Урок тема осенняя пора

Конспект урока на тему: «Осенняя пора. » (1 класс)

Конспект занятия на тему: «Осенняя пора…»

Цели урока: Актуализация и закрепление раннее изученного материала.

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

-уточнить представления о характерных особенностях осеннего сезона;

-систематизация знаний детей о природных явлениях;

-совершенствование фонематического слуха;

-совершенствование речевого дыхания;

-развитие фразовой речи;

-развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию

-расширение пассивного и активного словаря по теме «осень»

-развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия

-развитие мелкой и общей моторики;

— развитие ориентировки в собственном теле, в пространстве;

-развитие умения входить в контакт, вести диалог;

-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением под музыку.

-формировать умение спонтанно использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.

— воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.

— создать положительный эмоциональный фон;
— воспитывать любовь к природе;

— воспитывать старание, любовь к труду через пословицы, поговорки, народные сказки;

-воспитывать желание говорить правильно и красиво;

-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;

Материал : оформленные «цветы осени», раскраски листьев , цветные карандаши, видеоролики «Времена года», иллюстрации.

Оборудование : мультимедийная установка, компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.

Учитель-логопед. Прозвенел звонок, начинается урок! Ребята давайте проверим: ноги на месте, руки на месте, логти у края, а спинка прямая! Сегодня мы проведем с вами занятие, на котором вы поучитесь четко и правильно говорить, дышать, постараетесь быть внимательными и прилежными.А какая тема у нас будет, вы сами скажете, когда отгадаете загадку.

Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела. (Осень)

Верно, ребята. Это осень.

Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?!

А кто знает после какого времени года наступает осень.

Правильно, после лета.

Беседа об осени.

Учитель- логопед:А вы знаете,как называются осенние месяцы? Сколько их?

Первый осенний месяц-сентябрь , зовут его «запевалой осени».

Второй месяц-октябрь -середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому, что с деревьев опадали увядшие, пожелтевшие листья.

Третий осенний месяц- ноябрь -последний месяц осени.

Учитель- логопед : Ребята, чем же особенна осень, какие признаки осени вы знаете?

(Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

Учитель- логопед : Давайте вспомним природные явления, которые встречаются осенью:

Осенью часто идут дожди холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

Осень идет и дождь с собой ведет.

Осенью бывает часто ветреная погода. Ветер бывает слабый, сильный.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок.

И струей сухой и острой

Учитель- логопед: Цвет неба осенью, тоже меняется, становится серым.

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

III. Дыхательное упражнение в сочетании с упражнениями для глаз .

А вы знаете что листочки между собой разговариваю? Они тихо переговариваются между собой и слышен звук [ ш-ш-ш-]

Давайте попробуем на выдохе тихонько повторитьшелест листьев на ветру. [ ш-ш-ш-], а глазками проследим куда летят листочки.

Молодцы! Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно.

Учитель- логопед: Ребята,давайте поиграем. Если я говорю неправильно, вы хлопаете в ладоши,если правильно-сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

— Внимание, посмотрите на слайд . С каких деревьев слетели листочки?

(С дуба – дубовые, с рябины – рябиновые, с липы – липовые и др.)

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Учитель- логопед: Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи?

-А какие цвета любит осень? Правильно красный, желтый

Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Отгадайте о чем я говорю?

Висят на ветке золотые монетки.

Маленький Егорка упал в озерко

Сам не потонул и воды не всколыхнул.

(осенний листик, листок)

Сейчас мы будем укреплять наши пальчики-цветными карандашами раскрасим осенние листочки.…

Когда музыка закончится и работу свою закончите. Начинаем.

Кто свой листочек раскрасил, несите его на доску. У нас получится наш, школьный листопад. Молодцы, ребята.

Как животные ведут себя осенью.

Перелетные птицы (утки, гуси, лебеди, грачи, журавли, кукушки) улетают в теплые края,

Воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать.

Жизнь животных тоже меняется: они утепляют норы, делают запасы (ежи и белки),меняют шубки (зайцы, белки, лисы….)

Учитель- логопед. Рисовали, старались, а сейчас немного отдохнем. Встаньте пожалуйста. Давайте послушаем звуковую зарядку и выполним упражнения. Повторяйте за мной.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер — полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).

Учитель- логопед: Как у вас хорошо получается, какие вы старательные.

VII . Беседа о занятиях людей осенью.

Учитель- логопед: Скажите, пожалуйста, а чем занимаются люди осенью? Конечно, собирают урожай.

Грибники по лесам бродят, грибы-ягоды собирают.

Люди, которые работают с землей- крестьяне- собирают в огородах овощи, в садах фрукты-ягоды, с полей хлеб.

Крестьяне- люди, которые работают с землей и на земле.

Будешь трудиться,будут у тебя и хлеб,и молоко водиться.

Ребята, а какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью? Конечно, 1 сентября вы пришли в школу, в первый класс.

Дети, будьте внимательны.

Слушаем стихи и загибаем пальчики — считаем ягоды

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад! Сколько насчитали ягод?

VIII Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель- логопед: Наше осеннее путешествие подошло к концу. У меня есть корзинка с клубочком настроения. Давайте по рядам передавать клубочек, тянуть ниточку и говорить, что вам запомнилось на занятии, что понравилось, в чём возникали трудности?

— Чтобы сохранить наше хорошее настроение, давайте спрячем паутинку в корзину.

-Мы благодарим Вас за работу .

— А на память о нашем занятии, мы хотим подарить волшебный цветок Осени, который будет вам подсказывать об этом времени года и раскраски.

Источник

Открытый урок по теме Осень-пора золотая
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок-закрепление по теме «Осень-пора золотая» с использованием технологии «Думающие шляпы»

Скачать:

Вложение Размер
tema.docx 18.52 КБ
prezentatsiya.pptx 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС № 1 “ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ”

КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Юридический адрес: 297345, Республика Крым, Кировский район, г. Старый Крым, ул. К. Либкнехта , 33,

тел.:0(6555) 5-15-97, е-mail: skuvk1@mail.ru Код ОГРН 1149102178213

Урок литературного чтения 2 класс. УЧИТЕЛЬ: Репичева О.А.

Тема: Осень – пора золотая! (обобщающий урок)

Цели: обобщить и повторить знания учащихся по теме «Осень»; расширить представление учащихся о неповторимой красоте и обворожительности осени; развивать образное мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь; формировать навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения, находить альтернативное решение проблемы; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе, любовь к ней.

Все самое главное у человека одно. Жизнь — одна, сердце – одно, и родина тоже одна. Мы без родины – точно дерево без корня. И мы любим свою землю в любое время года. И сегодня на уроке мы поговорим о времени года, которое зашифровано в этом стихотворении – загадке.

Пт.ц к югу отпр.вл.ю,

Но не к.саюсь ёл.ч.к

  1. Объявление темы и целей урока.

(Постановка проблемы) Для чего мы изучаем осень?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Этот урок откроет нам мир удивительный и прекрасный. Это мир родной природы, мир красоты родной земли. Вас ожидает и радость узнавания и радость открытия. Распахните свои сердца навстречу прекрасному, ощутите, что такое красота, добро. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на рабочий лад.

Девиз нашего урока: От каждого — по способностям,

На уроках природоведения и чтения вы много говорили об осени, о ее приметах. Знаете пословицы, поговорки, загадки. Сегодня мы закрепим и обобщим знания об этом времени года. А помогут нам в этом специальные «думающие шляпы». Мысленно примерив их, мы вспомним все что знаем об осени, посмотрим на красоту природы в это удивительное время года, попробуем увидеть положительные и отрицательные стороны, проведем исследования, сделаем обобщения и выводы.

(знакомство с шляпами)

-А теперь подумайте и скажите, а что вы надеетесь увидеть, услышать, почувствовать, вынести с сегодняшнего урока? Начните со слов: «Я надеюсь…»

  1. Восприятие и осознание учебного материала.

БЕЛАЯ ШЛЯПА — СБОР ИНФОРМАЦИИ

(приём «Ассоциативный куст»)

— А что помогло вам собрать столько информации?

КРАСНАЯ ШЛЯПА – ЭМОЦИИ, ОЩУЩЕНИЯ, ЧУВСТВА

Осень – это чудесное время года. Она все преобразила вокруг. На золотом фона пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно падают, кружась в воздухе, красные, желтые, бурые листья. Шелестит под ногами разноцветный ковер. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити липкой паутины. Прячутся под листьями и травой грибы. Стелются над землей осенние туманы. Животные приготовились к зиме. Высоко в небе курлычут и летят к югу журавли. Недаром осень своей неповторимой красотой и обворожительностью вдохновляла музыкантов, поэтов, художников и писателей на создание прекрасных произведений.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

— А какие вы знаете стихи об осени?

-Какие вы испытали чувства, ощущения, эмоции любуясь картинами осени, слушая музыку и замечательные стихотворения?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – ПРЕИМУЩЕСТВО, ВЫГОДА, ПОЛЬЗА;

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

В каждом времени года, в каждом природном явлении есть как положительные, так и отрицательные стороны. Разобраться в этом нам помогут черная и желтая шляпы.

(работа в парах; прием «Дискуссия»)

*Осень – это хорошее время года, потому что….

*Осень – это плохое время года, потому что….

-Так хорошее или плохое время года осень?

Вывод: В природе все взаимосвязано. Не делите ничего ни в природе, ни в жизни, ни на хорошее, ни на плохое, на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно.

(имитация прогулки по осеннему лесу)

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА – ИССЛЕДОВАНИЯ (работа в группах)

  1. Прозаики.( Авторы произведений в прозе.)

Придумать как можно больше прилагательных к слову осень.

  1. Этнографы. (Люди, изучающие культуру, пословицы, поговорки.)

Собрать начало и конец пословиц об осени.

Восстановить строчки стихотворения.

  1. Эрудиты. (Люди, обладающие глубокими знаниями.)
  1. Сочинители. (Создатели произведений.)

Составить рассказ об осени по опорным словам.

СИНЯЯ ШЛЯПА – ОБОБЩЕНИЯ ВЫВОДЫ.

— О каком времени года мы говорили?

— А важна ли осень?

— Хорошее или плохое это время года?

— А если предположить, что в году всего три времени года?

— Сравните ваши результаты с ожиданием.

— Что изменилось в вашей душе после сегодняшнего урока?

На доске начало предложения. Выберите любое и продолжите его.

Источник

Конспект открытого занятия на тему «Осень»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города новосибирска

центр внешкольной работы «пашинский»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ПАРУС»

по окружающему миру

Педагог дополнительного образования:

План-конспект занятия «Осень»

Возраст учащихся: 5 лет, 3 год обучения

Место проведения: актовый зал.

Начало занятия: 18-00

Цель : Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи :
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2.Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3 Воспитывать любовь к природе.

Слайды на осеннюю тему, осенний листок, бутафорская тыква, шкатулка.

Принципы подачи учебного материала:

добровольности – без принуждения педагога посещение занятия ребенком;

доступности – излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребёнка;

принцип личностного подхода — личность каждого ребёнка является непреложной ценностью;

принцип единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды — предполагает формирование целостноговосприятия природы, осознания её гармонии, единство человека иприроды, её охраны;

принцип природосообразности — предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности)

Объяснительный — четкое, доступное объяснение педагога.

Иллюстративный – просмотр слайдов на тему «Осень».

Практический – совместная работа с детьми.

Игровой – игровая деятельность с детьми.

(Педагог вводит детей в зал, приветствует ребят и гостей открытого занятия).

Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече! Скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу?

( Дети: С весёлым, хорошим).
Педагог: Давайте с хорошим настроением начнем занятие.

(Педагог приглашает детей занять рабочие места).

Педагог : Послушайте рассказ-загадку и скажите о каком времени года говорится?
(Педагог зачитывает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».
— Ребята, о каком времени года этот рассказ? (Об осени).

-Какие слова из рассказа нам подсказали, что это осень? (Трава потемнела, цветы увяли и засохли, птицы стали улетать) .
-Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. ( На экране появляется картина осенней природы).
Вот и заканчивается осень! Посмотрите на экран и вспомните, какой была осень.

(Звучит осенняя мелодия).

Упал листочек на тропинку,
Исполнив вальс прощальный свой.
Я ладошку протяну К нам скорей его возьму. (Педагог с экрана снимает листок дерева ).

Пока звучит мелодия, передавайте этот листок друг другу и называйте, какая была осень. (Педагог проводит игру с листочком).

Педагог: Молодцы, дети.

Вдруг раздается стук в двери.

Педагог: Да, да, войдите!

(Входит зайчик с письмом).
Заяц: Здравствуйте, ребята! Вам письмо!

Педагог: Посмотрим, что это за письмо? (Ч итает).
Школа раннего развития «Юнга»
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья лесная поляна, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам принять правильное решение?

Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (О тветы детей)
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета бывают листья осенью?
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Как готовятся к зиме птицы? ( Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются зимовать?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Педагог:

Ребята. У меня есть разноцветная тыква осенняя и волшебная,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

А вас я попрошу быстро отвечать.

(Педагог выстраивает детей в круг).

Дидактическая игра « Скажи какая»
Когда светит солнце- солнечная
Когда идет дождь- дождливая,
Когда дует ветер – ветренная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Молодцы!

Мы идем в осенний лес . — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. — делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревна люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут шкатулку и называют приметы:
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь и поиграем, объясним зайчику, что бывает осенью
Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» )
Педагог: Ребята, предлагаю вам присесть за столы и обратить внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) .

Педагог: Какие вы умнички и с этим заданием справились.

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, весело играли.

Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика в лес. Спасибо!

21 ноября в школе раннего развития «Юнга» для обучающихся группы 5/2 – 3 год обучения, было проведено открытое занятие по окружающему миру на тему «Осень». На занятии присутствовали начальник отдела социально – педагогического направления Лысых О.В., начальник структурного подразделения «Парус» Захаренко И.Ю., методист Старкова Л.В., педагоги, родители. На занятии были использованы различные формы и принципы подачи учебного материала. Дети вели себя непринужденно, отвечали на вопросы педагога, называли характерные признаки осени и осенних явлениях, были активны. В заключении ребятам было предложено собрать разрезную картинку, угадать время года и изображенные действия. Все ребята отлично справились с заданием. Поставленная цель была достигнута.

Директор «ЦВР «Пашинский» __________________ Е. В. Веремьянина

Источник

Читайте также:  Как раскрасить осенние кленовые листья
Оцените статью