Урок развития речи «Экскурсия в осенний лес» Осень, осень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя. И видеть эту красоту я хочу научить своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_osen._urok_razvitiya_rechi._korshunova_v.g.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу “Осень, осень. ”
Цели деятельности учителя: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Личностные: учить п оложительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- Предметные : Развивать воображение и творческие способности детей;
- учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;
- воспитывать чувство красивого через поэтическое восприятие осенней природы;
- подготовить учащихся к письму сочинения «Осень, осень…»
Тип урока: урок развития речи
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть..
Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний лес.
— Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
— Ребята что же меняется в лесу, из которого уходит лето? (ответы детей)
— А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она
Конечно же, вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу, мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках — зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето» Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года « бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы
Сентябрь — рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины — к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина — особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.
Сентябрь — золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем. Осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто — желтом наряде.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Осень властно вступила в свои права.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща, золотом одета!
II. Любование осенней природой
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.
Дети подходят, берут с пенька осенние листья рябины, берёзы и любуются ими.
– На что похожи осенние листочки?
Дети. На желтые кораблики.
– Последние послания лета и первые – осени.
– Слезы осени.
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье.
— А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?
Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.
– . В багрец и золото одетые леса.
Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова:
Затерялась осень где-то.
Уж кончается сентябрь.
А теплом все дарит лето.
Не спешит с дождем октябрь.
III. Звуки осени
— Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами.
– Листья опадают, как будто осень плачет.
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
– Птицы тоскливо переговариваются.
– Ветерок еле шелестит листвой.
– Прошуршала мышка.
– Солнышко тихо и ласково греет щеку.
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень?
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.
IV. Наброски плана сочинения
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень. ”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план.
Остальные строки пусть подскажет ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени.
Условный план:
1. Вот я любуюсь.
2. У осени такие звуки.
3. Я вижу осень.
4. Я чувствую: мы с осенью близки.
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова.
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках.
V. Спасибо, осень
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.
Затем дети собирают букеты из осенних листьев.
VI. Домашнее задание
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.
Мне кажется, наша северная Осень похожа на танцовщицу. В конце августа, когда листья на деревьях только начинают желтеть, Осень — это маленькая девочка. Она впервые примеряет платье, в котором будет танцевать. Осень робкая и несмелая, её танец – вальс.
Но вот девочка подросла. Скорее — это юная девушка. Наряд для неё придумала весёлая художница – Природа. Самые яркие краски на платье: красные, оранжевые, золотые, ярко- голубая шаль неба, серые туфельки из мха — красота! Осень собралась на карнавал!
А в октябре Осень напоминает мне уставшую женщину. Она сняла свой красивый наряд и присела отдохнуть. Осени грустно, и только её лучший друг Дождь грустит вместе с ней. Он проливает холодные слёзы. Жаль, что она поссорилась с ветром, и он срывает последние листочки с её бального платья.
Я люблю Осень, цветную и весёлую, серую и печальную. Было бы скучно, если бы не было осени!
Источник
Экскурсия «Осенний парк»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Экскурсия проходит в необычной форме, в форме исследования. Отправляемся на экскурсию в парк вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами. Учащиеся делятся на две команды и выполняют задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_okr_mir.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 3 класс, А.Плешаков
Тема: «Экскурсия в осенний парк»
- провести исследовательскую работу по группам с целью выявления признаков осени, а также раскрытия тайны осени;
- привлечь внимание обучающихся к наблюдениям за изменением в природе с приходом осени;
- организовать работу в группах;
- составить план исследования в группах;
- исследовать изменения в природе с приходом осени;
- развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.
Познавательные — понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку).
Регулятивные — оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Коммуникативные — ведут учебный диалог; умеют работать в группах .
Личностные — предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности природного мира
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Вводная беседа.
Учитель: Ребята, вам всем хорошо известно, что каждый год в каждое время года мы с вами посещаем наш парк. И сегодня мы с вами в очередной раз совершим экскурсию.
Но наша экскурсия будет проходить в необычной форме, в форме исследования. Поэтому и урок наш будет немного необычный. Мы отправляемся на экскурсию в парк
вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? — .
Учитель: Догадались? Правильно – это осень.
Учитель: Вначале нашей экскурсии давайте немного поговорим о том, какие же изменения в природе произошли в течение месяца сентября?
(Дети дают ответы на вопросы учителя и высказывают своё мнение по поводу изменений в природе с приходом второго осеннего месяца – октября).
— Какая сегодня погода?
— Как светит солнце? Где оно расположено?
— Какие стали дни? И с чем это связано?
II. «Открытие» нового знания.
Учитель: Ну что ж, ребята, время пришло для исследования.
Какие правила установлены в нашем классе:
быть внимательными друг к другу
работать по плану
доводить начатое дело до конца
прийти к единому решению
все члены группы отвечают за результат
Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:
Капитан — отвечает за работу группы в целом
Докладчик — выступает перед классом
Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения
Секретарь — записывает высказанные идеи
Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Капитаны двух групп получают карточки-инструкции для проведения исследований: каждой группе даны разные задания для исследования.
(Дети могут сами выбирать тему исследования, либо им предлагает учитель).
Учитель: ( На данном уроке задания для трёх групп предлагал сам учитель)
1 группа: «Изменения в природе с приходом осени». «Изменения в жизни растений парка с приходом осени».
2 группа: «Изменения в природе с приходом осени». «Изменения в жизни живых существ парка с приходом осени».
Карточка-инструкция для 1 группы:
1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.
2. Назовите признаки осени.
3. Как светит солнце? Где оно расположено?
4. Какие стали дни? И с чем это связано?
1.Выявить, какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени.
2.Узнать, какие растения растут в парке.
3. Исследовать окраску листьев с приходом осени.
4. Как разные растения реагируют на приход осени?
Карточка-инструкция для 2 группы:
1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.
2. Назовите признаки осени.
3. Как светит солнце? Где оно расположено?
4. Какие стали дни? И с чем это связано?
1.Выявить, какие изменения произошли в жизни живых существ с приходом осени.
2.Узнать, какие живые существа обитают в парке.
3. Исследовать, как изменилась их жизнь с приходом осени.
4. Как разные живые существа реагируют на приход осени?
(Время исследования 10мин)
Учитель: Наше исследование подходит к концу. Нам необходимо вернуться в класс, где мы продолжим работу над оформлением ваших исследований.
III. Первичное закрепление.
Учитель: Итак, мы посетили с вами парк и не просто посетили, а провели индивидуальные исследования. Мне бы хотелось услышать ваши мнения о проведённой экскурсии.
IV. Самостоятельная практическая работа.
Учитель: Каждая группа должна выполнить следующую работу:
— оформить свою работу-исследование в одном из вариантов:
1.Творческий проект в бумажном варианте.
3. Творческий проект в электронном варианте.
5. Оформление работы в виде рисунков и проведение конкурса рисунков.
6. Мини-сочинение об экскурсии.
Практическая работа по группам:
Участники двух групп оформляют свои работы-исследования.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
— Какие впечатления вызвал у вас данный урок?
— Какие сложности возникли в ходе исследования? Почему? С чем это связано?
— Как вы с ними справились?
— Что особенно заинтересовало вас на данном уроке?
VI. Домашнее задание:
Оформить и подготовить к следующему уроку исследования трёх групп в виде предложенных вам вариантов.
Источник