питерской коммуналке, пусть и с хорошим соседом – дядей Колей, в какой-то мере подменяющем ей родного отца. Но по факту Анна конкретная сирота. Вот. А Бузыкин – старше, умнее, мудрее (как ей кажется).

Он заботливый …с виду. В смысле, безотказный – то у халтурщицы Варвары зависает полночи, делая за неё переводы, то бегает с Хансеном, ибо не умеет сказать: «Прости, не могу и не хочу» , то лавирует между нелюбимой женой и такой же нелюбимой пассией.

Он когда-то из жалости и сдуру приобнял машинисточку, а она додумала всё остальное. Теперь – неловко послать . Как невозможно послать жену. Так вот Алле нужен вовсе не страстный любовник и даже не супруг и уж тем более не ребёнок, о котором она якобы мечтает. Она сама обездолена — кого она сможет вырастить?

Ей не хватает фигуры отца в её повседневности, а Бузыкин вроде бы годится на эту роль. Он утешает, гладит по голове, покорно выслушивает истерики. С ним можно поесть мороженого, погулять. Аллочка даже своей новой юбкой хвастается так, будто ждёт одобрения от взрослого родственника, а не от возлюбленного.

Молодые женщины-сироты, даже если они потеряли родителей не в младенчестве, довольно часто ищут себе мужей-«родителей». Причём возможны варианты – либо жёсткого, строгого деспота, либо такого Бузыкина, согласного подтирать «дочкины» сопли, а в случае чего — принестись с корвалолом. Или сбегать за хлебушком.

И Алла хочет, чтобы родной и уютный мужичок остался на ночь – ей не плотская любовь с ним важна, а именно его тепло. Ей же дико холодно – она выглядит так, будто постоянно мёрзнет. От пустоты. От нелюбви – вернее, от её недостатка. Сиротой быть невероятно сложно – не всем удаётся гордо нести себя по жизни.

Источник

Реакция мужа на фильм «Осенний марафон», который он увидел в первый раз

Я уже писала, что мой муж (ему 35) не смотрел советские фильмы, и мне была интересна его реакция. Несколько дней назад я написала о реакции на фильм — «Любовь и голуби».

Вчера вечером намеренно скачала «Осенний марафон» и предложила посмотреть кино вместе. Уж очень мне было интересно узнать, какое впечатление произведет на него творение Георгия Данелия.

На протяжении всего фильма, муж морщился, и мне показалось, что ему не нравится происходящее на экране телевизора. И он смотрит только из уважения ко мне.

Но когда пошли финальные титры, он воскликнул:

— Как зовут режиссера? Данелия? Это очень наблюдательный человек. В фильме много скрытого смысла. И ремонт, который все никак не может доделать Бузыкин, и разбросанные по квартире вещи. Это хаос, который символизирует его жизнь.

И этот вечный бег — тоже символичен — то на работу герой бежит, то к Аллочке, то домой, то с иностранцем. А сосед? Который наглым образом вваливается к нему домой? Я бы такого не терпел, выгнал бы. Терпеть не могу наглых людей.

Я не ожидала, что муж настолько проникнется фильмом. И он продолжал:

— У нас на работе (в МВД — уточнение автора) — половина таких Бузыкиных. Дальше того, что они будут есть на ужин — не думают. Никаких проблем по жизни не решают. Это такая категория людей — никчемушники.

Но в СССР-то все понятно — там выбора не было. Работу, квартиру, жену и страну — не сменишь. Ты будешь жить в тех декорациях, которые у тебя есть.

Но в наше-то время?

А по сути? Из чего ему выбирать? И жена, и девушка Алла — какие-то унылые, без огонька. Одна разочаровалась в своем муже, другая все давит на газ, чтобы Бузыкин женился на ней. По сути, ни та, ни другая ему не нужна. И он им не нужен. Но живет этот треугольник просто по инерции. Никто из троих не в силах бросить друг друга.

Квартира у Бузыкина, кстати, хорошая, новая. В центре города.

Заметил, что те ребята, которые живут с женами на всем готовом — так же скучают по жизни. А те пары, кто берет ипотеку, к примеру и стараются гасить долг, какие-то более сплоченные и жизнерадостные. Парадокс, но это так.

Чтобы человеку быть счастливым, нужно чего-то достигать.

Источник

Читайте также:  Деревья с красивой осенней листвой
Оцените статью