Нотный архив Бориса Тараканова
Сборник «Романсы на стихи русских поэтов»
Слова А. Пушкина, «Уж небо осенью дышало»
Слова А. Пушкина, «Ветер по морю гуляет»
Слова А. Пушкина, «Стрекотунья-белобока»
Слова А. Пушкина, «Буря»
Слова А. Пушкина, Еще дуют холодные ветры:
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова А. Пушкина, Храни меня, мой талисман:
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова С. Есенина, «Весенний вечер»
Слова С. Есенина, Черемуха
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова С. Есенина, С добрым утром
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова С. Есенина, «Ау!»
Слова С. Есенина, «Песня о березке»
Слова С. Есенина, Нивы сжаты
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова С. Есенина, «Поет зима — аукает»
Слова С. Есенина, Береза
Вариант первый (для голоса и фортепиано)
Вариант второй для детского (женского) хора
Слова С. Есенина, «Бабушкины сказки»
Слова С. Есенина, «Пороша»
Слова русские народные, «Осень»
Слова русские народные, «Журавель»
Слова А. Фета, «Теплый ветер тихо веет»
Слова А. Фета, «Весна»
Слова А. Блока, «Песня девушки»
Слова М. Волошина, «Обманите меня, но совсем, навсегда. «
Слова неизвестного автора, «Вы очень невнимательны ко мне»
Источник
Ноты для хора — Поет Ростовский камерный хор
Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
Поет Ростовский камерный хор
Хоры без сопровождения
составитель Ю. Васильев
“Советский композитор”, 1988г.
номер с8179к
(pdf, 6.33 Мб)
Ростовский камерный хор
В 1970 г. Ю. И. Васильев собрал на первую репетицию небольшую группу студентов Ростовского государственного музыкально-педагогического института. Не только тех, кто уже имел специальную певческую подготовку, — рядом с вокалистами и дирижерами-хоровиками рассаживались будущие композиторы, музыковеды, пианисты. Брали талантливых, но требовались не только музыкальность, тонкий вкус, а еще и любовь к пленительному своеобразию а’капелльного звучания, его гибкому, без внешней броскости, эмоциональному богатству.
Первой, строгой школой для тогдашнего камерного ансамбля стала музыка эпохи Возрождения. Орландо Лассо, Палестрина, Джезуальдо, Монте-верди — их произведения требовали кропотливейшей работы над точностью звукоизвлечения, над тембровым равновесием и многим еще, что входит в понятие хорового профессионализма.
Шло время, крепло мастерство, расширялся репертуар. Все чаще в программы включались народная музыка, памятники старинного певческого искусства, хоровая классика, произведения современных советских и зарубежных авторов. Ансамбль, переросший уже в камерный хор и насчитывающий около 30 исполнителей, ставил перед собой все более сложные художественные задачи. В концертах зазвучала музыка Г. Шютца и И. С. Баха, Д. Бортнянского и С. Рахманинова, Г. Свиридова и Р. Щедрина.
(Камерный хор становился известным не только в Ростове. Он выезжал на все более сложные и ответственные гастроли. Его слушали в Москве и Ленинграде, Горьком и Ереване, Пятигорске, и Владимире. Этот любительский коллектив завоевывал прочную профессиональную репутацию. «Внутренняя сосредоточенность, детализация фразировки и нюансировки — эти типичные черты камерного пения в полной мере присущи исполнительской манере коллектива». Кроме того, «.безупречная ансамблевая слаженность, интонационная чистота, стилистическая точность исполнения», — так писала о хоре «Музыкальная жизнь» (№ 1, 1980 и № 4, 1982). После концерта в Малом зале Московской консерватории И. С. Козловский сказал: «Вы — наша радость. За исполнение такого сложного репертуара— низкий вам поклон».
В 1981 г. коллективу было доверено представлять советское хоровое искусство на Международном XX конкурсе в Италии, в творческом соперничестве с любительскими камерными хорами из Аргентины, Польши, Швеции, Чехословакии, Румынии, Филиппин (некоторые из них уже завоевали к тому времени мировую известность). Две программы, согласно условиям, представил Ростовский камерный хор — полифоническую, составленную из музыки Ренессанса и отечественной классики, н фольклорную. Слушатели, до отказа заполнившие зал, были единодушны, так же как и жюри во главе с итальянским композитором Гофреде Петрасси.
В итоге — почетное второе место в обоих разделах, высокое звание лауреата.
А потом выступления на празднике хорового искусства в Гориции, на хоровом фестивале в Милане, на многолюдном празднестве газеты итальянских коммунистов «Унита».
Но недаром народная мудрость гласит, что дорога, пройденная легче той, что еще предстоит. Это прекрасно понимает весь коллектив и особенно его бессменный глава, ныне заведующий кафедрой хорового дирижирования Ростовского государственного музыкально-педагогического института, член правления Ростовского отделения Всероссийского хорового общества Юрий Иванович Васильев. Перед ними и новые труды, и возросшая ответственность— творческая, гражданская.
У коллектива сложился славный обычай. Он как-то по-особенному бережно внимателен к новинкам донской хоровой музыки. Специально для него написаны и им впервые исполнены цикл на стихи М. Цветаевой Виталия Ходоша и его же камерная кантата на стихи Н. Некрасова; Леонид Клиничев посвятил ему «Времена года», парафраз круговорота природы на стихи А. Пушкина; Владимир Красноскулов здесь впервые услышал три хора на стихи Р. Гамзатова.
Нелегким был путь камерного хора Ростовского государственного музыкально-педагогического института и Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества от энтузиазма вначале, через длинный и трудный искус ученичества к праздникам выступлений, к радости сопереживания.
Удачи тебе, Ростовский камерный хор!
Е. Шевляков, кандидат искусствоведения
- Три хора на стихи Р. Гамзатова. Музыка В. Красноскулова. Перевод с аварского Н. Гребнева
- 1. Скажи, о море.
- 2. Я не хочу тебе петь колыбельной
- 3. Где же ты, счастье?
- Черешенка. Музыка В. Красноскулова. Слова В. Залужного
- Времена года. Шесть хоров на стихи А. С. Пушкина. Музыка Л. Клиничева
- 1. Уж небо осенью дышало.
- 2. Встает заря во мгле холодной
- 3. Вот север, тучи нагоняя
- 4. Зима.
- 5. Гонимы вешними лучами
- 6. Туча
- Четыре шуточных хора. Музыка В. Ходоша
- 1. Если бы да кабы. Слова английской народной песни. Перевод С. Маршака
- 2. В гостях у королевы. Слова английской народной песни. Перевод С. Маршака
- 3. Плачущий муж. Слова П. Беранже. Перевод с французского В. Курочкина
- 4. Враки. Слова французской песни XVII века. Перевод И. Эренбурга
- Тбилисские базары. Музыка Р. Щедрина. Слова А. Вознесенского
- Первый лед. Музыка Р. Щедрина. Слова А. Вознесенского
- Хоровод. Музыка Г. Свиридова. Слова А. Блока.
- Катюша. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского. Обработка Ю. Васильева
- Вокализ. Музыка С. Рахманинова. Переложение Ю. Васильева
Источник
Уж небо осенью дышало ноты
Стихи Тины КОЛЫЧЕВОЙ:
АХ, ЛЕТО БАБЬЕ.
Ах, лето бабье! Вспыхнет да погаснет.
Туга. печаль навалится дождём.
И только тень, похожая на счастье,
Вновь полетит последним журавлём.
*тугА – печаль
ОСЕНЬ ГОРЧИТ
Как тревожно дрожат
по опушкам осины.
с них со звоном летит
обагрённая медь.
Осень. Осень горчит
кистью спелой рябины
и трава по утрам
начинает седеть,
и над топью болот
крик висит журавлиный, —
неизбежен и скор
за моря их отлёт. —
До весны распрощаюсь
я с каждой травиной,
а с Тобой навсегда.
мой нетающий лёд.
ТЕПЕРЬ НЕДОЛГО ДО МЕТЕЛЕЙ
Теперь недолго до метелей, —
Зима готовит свой наряд.
Вчера все гуси улетели,
Сегодня лебеди летят.
И голый лес в раздумье мрачном
Нахмурил скорбные глаза,
Шумит о чем-то безучастно,
Печалью глядя в небеса.
И солнца луч поля не будит,
Лаская тающим теплом.
Озимой ржи лишь изумруды
Взывают к жизни напролом.
Крикливых галок села стая
На ветви вислые берез,
Недолгой ссорой нарушая,
Недельный шепот тихих слез.
А неспокойные метели
Уже на севере шумят.
И я забуду те недели
И наши встречи невпопад.
СТАРЕЕТ ЦАРСТВЕННАЯ ОСЕНЬ
Идём вдвоём, — собака рядом.
Белеют крышами дома.
то белолицая Зима
не в срок скользнула льдистым взглядом.
Стареет царственная Осень.
Под тусклым солнцем октября
лишь ивы, золотом горя,
коврами кроют ноги сосен.
Не рдеют голые рябины.
во власти ветра их покой.
Дрозды-рябинники гурьбой
толкутся в горечи калины.
Поля томятся ожиданьем, —
топорщась колкою стернёй
над чуть подмерзшею землёй, —
с Покрова светлого, — свиданьем.
ОНА ПРИШЛА
Она пришла. вся в пёстро-золотом.
И небо застонало журавлями
Над голыми, усталыми полями,
И потянуло мёртвым холодком.
Осень! Яркие кисти рябин
И калина, как отблеск костра.
Журавли, уходящие клином,
Вдаль, куда их судьба понесла.
Осень: листья ее золотые,
И холодный багряный закат.
И охотники удалые
Вновь готовят убойный заряд.
Полетят ошалелые утки,
Выстрелы тишину разорвут,
И при каждой свободной минутке
Мужики на охоту пойдут!
Не гнушаются тихой охоты
В селах женщины. И с рассветом
В лес идут, как к себе на работу,
Напевая тихонько при этом.
На болоте клюква созрела,
Красным боком греясь на солнце.
Налилась и отяжелела,
Собирать ее скоро придется.
Осень, осень… пора — «припасиха»
Щедрые принесла нам дары,
Но нагрянет зима – «подбириха»
И прогонит ее до поры!
Лист упал — так рыдает осень.
В небе тонкий клин журавлей.
На деревьях инея проседь-
Увяданье чарующих дней.
И сердитый холодный ветер
Зло и гордо стучится в окно,
Словно он – хозяин на свете.
Лето, осень – ему все равно!
Разноцветные листья швыряет
На дорогу, прохожим в лицо.
Разгоняется, замирает,
Засыпает листвой крыльцо.
Догоняет клин журавлиный,
Вместе с ними протяжно кричит,
Проводами играет линий,
И гудит, и поет, и ворчит.
На лету разбивает дождинки
И прохожих доводит до слез.
Вместе с каплями града – льдинки
С неба падают – осень всерьез!
Снова лето она победила,
Снова трон золотой заняла.
Душу ветром разбередила,
Птиц и счастье на юг прогнала.
Шурша шагами листопада,
Танцует осень.
Сквозь ветви дремлющего сада –
Тугая просинь.
И пахнет яблоком и дымом
В моём краю.
Прощальным кликом журавлиным
Ветра поют.
«Прости», — последний лучик солнца
Позолотит,
И дождь задребезжит в оконце,
Заморосит.
О бесконечности жизни
(осенний сонет)
Позолотила осень листопадом
Ладони парков, скверов и аллей,
Развесила пылающим каскадом
Рябины гроздья. Свечи тополей
Уже теряют пышное убранство,
Им ветер рвёт последнюю листву:
Кружась в последнем торопливом танце,
Она летит в замёрзшую траву.
Оплакивать возьмётся дождь холодный
Разбросанный по городу наряд.
Но всё уснёт, придёт зимы черёд.
А жизнь по бесконечности течёт.
Так Богом предназначено природе:
Всё время возрождаться, умирать;
***
Первый снег в лёгком танце кружится,
Сплёл деревьям в саду кружева.
Изумрудною влагой искрится
Под холодным покровом трава.
Так и вспомнились вдруг почему-то
Те сады, что цветут по весне
И упавшими вниз лепестками
Землю красят, как выпавший снег.
***
В сияньи осени есть что-то отовсюду:
Трава, как в мае, ещё пышет изумрудом,
И золото листвы – как солнце в летний зной,
А вот закаты уж по-зимнему румяны.
Есть в осени прощальное тепла мерцанье,
Недаром бабье лето полюбилось нами.
Но грусть меланхоличная зовёт порой,
Когда рябины кисти россыпью багряной
Помашут птицам вслед последним перелётным,
Что на прощание поют перед полётом.
Источник
Урок литературного чтения «уж небо осенью дышало»
Выбранный для просмотра документ елен ген.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
3 класс «Уж небо осенью дышало…» Урок литературного чтения 3 класс
Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет.
А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Л.Н. Толстой
Александр Сергеевич Пушкин 1799 — 1837
О К Я С Р Т Л Н З А Ь Ф Е О С Е Н Ь
СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов
«Уж небо осенью дышало..»
Почему поэт называет лесной покров таинственным?
АЛЛИТЕРАЦИЯ ЛеСов таинСтвенная Сень С пеЧальным Шумом обнаЖалась С-Ш-Ч-Ж
РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ
А) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ: А,О,У,И,Е,Я; Б) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ ЦИФРЫ, СЧИТАЕМ ПО ПОРЯДКУ ДО 5, 10, 15; В) ВДОХ, НА ВЫДОХЕ ПРОГОВАРИВАЕМ ПОСЛОВИЦУ ИЛИ ПОГОВОРКУ: «ХУЖЕ ВСЕХ СЛЫШИТ, ТОТ КТО НЕ ХОЧЕТ СЛУШАТЬ». Упражнения для дыхания:
Уж небо осенью дышало,I Уж реже солнышко блистало,I Короче становился день,I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,I Ложился на поля туман,I Гусей крикливых караван Тянулся к югу:II приближалась Довольно скучная пора;II Стоял ноябрь уж у двора.
Гусей крикливых караван Определи последовательность строк Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Лесов таинственная сень Короче становился день Стоял ноябрь уж у двора. Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Ложился на поля туман. С печальным шумом обнажалась,
В осеннее ненастье От осени к лету В сентябре одна ягода, Осенью и семь погод на дворе да и та горькая рябина. воробей богат. назад поворота нету
Выбранный для просмотра документ уж небо осенью дышало.doc
Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
пробудить интерес к творчеству поэта;
раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика), аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку .
I . Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
II .Актуализация знаний.
А)Работа над музыкальным произведением «Времена года» П. И. Чайковского.
Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
-Какое время года представили?
-Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …
Б) Работа с мозаикой
-Ребята, сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание в группах
У вас на столах лежит мозаика. Соберите её.(учащиеся собирают картины с изображением поздней осени)
-Что изображено на картине у первой группы?
— У третьей? (поздняя осень)
— Почему вы так решили?
III . Самоопределение к деятельности.
-Прослушайте небольшое стихотворение.
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Какому гениальному поэту посвящены эти строчки? Почему?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
-А вы все знаете А.С. Пушкина?
-Сейчас проверим. (Слайд 3)
— На слайде несколько портретов. Найдите портрет А.С. Пушкина и подпишите его.
IV .Сообщение темы и целей урока.
-Мы с вами прослушали мелодию об осени, собрали картины поздней осени, нашли портрет Пушкина.
-А теперь скажите, чему будет посвящён наш урок. Сформулируйте тему урока.
V. Изучение нового материала.
А) Биография Пушкина
Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
Что можете сказать о его внутренних качествах?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии» (читает ребёнок)
Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из романа А. С. III . Работа с новым произведением.
Подготовка к восприятию произведения.
-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.
А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)
Проверка первичного восприятия произведения.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Созвучно ли оно с вашим настроением?
освобождалась от покровов (листвы)
ри чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
Чтение произведения учащимися и анализ.
— Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
— Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
— Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
Почему он говорит, что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
— Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
— Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
— Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
— Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
— Найдите метафору в этих строчках. (Стоял ноябрь)
— Замените это выражение близкими по смыслу словами. (Скоро наступит)
— Как ещё называют ноябрь? (Предзимник)
— Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Наблюдение над аллитерацией (слайд 9)
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
— Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
— Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
— Какое по настроению это стихотворение ?
— Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)
6. Работа над выразительностью
Работа с таблицами ( слайд 10)
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:
— там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
— точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
— вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
Раз, два, три, четыре
После прочтения заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
— При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
— Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнения для дыхания: (слайд 11)
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).
Чтение за диктором ( слайд 12)
IV . Подведение итогов.
— Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
— Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
Y . Рефлексия. (слайд 13)
— У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
— Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами: (слайд 14)
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
YI . Итог урока. Спасибо за работу.
В осеннее ненастье семь погод на дворе
От осени к лету поворота нету.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Источник