Урок славная осень некрасов 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе «Н.А. Некрасов «Славная осень. »»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием систем Сингапурского обучения

Скачать:

Вложение Размер
урок литературного чтения в 3 классе 22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района РТ

Тихонова Людмила Юрьевна

Урок литературного чтения в 3 Б классе

Дата проведения: 12 декабря 2013 года

Тема: Н.А. Некрасов «Славная осень. »

1. Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с одним из его стихотворений; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.

2. Развивать познавательные процессы, речь, расширять словарный запас.

3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению замечать её красоту; умение быть культурным «слушателем» и «читателем».

1) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова, книги с его стихами,

2) мультимедиа, ноутбук, экран.

Работа над темой урока.

2. Проверка домашнего задания (Структура РЕЛЛИ РОБИН)

3. Мы продолжаем знакомство с произведениями великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Вспомним его биографию

. Показываю на портрет.

Доска: Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877)

Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.

Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя

отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.

4. — О чём писал Николай Алексеевич Некрасов?

( Структура Стезе класс – 2 минуты)

1) Пишут, проводят черту

2)Встают, находят пару – зачитывают свое, дописывают другие ответы

Действительно, став известным русским поэтом, Некрасов писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.

6. Знакомство со стихотворением.

— Давайте теперь познакомимся еще с одним из его стихотворений. Откройте учебник .

— Есть ли у стихотворения название? Как его определить? (По первой строчке.)

— А теперь послушайте. Постарайтесь во время моего чтения представить картины, которые с помощью слов рисует автор.

— Что представили? Какие картины увидели? Что запомнилось?

— Прочитайте теперь стихотворение шепотом с заданием:

над непонятными словами ставьте точки.

7. Словарная работа

Повторное чтение по цепочке:

— Что значит славная? Как понимаете?

Доска: Славный: 1) пользующийся славой, достойный славы.

2) очень хороший, приятный, симпатичный.

— Что автор говорит о воздухе осенью? (ядрёный). Понятно ли вам значение этого слова? Прочитайте его значение на доске.

Доска: Ядрёный – свежий, здоровый.

— А какой воздух может быть свежим, здоровым? (чистый, прозрачный, слегка морозный).

— Какую целебную силу имеет такой воздух?

Что значит бодрит? Прочитайте на доске.

Бодрит – придаёт бодрости, энергии.

— Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья?

(В лесу, в парке, на свежем воздухе).

— Прочитайте 3 и 4 строки:

— Как поэт говорит о реке? Что значит студёной?

Студёный – очень холодный

— А что Н.А. Некрасов говорит про первый лёд на реке?

Прочитайте правильно: не-о-креп-ший — некрепкий, тонкий.

-Какое средство выразительности использует?

-Какое слово помогло определить, что это сравнение?

-Почему поэт сравнивает тонкий осенний лёд с тающим сахаром?

— Вот как это выглядит в природе.

— Прочитайте следующие 4 строки:

— Как в стихотворении показано, что лес изменился, что деревья сбросили листву?

— Про какую мягкую постель говорит здесь автор? (Про опавшие листья). Почему он так их называет? Какое средство выразительности использует?

— Какими увидел листья автор во время прогулки?

Доска: Поблёкнуть — стать блеклым, лишиться яркости, свежести.

— Какое средство выразительности использует?

— Какое слово помогло определить, что это сравнение?

— А вы наблюдали сами такую картину? Расскажите.

— Какой тип предложения здесь использует автор? Почему? Какое своё чувство выражает поэт?

6. Физминутка. (Структура ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР)

· голову наклоняем вперёд – назад

· плечи вперёд – назад

· столько раз сделайте вдох и выдох.

— Прочитайте теперь последние 2 строки стихотворения .

— Какие дни мы называем ясными? ( Солнечные) . А какие мы называем тихими? ( Когда нет ветра.)

— Значит, какую погоду здесь описывает поэт? (Солнечную, безветренную.)

— Скажите: картины какой осенней поры – ранней, золотой или поздней нарисованы в этом стихотворении?

( Скорее время, когда золотая осень плавно переходит в позднюю.)

— Какие строки стихотворения повторяются дважды?

— Как, думаете, зачем? ( Чтобы подчеркнуть, как нравится это время года, эта погода поэту)

— Какое настроение вызывает это стихотворение?

Чудесное, прекрасное, радостное.

— Отличаются ли чувства поэта, жившего в 19 веке, от ваших чувств?

— Это говорит о том, что меняется время и люди, но чувства, которые человек испытывает при виде красоты природы остаются навсегда.

7.Подготовка к выразительному чтению.

— С какой интонацией: грустной или радостной, прочитаете это стихотворение? Почему?

— Какие слова вам подсказывают интонацию?

— В каком темпе: быстром или медленном? Почему?

— Какие строки особенно выделите голосом? Почему?

— Прочитайте самостоятельно. Подчеркните слова, которые, по вашему мнению, следует выделить голосом при чтении.

8 . Выразительное чтение.

— Чьё чтение вам понравилось больше всего? Почему?

9. Экскурсия в художественную галерею.

— В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Картину какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?

— А теперь мы с вами поиграем в игру «Музыкальная загадка».

— Подумайте, какая мелодия наиболее подходит к этому времени года и к стихотворению?

— На этом мы заканчиваем урок. Вам понравилось в гостях у осени?

— Какое стихотворение на тему осени сегодня читали? Кто его автор?

— Что для вас сегодня стало открытием?

— Что нужно делать, чтобы каждый день стал открытием? (читать)

Источник

Урок литературного чтения. Н.Некрасов «Славная осень. »
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок проводится в 3 классе по УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
nekrasov.docx 30.89 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературного чтения

3 класс УМК «Школа России»

Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

  1. Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»
  2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
  3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.
  1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  3. Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.
  1. Воспитывать познавательную активность учащихся.
  2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.

Эмоциональное начало урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

— И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Нацеливание на успешную деятельность.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Заглянула осень в сад,

Целый день в саду шуршат

Под ногами первый лёд

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть стесняется.

-Как вы понимаете первую строчку стихотворения?

-Почему метели жёлтые?

-Какое слово помогает нам услышать шорох листьев?

-Отчего вздыхает воробей?

-Сформулируйте тему этого стихотворения.

-Правильно, в этом стихотворении говорится о наступлении осени.

-А кто из вас любит осень? За что?

( Уточняю, какой период осени дети любят больше всего и почему).

-Прочитайте стихотворение медленно, нараспев, чётко произнося звуки.

-Первое четверостишие прочитайте радостно, весело, а второе грустно, печально.

Выработка четкого произношения, правильной артикуляции, внимания, выразительности, единого темпа чтения, памяти; обогащение речи.

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Актуализация знаний. Введение в тему.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-А вот чтобы узнать, кто автор этого стихотворения, разгадаем кроссворд. Все задания в нём будут связаны с осенью.

  1. Дождь и слякоть, грязь и ветер.

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый ….. Снег

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник –

Хлюпает по лужам …..

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

  1. По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит.

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто ….. Листопад

Для октября – сын,

А зиме родной брат.

  1. Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поёт, да свищет.

-Какое слово у нас получилось?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Правильно , сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Формулирование темы урока, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме.

Формирование умения слушать и слышать, понимать других.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

— В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны.

-У вас на партах лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.

(Ребята работают в парах).

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.
  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.
  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

Ядрёный — свежий, бодрящий.

Бодрит – оживляет, восстанавливает.

На студёной речке – на холодной, на мёрзлой.

-Прочитайте стихотворение и скажите, какие слова вам ещё непонятны.

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

умения обобщать и классифицировать по признакам; обогащение словарного запаса.

Формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Формирование умения высказывать своё предположение на основе личного опыта.

Формирование умения выражать свои эмоции.

Языковой анализ стихотворения.

-Прочитаем стихотворение вслух.

(Один ученик читает стихотворение).

-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

— Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) – вывешиваю карточки на доску.

— Что такое эпитет ? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

-Что такое олицетворение ? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

— Что такое сравнение ? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

-Что значит славная?

( Хорошая, тихая, спокойная).

-Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

-Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)

— Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?

— Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

— Далее автор описывает лёд. Какой он?

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

— А речку автор называет студёной. Почему?

(Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

(Эти определения передают спокойное состояние природы.)

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

-Найдите все сравнения в этом стихотворении.

(Дети работают в парах).

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

лёд как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

листья как ковёр (их много, они устилают землю)

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

( Воздух усталые силы бодрит ).

— Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).

Формирование умения извлекать информацию из текста; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в учебнике.

Формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Определение основной мысли.

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?

(Основная мысль. Главное в стихотворении – показать какая славная и красивая осень.)

Подготовка к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворение.

— Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, подчеркните слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно).

-Проверим выполнение работы.

— Как мы должны прочитать это стихотворение?

(Предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением. Для сравнений, которые использует автор, выберем интонацию загадочности. Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

-Кто хочет прочитать стихотворение вслух?

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Подведение итогов урока.

1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

2). -Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.

Сегодня на уроке я узнал…

Я выполнял задания…

У меня получилось…

Расскажу дома, что …

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осознание важности учения и знаний , полученных на данном уроке.

Умение адекватно понимать причины успеха (неуспеха) на уроке.

Умение формулировать и аргументировать своё мнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди.

В данной презентации проводится анализ стихотворений русских поэтов о всех периодах осени. На уроке использована групповая и дифференцированная работа, а также приём ТРКМ.

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся.

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.

3 класс. УМК «Школа 2100». Самоанализ урока литературного чтения по теме «Такая разная осень».

Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК «Перспектива». Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс.

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме.

Источник

Читайте также:  Как прикапывать сливы осенью
Оцените статью