Урок осень растения осенью

«Жизнь растений осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

В даном материале представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь растений осенью» в 1 классе по УМК ПНШ.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx 30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар учителей начальных классов. Батяева И.В. 20.10.2015

Урок окружающего мира

Тема: Жизнь растений осенью

Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью.

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

дать понятие о лиственных и хвойных растениях;

познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;

продолжить формирование деятельности наблюдения;

познакомить с правилами поведения в лесу, на природе;

научиться работать с лабораторным оборудованием лупа (микроскоп).

Оборудование : учебник Окружающий мир» 1 класс, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова; хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ; мультимедийный проектор, микроскоп, лупы, листья деревьев.

— определять характерные признаки осени;

-различать лиственные и хвойные растения;

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации;

Метапредметные: уметь планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные : понимать, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.

Звонок прозвенел – отвечайте скорей,
Время года, какое стоит у дверей? (Осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.

Урок окружающего мира.

— Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”. Почему так говорят? А сможете ли вы назвать все восемь изменений, перемен?

(Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в реке холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди.)

— Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

3. Сообщение темы и цели урока

— Откройте учебник на стр. 26 – 27 и назовите тему урока. (Тема урока « Жизнь растений осенью»)

О чём бы вам хотелось узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)

— Ребята, вы для себя поставили цели.

— Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию по осеннему лесу, поговорим о правилах поведения в лесу, научимся различать деревья, узнаем, какие изменения происходят в жизни растений осенью, поработаем в паре, проведём опыт, сделаем выводы, и, надеюсь, вы сделаете для себя интересные открытия.

Правила поведения на природе.

— Но отправляясь на экскурсию в осенний лес, давайте поговорим о правилах поведения в лесу.

( Никогда не наноси вред природе. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе. Не трогай домиков животных, их детенышей. Не трогай птичьи яйца. Не губи деревья, не ломай, не делай надписей, не собирай сок. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву. Учись наблюдать в природе.)

— Правила поведения в природе определили.

4. Открытие новых знаний

А) Определение названия растений по их частям

— Прогулку мы начнём, пролетая над лесом на вертолёте. Мы посмотрим, какие деревья растут в лесу. Усаживаемся удобнее, пристёгиваем ремни безопасности, одеваем наушники. Отправляемся?! Мы поднимаемся. (СЛАЙД 1)

— Какие растения мы видим с вертолёта? Рассмотрите картинку в учебнике. (Дети рассматривают картинку и называют растения)

— Давайте сыграем в игру «Узнай растение»

(Дети подходят к столу, на котором лежат части растений: листья, плоды, семена. Учащиеся берут часть растения и называют его, если не могут назвать, помогает учитель)

Части растений: берёзы, дуба, клёна, шиповника, тополя, ивы, сосны, ели, лиственницы, сирени, каштана, вишни.

Б) Тайна лиственницы

— Посмотрите, кто знает, как называется это дерево? (СЛАЙД 2, 3, 4, 5)

(Ребята рассматривают лиственницу).

— Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое название?

— Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

— На какие две группы можно разделить эти растения, если посмотрим на листья? (На лиственные и хвойные)

— Чем различаются листья этих деревьев? (Листья и листья – иголки – хвоинки)

— Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, лиственница)

— Ребята, все эти растения — растения нашего края и растут около нашей школы, и мы их видели, когда ходили на прогулку.

В) Почему происходит изменение окраски листьев

— Ребята, а вы заметили, какая красота!

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной,

— Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки.

— Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

-В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники? (В красный, жёлтый, оранжевый)

— Почему листья изменили окраску? (Ответы детей)

— Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. (Рассматриваем в микроскоп часть листа) Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

— Ребята, а хотите посмотреть на частичку листа и увидеть зелёное вещество хлорофилл?

— А теперь посмотрите на листья сирени, какого они цвета? (Зелёные) (СЛАЙД 6)

— Как вы думаете, почему они осенью не меняют свою окраску?

— Правильно, потому что в листьях сирени и ещё ольхи, кроме зелёного, других красящих веществ нет.

Вывод: — Так почему листья осенью изменили окраску?

Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в позолоте стоит,
Слева зеленая елка глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.

Г) Тайны листопада

— Ребята, посмотрите и назовите, что это за явление природы? (СЛАЙД 7)

— Почему осенью с растений облетают листья? (Ответы детей)

— Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

— Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

— Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

— Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

Д) Практическая работа в паре

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть в лупу опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

— Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

— Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

Вывод : — Почему деревья сбрасывают листву осенью?

— Покажите, как кружатся листочки.

— Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

— Как выглядят в эту пору ель и сосна? (Вместе с учениками учитель рассматривает листья-хвоинки).

— Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

Е) Чтение статьи из хрестоматии стр. 14

Вывод: — Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму?

— Осенью бывает не только листопад, но и ветвепад. Почему так называется?

Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь.

Чтение статьи из хрестоматии стр. 15

Работа в паре. ( Рассматриваем веточки тополя.)

— Что вы заметили? (Ответы детей)

— Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.

Работа по тетради для самостоятельных работ стр. 20 (СЛАЙД 8)

(Соединить стрелками стволы и листья деревьев, раскрасить листья)

Проверка по слайду.

7. Подведение итогов

— Вот и закончилась наша экскурсия по осеннему лесу. Сегодня, я надеюсь, вы узнали и увидели много нового и интересного.

— Какие открытия вы для себя сделали?

(Изменение окраски листьев, листопад и ветвепад)

— Получилась ли наша экскурсия такой, какой мы её задумали вначале нашего урока?

— Вам понравилась экскурсия?

— Вы достигли цели урока?

— Оцените свою работу. Выберите тот листочек, который соответствует вашему настроению в конце урока. Давайте повесим на дерево листочки. (СЛАЙД 9 )

— Если вам на уроке было интересно, вы узнали новое, то повесьте на дерево жёлтый листочек. Если урок понравился, но что-то осталось непонятно — красный листочек, а если вам урок не понравился, вам было скучно, то повесьте зелёный листочек.

— Да, дерево получилось осеннее, красивое. Молодцы. Спасибо всем за урок.

Источник

Конспект занятия «Осень в Царстве растений»

Светлана Иванова
Конспект занятия «Осень в Царстве растений»

Конспект НОД по познавательному развитию

«Осень в Царстве Растений».

с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов – внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обобщения представлений о сезонных изменениях, происходящих в жизни растений в осенний период.

1. Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве при работе с игровым дидактическим пособием «Царство Растений осенью».

2. Развитие групповой сплоченности (формирование чувства принадлежности к группе) при коллективном выполнении заданий.

1. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Картина «Королева Осень»;

Игровое дидактическое пособие «Царство Растений осенью»;

Емкость с водой;

Листья деревьев разных пород;

«Ласковая просьба» Г. Свиридова;

Звукозапись «Звуки осени» ;

стихотворения об осенних деревьях.

1. Приветствие «Здравствуй, друг».

2. Сюрпризный момент «Приглашение в Царство Растений».

3. Художественное слово «Осень».

4. Беседа «Осень в Царстве Растений».

5. Динамическая пауза «Вальс осенних листьев».

6. Динамическая игра «С какого дерева?»

8. Пальчиковая игра.

9. Прикладной труд «Осенний букет».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Воспитатель: Ребята, Королева Осень прислала нам приглашение. Вам хочется узнать содержание приглашения? Предлагаю послушать. «Дорогие ребята! Приглашаю вас в Царство Растений». Королева Осень

— Ребята, вы согласны отправиться в Царство Растений: посмотреть, как там растения поживают, как им живётся осенью? (ответы детей)

— Мы сейчас вспомним с вами волшебные слова и окажемся в Царстве Растений.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в Царство Растений

Можно сразу же попасть.

— Вот мы и оказались в Царстве Растений. Предлагаю прогуляться по Царству Растений.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

1.«Рост растений»

Ребята, предлагаю посмотреть на рисунок.

— Что это? (Ответы детей).

— Зачем растениям нужны корни? (Ответы детей).

— Корни нужны растениям для того, чтобы поглощать из почвы воду и полезные питательные вещества; без них ни одно растение не может жить.

Как вы думаете, в каком направлении из почвы по растению движется вода и питательные вещества? (Ответы детей). «Сверху вниз или снизу вверх?» (Ответы детей).

Игровая мотивация «Напоим растение»Воспитатель: Ребята, кто желает показать, в каком направлении движутся вода и полезные вещества?

— Зачем деревьям и другим растениям нужны вода и питательные вещества? (Ответы детей).

Растения питаются, а значит, растут, ведь они — часть живой природы. Образное перевоплощение «Роста растений».

В: — Растения растут и двигаются за солнцем, они тянутся вверх, к солнцу!

2. «Осенняя окраска листьев»

— Летом, когда солнце стоит в небе высоко, светит долго и ярко (демонстрация солнца на пособии, питательные вещества окрашивают листья деревьев в ярко-зеленый цвет (демонстрация на пособии листа, окрашенного и ярко-зеленый цвет).

— Что происходит с солнцем Осенью? (Ответы детей).

Осенью наползают большие тучи, закрывают солнце. Оно уже не поднимается в небе так высоко, как летом, и светит в течение дня очень мало. (Воспитатель опускает на пособии изображение солнца ниже,закрывает его тучкой: сначала частично, затем полностью).

— Питательные вещества окрашивают листья деревьев в другие цвета. Каковы цвета осенних листьев? (Ответы детей).

3. «Осенний листопад»

— Идет Осень, все ближе и ближе Зима, и деревья начинают готовиться ко сну. А когда мы спим, нам нужна еда и вода? (Ответы детей).

— Вот и деревьям зимой не нужны будут ни вода, ни питательные вещества, которые накопились в листьях. Поэтому они сбрасывают листья на землю (Дети выполняют воображаемые сбрасывания листьев).

а) «Осенний ветер»

— Сколько листьев деревья на землю побросали! А налетит ветер, листья еще быстрее облетят с деревьев.

Образное перевоплощение «Вальс осенних листьев».

Воспитатель: Предлагаю встать в круг на танец с листочками.

б) «Осеннее покрывало земли» («Осенний ковер земли»)

— И ложатся листья на землю осенним ковром.

— Чего только нет на этом осеннем ковре! Посмотрите внимательно под ноги! (Дети рассматривают лежащие под ногами осенние листья и плоды; собирают их). Что вы здесь видите? Почему они лежат но осеннем ковре?

в) «Осенние плоды»

— Сбрасывают осенние деревья свои плоды.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растения хранят в плодах? (ответы детей). В плодах растения хранят запас питательных веществ и семена для размножения. Надо же растениям размножаться, ведь они часть живой природы. (Воспитатель демонстрирует это, разломив ягоду рябины).

Динамическая игра «С какого дерева?».

Воспитатель: С какого дерева эти плоды? Какие деревья потеряли эти листья? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, предлагаю плоды и листья отнести к нужным деревьям (берёза, дуб, клён, рябина).

Воспитатель: Всем деревьям нашли листочки и плоды, а мы отправимся обратно в детский сад,для этого нужно сказать волшебные слова:

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

— Вот мы и оказались в нашем детском саду.

Воспитатель: Что принесла осень в Царство Растений?

Какие изменения произошли в нем с приходом осени? (Ответы детей).

Прикладной труд «Осенний букет»

Воспитатель: Предлагаю собрать листья в осенний букет. Прежде, чем мы начнём выполнять, предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Осенние листья».

Пальчиковая игра: «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём (пальчики «шагают» по столу).

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Кому отнесёте осенний букет? Спасибо вам, ребята! (Прощаются с гостями)

Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений» Модель совместной деятельности: обучающая Форма проведения: учебно-игровая Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Конспект практической работы-занятия по теме «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ» Автор разработки: воспитатель семейного.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе «Царство растений: грибы» Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема:»Царство растений-грибы». Воспитатель:Кушманцева Е. В. Задачи:1.

Конспект занятия-беседы по познавательному развитию в подготовительной группе «В мире комнатных растений» Беседа: «В мире комнатных растений». Цель: Уточнить и закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними. Задачи: 1.

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.

План-конспект занятия по окружающему миру для детей 3–4 лет «Пересадка комнатных растений» План-конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей 3- 4 лет на тему «Пересадка комнатных растений».

Конспект занятия для детей с УО «Разнообразие растений» Разнообразие растений. Растения на Земле встречаются повсюду. «Растения – зеленая одежда земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд.

Конспект занятия по рисованию комнатных растений с натуры в подготовительной группе Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Возрастная группа: подготовительная к школе. Образовательная область:.

Источник

Читайте также:  Поделка осенняя цветочная композиция
Оцените статью