Урок осенняя экскурсия 3 класс

Урок развития речи «Экскурсия в осенний лес» Осень, осень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя. И видеть эту красоту я хочу научить своих учеников.

Скачать:

Вложение Размер
osen_osen._urok_razvitiya_rechi._korshunova_v.g.docx 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в природу “Осень, осень. ”

Цели деятельности учителя: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Личностные: учить п оложительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • Предметные : Развивать воображение и творческие способности детей;
  • учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;
  • воспитывать чувство красивого через поэтическое восприятие осенней природы;
  • подготовить учащихся к письму сочинения «Осень, осень…»

Тип урока: урок развития речи

Бродит осень по дорогам,

Ищет осень, где присесть,

Чтобы с грустью и тревогой

О себе оставить весть..

Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний лес.

— Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

— Ребята что же меняется в лесу, из которого уходит лето? (ответы детей)

— А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она

Конечно же, вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу, мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках — зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето» Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года « бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы

Сентябрь — рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины — к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина — особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.

Сентябрь — золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем. Осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто — желтом наряде.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Осень властно вступила в свои права.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща, золотом одета!

II. Любование осенней природой
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.
Дети подходят, берут с пенька осенние листья рябины, берёзы и любуются ими.
– На что похожи осенние листочки?
Дети. На желтые кораблики.
– Последние послания лета и первые – осени.
– Слезы осени.
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье.
— А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.
– . В багрец и золото одетые леса.

Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова:
Затерялась осень где-то.
Уж кончается сентябрь.
А теплом все дарит лето.
Не спешит с дождем октябрь.
III. Звуки осени

— Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами.
– Листья опадают, как будто осень плачет.
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
– Птицы тоскливо переговариваются.
– Ветерок еле шелестит листвой.
– Прошуршала мышка.
– Солнышко тихо и ласково греет щеку.
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень?
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.
IV. Наброски плана сочинения
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень. ”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план.
Остальные строки пусть подскажет ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени.
Условный план:
1. Вот я любуюсь.
2. У осени такие звуки.
3. Я вижу осень.
4. Я чувствую: мы с осенью близки.
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова.
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках.
V. Спасибо, осень
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.
Затем дети собирают букеты из осенних листьев.
VI. Домашнее задание
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.

Мне кажется, наша северная Осень похожа на танцовщицу. В конце августа, когда листья на деревьях только начинают желтеть, Осень — это маленькая девочка. Она впервые примеряет платье, в котором будет танцевать. Осень робкая и несмелая, её танец – вальс.

Но вот девочка подросла. Скорее — это юная девушка. Наряд для неё придумала весёлая художница – Природа. Самые яркие краски на платье: красные, оранжевые, золотые, ярко- голубая шаль неба, серые туфельки из мха — красота! Осень собралась на карнавал!

А в октябре Осень напоминает мне уставшую женщину. Она сняла свой красивый наряд и присела отдохнуть. Осени грустно, и только её лучший друг Дождь грустит вместе с ней. Он проливает холодные слёзы. Жаль, что она поссорилась с ветром, и он срывает последние листочки с её бального платья.

Я люблю Осень, цветную и весёлую, серую и печальную. Было бы скучно, если бы не было осени!

Источник

Экскурсия «Осенний парк»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Экскурсия проходит в необычной форме, в форме исследования. Отправляемся на экскурсию в парк вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами. Учащиеся делятся на две команды и выполняют задания.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_okr_mir.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс, А.Плешаков

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

  • провести исследовательскую работу по группам с целью выявления признаков осени, а также раскрытия тайны осени;
  • привлечь внимание обучающихся к наблюдениям за изменением в природе с приходом осени;
  • организовать работу в группах;
  • составить план исследования в группах;
  • исследовать изменения в природе с приходом осени;
  • развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.

Познавательные — понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку).

Регулятивные — оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные — ведут учебный диалог; умеют работать в группах .

Личностные — предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности природного мира

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Вводная беседа.

Учитель: Ребята, вам всем хорошо известно, что каждый год в каждое время года мы с вами посещаем наш парк. И сегодня мы с вами в очередной раз совершим экскурсию.

Но наша экскурсия будет проходить в необычной форме, в форме исследования. Поэтому и урок наш будет немного необычный. Мы отправляемся на экскурсию в парк

вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? — .

Учитель: Догадались? Правильно – это осень.

Учитель: Вначале нашей экскурсии давайте немного поговорим о том, какие же изменения в природе произошли в течение месяца сентября?

(Дети дают ответы на вопросы учителя и высказывают своё мнение по поводу изменений в природе с приходом второго осеннего месяца – октября).

— Какая сегодня погода?

— Как светит солнце? Где оно расположено?

— Какие стали дни? И с чем это связано?

II. «Открытие» нового знания.

Учитель: Ну что ж, ребята, время пришло для исследования.

Какие правила установлены в нашем классе:

быть внимательными друг к другу

работать по плану

доводить начатое дело до конца

прийти к единому решению

все члены группы отвечают за результат

Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:

Капитан — отвечает за работу группы в целом

Докладчик — выступает перед классом

Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

Секретарь — записывает высказанные идеи

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Капитаны двух групп получают карточки-инструкции для проведения исследований: каждой группе даны разные задания для исследования.

(Дети могут сами выбирать тему исследования, либо им предлагает учитель).

Учитель: ( На данном уроке задания для трёх групп предлагал сам учитель)

1 группа: «Изменения в природе с приходом осени». «Изменения в жизни растений парка с приходом осени».

2 группа: «Изменения в природе с приходом осени». «Изменения в жизни живых существ парка с приходом осени».

Карточка-инструкция для 1 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.

2. Назовите признаки осени.

3. Как светит солнце? Где оно расположено?

4. Какие стали дни? И с чем это связано?

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени.

2.Узнать, какие растения растут в парке.

3. Исследовать окраску листьев с приходом осени.

4. Как разные растения реагируют на приход осени?

Карточка-инструкция для 2 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.

2. Назовите признаки осени.

3. Как светит солнце? Где оно расположено?

4. Какие стали дни? И с чем это связано?

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни живых существ с приходом осени.

2.Узнать, какие живые существа обитают в парке.

3. Исследовать, как изменилась их жизнь с приходом осени.

4. Как разные живые существа реагируют на приход осени?

(Время исследования 10мин)

Учитель: Наше исследование подходит к концу. Нам необходимо вернуться в класс, где мы продолжим работу над оформлением ваших исследований.

III. Первичное закрепление.

Учитель: Итак, мы посетили с вами парк и не просто посетили, а провели индивидуальные исследования. Мне бы хотелось услышать ваши мнения о проведённой экскурсии.

IV. Самостоятельная практическая работа.

Учитель: Каждая группа должна выполнить следующую работу:

— оформить свою работу-исследование в одном из вариантов:

1.Творческий проект в бумажном варианте.

3. Творческий проект в электронном варианте.

5. Оформление работы в виде рисунков и проведение конкурса рисунков.

6. Мини-сочинение об экскурсии.

Практическая работа по группам:

Участники двух групп оформляют свои работы-исследования.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

— Какие впечатления вызвал у вас данный урок?

— Какие сложности возникли в ходе исследования? Почему? С чем это связано?

— Как вы с ними справились?

— Что особенно заинтересовало вас на данном уроке?

VI. Домашнее задание:

Оформить и подготовить к следующему уроку исследования трёх групп в виде предложенных вам вариантов.

Источник

Читайте также:  Модно одетый мужчина осенью
Оцените статью