Урок осень обсыпается весь наш бедный сад

Урок осень обсыпается весь наш бедный сад

Гипермаркет знаний>>Литература 2 класс>> Литература: А. Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад. », С. Есенин. «Закружилась листва золотая. »

А. К. ТОЛСТОЙ «ОСЕНЬ…»,

С. ЕСЕНИН «ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ…»

Цели: работать над выразительной речью детей; развивать воображение учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Беседа о жизни и творчестве А. К. Толстого.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.

Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910-1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» — роман «Сестры» . Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», — в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930-1945). -19 марта 1943года за роман «Хождение по мукам» присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.

В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями — за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и за пьесу «Иван Грозный».

Учитель рассказывает учащимся о жизни и творчестве поэта, показывает портрет А. К. Толстого.

3. Работа над стихотворением «Осень».

Учитель читает стихотворение «Осень. ».

– Какую картину вы себе представили?
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Какие слова передают грусть?
– Что вы представляете при чтении двух последних строк?

4. Работа над выразительным чтением.

Физкультминутка


5. Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…».

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
***

1) Чтение стихотворения детьми.

2) Ответы по содержанию (с. 73).

3) Работа над выразительным чтением.

Аналогично строится работа с другими произведениями.

Домашнее задание:выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору), сделать рисунок к стихотворению.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Издательство «Учитель», 2011. Содержание — Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Источник

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Елена Кушманцева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД для старшей группы

Развитие речи.

Тема:Чтение стихотворения А. К. Толстой»Осень,осыпается весь наш бедный сад».

Цель:Учить детей слушать стихи. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

Задачи:Предоставить возможность детям договаривать слова,фразы,попытку прочесть стихи целиком.

Развивать восприятие,слуховое внимание,память,умение точно и громко говорить.

Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений

I. Организационный момент

— Ребята, какое сейчас время года?

— А какой месяц (Сейчас время года-октябрь)

— А теперь давайте это мы скажем полной фразой

— Света, давай ты начнешь, а я тебе помогу

— Всю неделю мы с вами смотрели и решали, какие цвета и цветовые оттенки характерны для осени

-Выяснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым.

— Унылый – это какой (мрачный,небо-темно-синее)

— А пасмурно – это как (хмуро,может пойти дождь).

-Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее.

— Дождливо, хмуро, серо

II. Игровое упражнение «Закончи предложение»

— А сейчас попробуйте закончить предложение,первую часть которого я произнесу:

-Когда на улице дождь и ветер, мы (не гуляем на улице,падает настроение,.)

— А,давайте, полностью произнесем предложение с самого начала?

— Коля, произнеси полностью предложение?

— В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы (побегать,поиграть на улице с друзьями,собрать листья)

— Миша, произнеси полностью предложение?

— Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…наступила осень)

— Саша, закончи предложение?

Вдруг закрыли небо тучи,

(Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть

(Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

IV. Чтение стихотворения

— Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

— Одно из них я особенно люблю.

А. К. Толстого «Осень. (показываю портрет поэта)

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Вопросы по стихотворению:

-В стихотворении что делает бедный сад (осыпается)

-Почему бедный сад (листва опадает,листьев все меньше остается на деревьях).

-Какие листья в стихотворении (пожелтелые)

-Что они делают (по ветру летят)

— Красуется вдали,там на дне долин?

-Что на сердце у поэта (весело и горестно)

-Почему-весело (нравится красота красок)

-Почему горестно (все увядает,листья желтеют и опадают)

-Чем заканчивается стихотворение?

-Кто запомнил и расскажет (вызываю поочередно детей)

III. Заключительная часть

— Ребята, что мы с вами сегодня делали?

— Но больше всего мне понравилось то как вы составляли предложения

— Слушали мои указания, как правильно выполнять задания

— Отвечали на мои вопросы

— Вели себя хорошо

— Скажите друг другу «спасибо».

-Выучили новое стихотворение про осень.

-Кто написал (А. К. Толстой)

-Как называется (Осень. Осыпается весь наш бедный сад».)

-Давайте,нарисуем «осень в бедном саду».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели: — формировать умение классифицировать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [с], [ц]) в старшей группе» звуковая культура речи с, ц в 1 звук 2 слог 3 слово 4 словосочетание 5 предложение Игра «добрые слова» 1 арт. гимнастика (ноутбук).

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна» в старшей группе Цель: развитие речи по теме «Ранняя весна». Задачи: Образовательные: расширять представления о весне как времени года; учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Цель : сформировать у детей представления о насекомых. Задачи: Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к белочке» Задачи — Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове. — Совершенствовать произношение.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зоопарк» Цель. Учить детей составлению короткого описательного рассказа. Оборудование.

Источник

Конспект урока по чтению 2 класс » Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_10-_osennie_listya.docx 31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Учебник: литературное чтение, 1 часть.

Авторы учебников: Климанова, Горецкий.

УМК: « Школа России».

ТЕМА УРОКА : знакомство с произведениями А.Толстого «Осень», С.Есенина «Закружилась листва золотая», В.Брюсова «Сухие листья», И.Токмаковой «Опустел скворечник».

— познакомить учащихся с произведениями А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Тоемаковой.

— работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

— формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;

— пробуждать познавательную активность.

— формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);

— формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.

— формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;

— развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;

— извлечение информации из текста;

— понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.

— формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.

— воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.

Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, плакат дерева, образцы осенних листьев.

Оборудование для учащихся : учебник по литературному чтению, рабочие тетради на печатной основе, пенал, дневник.

— эмоциональный настрой на урок;

— готовность детей к уроку;

2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)

3. Подготовительная работа. (10 мин).

— постановка целей урока;

— деление на группы.

4. Изучение новой темы. ( 8 мин).

— Чтение и анализ поэтических произведений (работа в группах).

— ответ каждой группы.

5. Обобщающая беседа по произведениями (3 мин)

6. Рефлексия. (2 мин)

7. Домашнее задание. (1 мин)

У: здравствуйте, ребята!

( дети встают, приветствуют учителя)

У: с добрым утром!

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.

( дети улыбаются друг другу).

У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

У: Все готовы начать урок?

У: а начнем мы его с речевой разминки.

Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то –поиграли мы в лото.

Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

  1. Проверка домашнего задания.

У: ребята, кто мне скажет, что было задано к этому уроку?

Д: выразительное чтение стихотворения А.Фета «ласточки пропали». И отвечать на вопросы из учебника к данному стихотворению.

У: понравилось вам это стихотворение?

У: про что это стихотворение?

У: по каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?

Д: ласточки пропали, с вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, раскричавшись к югу журавли летят..

У: найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.

( дети читаю ответ на вопрос).

У: какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?

Д: эти строчки нужно прочитать с чувством радости и с чувством большого ожидания. Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!

У: пожалуйста, кто готов выразительно прочитать нам этот стих?

( дети читают стихотворение, спросить 2-3 человека).

Учитель оценивает ответ учеников.

У: сегодня на уроке мы поработаем в группах. Объединяемся в команды по 7 человек.

( дети садятся по группам).

У: сегодня на уроке нам предстоит познакомится с произведения, которые объединяет одна общая тема. Как вы думаете, какая?

У: Конечно. О чем же еще можно говорить сейчас, когда осень в самом разгаре. Но мы сегодня остановимся на одном из явлений природы, происходящем осенью. Что это за явление, мы узнаем, отгадав загадку:

У: а как называется явление?

У: правильно, тема нашего урока «Осенние листья». Ребята, а какое настроение вызывает у вас листопад?

Д: радостное, веселое, листья летают, опадают и др.

У: а давайте с вами посмотрим, какое настроение вызывает листопад у поэтов, узнаем, что чувствуют поэты, наблюдая за листопадом, как они его описывают в своих произведениях. Сейчас мы отправляемся собирать опавшие листья. Капитаны команд подойдут к доске и возьмут понравившийся ему листик.

(На доске плакат с деревом и листьями, на которых написано стихотворения. Какое капитан выбрал, с тем и будет работать его команды).

Как только капитан выбрали стихотворение, учитель раздает конвертик с заданиями к этому стиху, которые группа должна сделать и после ответить.

Чтение и анализ поэтических произведений ( работа по группам).

1группа: А.Толстой «Осень».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Где поэт наблюдает осеннюю картину?

О чем он сожалеет?

Какое слово помогает представить осенние листья?

Так какое же настроение испытывает поэт?

2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

С чем сравнивает поэт золотую листву?

Как выглядит пруд?

Почему вода розовая?

Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

Какие сочетания слов повторяются?

Какой ветер в данном стихотворении?

4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».

Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.

Составь 2 вопроса к данному стихотворению.

Где поэт наблюдает осеннюю картину?

Д: у себя в саду.

О чем он сожалеет?

Д: что пришла осень.

Какое слово помогает представить осенние листья?

Так какое же настроение испытывает поэт?

Д: настроение грусти, печали.

С чем сравнивает поэт золотую листву?

Д: поэт сравнивает золотую листву с бабочками.

Как выглядит пруд?

Д: пруд выглядит немного розоватым.

Почему вода розовая?

Д: потому что в ней отражается небо, деревья.

Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

Д: настроение спокойствия.

С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

Д: звуки с, х, ж, ш.

Какие сочетания слов повторяются?

Д: сухие листья, тусклый ветер и кружат

Какой ветер в данном стихотворении?

Д: ветер в данном стихотворении тусклый.

Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».

Д: листья начинают опадать с ветвей.

Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.

Д: настроения одиночества, грусти.

Составь 2 вопроса к данному стихотворению.

У: молодцы, ребята, каждая группа хорошо подготовилась и выполнила все задания.

У; итак, о чем же мы говорили сегодня на уроке?

Д: об осенних листьях. И о том, какие чувства вызывает листопад на поэтов и как это отражается в их произведениях.

У: понравились ли вам стихотворения, которые мы прочитали сегодня?

Д: да, понравились.

У: продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Д: много новых стихотворений об осени.

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Д: за активность.

После урока мне захотелось…

Д: понаблюдать за листьями.

Сегодня я сумел…

Д: ответить на все вопросы.

У: ребята, все кто читал стихотворение и отвечал на вопросы, получили за урок оценки.

У: открываем дневники и записываем домашнее задание.

Нарисовать рисунок по стихотворению, которое вам понравилось.

У: урок закончен. Всем спасибо за работу!

1группа: А.Толстой «Осень».

Где поэт наблюдает осеннюю картину?

О чем он сожалеет?

Какое слово помогает представить осенние листья?

Так какое же настроение испытывает поэт?

2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»

С чем сравнивает поэт золотую листву?

Как выглядит пруд?

Почему вода розовая?

Так какое же настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»

С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

Какие сочетания слов повторяются?

Какой ветер в данном стихотворении?

4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».

Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».

Какое настроение создает это стихотворение? Передай его при чтении.

Составь 2 вопроса к данному стихотворению.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

2 группа: С.Есенин «Закружилась листва золотая»

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

3 группа: В.Брюсов «Сухие листья»

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

4 группа: И.Токмакова «Опустел скворечник».

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Конспект урока литературного чтения,

Во 2 «Б» классе школы №22

Зиновиной Анастасией Павловной.

Методист: Антохина В.А.

Учитель: Николаева М.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю Вам мою разработку урока.

Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения.

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения.

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- .

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые результа.

Источник

Читайте также:  Осенняя обрезка гортензии крупнолистной осенью
Оцените статью