Урок осень обсыпается весь наш бедный сад
Гипермаркет знаний>>Литература 2 класс>> Литература: А. Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад. », С. Есенин. «Закружилась листва золотая. »
А. К. ТОЛСТОЙ «ОСЕНЬ…»,
С. ЕСЕНИН «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ…»
Цели: работать над выразительной речью детей; развивать воображение учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
2. Беседа о жизни и творчестве А. К. Толстого.
Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.
Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.
Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910-1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» — роман «Сестры» . Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», — в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930-1945). -19 марта 1943года за роман «Хождение по мукам» присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.
В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».
Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями — за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и за пьесу «Иван Грозный».
Учитель рассказывает учащимся о жизни и творчестве поэта, показывает портрет А. К. Толстого.
3. Работа над стихотворением «Осень».
Учитель читает стихотворение «Осень. ».
– Какую картину вы себе представили?
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Какие слова передают грусть?
– Что вы представляете при чтении двух последних строк?
4. Работа над выразительным чтением.
Физкультминутка
5. Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…».
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
***
1) Чтение стихотворения детьми.
2) Ответы по содержанию (с. 73).
3) Работа над выразительным чтением.
Аналогично строится работа с другими произведениями.
Домашнее задание:выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору), сделать рисунок к стихотворению.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Издательство «Учитель», 2011. Содержание — Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
Источник
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Елена Кушманцева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект НОД для старшей группы
Развитие речи.
Тема:Чтение стихотворения А. К. Толстой»Осень,осыпается весь наш бедный сад».
Цель:Учить детей слушать стихи. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.
Задачи:Предоставить возможность детям договаривать слова,фразы,попытку прочесть стихи целиком.
Развивать восприятие,слуховое внимание,память,умение точно и громко говорить.
Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений
I. Организационный момент
— Ребята, какое сейчас время года?
— А какой месяц (Сейчас время года-октябрь)
— А теперь давайте это мы скажем полной фразой
— Света, давай ты начнешь, а я тебе помогу
— Всю неделю мы с вами смотрели и решали, какие цвета и цветовые оттенки характерны для осени
-Выяснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым.
— Унылый – это какой (мрачный,небо-темно-синее)
— А пасмурно – это как (хмуро,может пойти дождь).
-Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее.
— Дождливо, хмуро, серо
II. Игровое упражнение «Закончи предложение»
— А сейчас попробуйте закончить предложение,первую часть которого я произнесу:
-Когда на улице дождь и ветер, мы (не гуляем на улице,падает настроение,.)
— А,давайте, полностью произнесем предложение с самого начала?
— Коля, произнеси полностью предложение?
— В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы (побегать,поиграть на улице с друзьями,собрать листья)
— Миша, произнеси полностью предложение?
— Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…наступила осень)
— Саша, закончи предложение?
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть
(Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
IV. Чтение стихотворения
— Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.
— Одно из них я особенно люблю.
А. К. Толстого «Осень. (показываю портрет поэта)
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Вопросы по стихотворению:
-В стихотворении что делает бедный сад (осыпается)
-Почему бедный сад (листва опадает,листьев все меньше остается на деревьях).
-Какие листья в стихотворении (пожелтелые)
-Что они делают (по ветру летят)
— Красуется вдали,там на дне долин?
-Что на сердце у поэта (весело и горестно)
-Почему-весело (нравится красота красок)
-Почему горестно (все увядает,листья желтеют и опадают)
-Чем заканчивается стихотворение?
-Кто запомнил и расскажет (вызываю поочередно детей)
III. Заключительная часть
— Ребята, что мы с вами сегодня делали?
— Но больше всего мне понравилось то как вы составляли предложения
— Слушали мои указания, как правильно выполнять задания
— Отвечали на мои вопросы
— Вели себя хорошо
— Скажите друг другу «спасибо».
-Выучили новое стихотворение про осень.
-Кто написал (А. К. Толстой)
-Как называется (Осень. Осыпается весь наш бедный сад».)
-Давайте,нарисуем «осень в бедном саду».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели: — формировать умение классифицировать.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [с], [ц]) в старшей группе» звуковая культура речи с, ц в 1 звук 2 слог 3 слово 4 словосочетание 5 предложение Игра «добрые слова» 1 арт. гимнастика (ноутбук).
Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.
Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна» в старшей группе Цель: развитие речи по теме «Ранняя весна». Задачи: Образовательные: расширять представления о весне как времени года; учить составлять.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Цель : сформировать у детей представления о насекомых. Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к белочке» Задачи — Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове. — Совершенствовать произношение.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Цель. Учить детей составлению короткого описательного рассказа. Оборудование.
Источник
Конспект урока по чтению 2 класс » Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_10-_osennie_listya.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Учебник: литературное чтение, 1 часть.
Авторы учебников: Климанова, Горецкий.
УМК: « Школа России».
ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».
— познакомить учащихся с произведениями А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Тоемаковой.
— работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
— формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;
— пробуждать познавательную активность.
— формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);
— формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.
— формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;
— развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;
— извлечение информации из текста;
— понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.
— формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.
— воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, плакат дерева, образцы осенних листьев.
Оборудование для учащихся : учебник по литературному чтению, рабочие тетради на печатной основе, пенал, дневник.
— эмоциональный настрой на урок;
— готовность детей к уроку;
2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)
3. Подготовительная работа. (10 мин).
— постановка целей урока;
— деление на группы.
4. Изучение новой темы. ( 8 мин).
— Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах).
— ответ каждой группы.
5. Обобщающая беседа по произведениями (3 мин)
6. Рефлексия. (2 мин)
7. Домашнее задание. (1 мин)
У: здравствуйте, ребята!
( дети встают, приветствуют учителя)
У: с добрым утром!
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.
( дети улыбаются друг другу).
У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
У: Все готовы начать урок?
У: а начнем мы его с речевой разминки.
Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
- Проверка домашнего задания.
У: ребята, кто мне скажет, что было задано к этому уроку?
Д: выразительное чтение стихотворения А.Фета «ласточки пропали». И отвечать на вопросы из учебника к данному стихотворению.
У: понравилось вам это стихотворение?
У: про что это стихотворение?
У: по каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?
Д: ласточки пропали, с вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, раскричавшись к югу журавли летят..
У: найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.
( дети читаю ответ на вопрос).
У: какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?
Д: эти строчки нужно прочитать с чувством радости и с чувством большого ожидания. Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
У: пожалуйста, кто готов выразительно прочитать нам этот стих?
( дети читают стихотворение, спросить 2-3 человека).
Учитель оценивает ответ учеников.
У: сегодня на уроке мы поработаем в группах. Объединяемся в команды по 7 человек.
( дети садятся по группам).
У: сегодня на уроке нам предстоит познакомится с произведения, которые объединяет одна общая тема. Как вы думаете, какая?
У: Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, отгадав загадку:
У: а как называется явление?
У: правильно, тема нашего урока «Осенние листья». Ребята, а какое настроение вызывает у вас листопад?
Д: радостное, веселое, листья летают, опадают и др.
У: а давайте с вами посмотрим, какое настроение вызывает листопад у поэтов, узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом, как они его описывают в своих произведениях. Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Капитаны команд подойдут к доске и возьмут понравившийся ему листик.
(На доске плакат с деревом и листьями, на которых написано стихотворения. Какое капитан выбрал, с тем и будет работать его команды).
Как только капитан выбрали стихотворение, учитель раздает конвертик с заданиями к этому стиху, которые группа должна сделать и после ответить.
Чтение и анализ поэтических произведений ( работа по группам).
1группа: А.Толстой «Осень».
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
О чем он сожалеет?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Как выглядит пруд?
Почему вода розовая?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
Д: у себя в саду.
О чем он сожалеет?
Д: что пришла осень.
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
Д: настроение грусти, печали.
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Д: поэт сравнивает золотую листву с бабочками.
Как выглядит пруд?
Д: пруд выглядит немного розоватым.
Почему вода розовая?
Д: потому что в ней отражается небо, деревья.
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
Д: настроение спокойствия.
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Д: звуки с, х, ж, ш.
Какие сочетания слов повторяются?
Д: сухие листья, тусклый ветер и кружат
Какой ветер в данном стихотворении?
Д: ветер в данном стихотворении тусклый.
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Д: листья начинают опадать с ветвей.
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Д: настроения одиночества, грусти.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
У: молодцы, ребята, каждая группа хорошо подготовилась и выполнила все задания.
У; итак, о чем же мы говорили сегодня на уроке?
Д: об осенних листьях. И о том, какие чувства вызывает листопад на поэтов и как это отражается в их произведениях.
У: понравились ли вам стихотворения, которые мы прочитали сегодня?
Д: да, понравились.
У: продолжите предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Д: много новых стихотворений об осени.
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Д: за активность.
После урока мне захотелось…
Д: понаблюдать за листьями.
Сегодня я сумел…
Д: ответить на все вопросы.
У: ребята, все кто читал стихотворение и отвечал на вопросы, получили за урок оценки.
У: открываем дневники и записываем домашнее задание.
Нарисовать рисунок по стихотворению, которое вам понравилось.
У: урок закончен. Всем спасибо за работу!
1группа: А.Толстой «Осень».
Где поэт наблюдает осеннюю картину?
О чем он сожалеет?
Какое слово помогает представить осенние листья?
Так какое же настроение испытывает поэт?
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
С чем сравнивает поэт золотую листву?
Как выглядит пруд?
Почему вода розовая?
Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Какие сочетания слов повторяются?
Какой ветер в данном стихотворении?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.
Составь 2 вопроса к данному стихотворению.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Конспект урока литературного чтения,
Во 2 «Б» классе школы №22
Зиновиной Анастасией Павловной.
Методист: Антохина В.А.
Учитель: Николаева М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю Вам мою разработку урока.
Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения.
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения.
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- .
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые результа.
Источник