Васильев алексей художник осенние пейзажи

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Fauna (336)
  • Васечка (11)
  • Люсечка (3)
  • животные (48)
  • Коты (277)
  • птицы (15)
  • Праздники и даты (54)
  • 2014 (19)
  • Детям (7)
  • Психология (7)
  • Жизнь прекрасна (6)
  • Россия (4)
  • Библиотека (2)
  • Развлечения (2)
  • Вкусняшки (510)
  • десерт (102)
  • закуски (40)
  • запеканки (43)
  • из муки (100)
  • мясо (26)
  • напитки (12)
  • о продуктах (5)
  • овощи (37)
  • пироги (49)
  • пицца (12)
  • птица (16)
  • Рецепты бабушки Ани (2)
  • рыба и морепродукты (20)
  • соленья и маринады (31)
  • суп (15)
  • Выставки (19)
  • вышивки (351)
  • Все для вышивки (36)
  • техника вышивки (33)
  • лентами (10)
  • blaсkwork (6)
  • 3D (6)
  • трапунто (5)
  • needlepoint (4)
  • бразильская (3)
  • PM (2)
  • Crewel (1)
  • LongStitch (1)
  • гладь (45)
  • изонить (3)
  • крест (32)
  • сашико (4)
  • Сучжоу (17)
  • хардангер (17)
  • Египет (21)
  • Замечательные люди (20)
  • Здоровье (219)
  • похудей-ка (38)
  • Косметика (10)
  • Индия (27)
  • вышивка кантха (4)
  • космос (68)
  • Красота (523)
  • Арт (420)
  • Фотоискусство (85)
  • Лохматые мысли (144)
  • Мой мир (96)
  • Севастополь (48)
  • Музыка (7)
  • мультики (2)
  • Полезности (208)
  • для дома (27)
  • HTML (9)
  • для дневника (23)
  • Привет! (284)
  • Про меня (34)
  • Путешествия (98)
  • Крым (40)
  • Шотландия (6)
  • Разное (80)
  • рисование (21)
  • рукоделия (873)
  • аромасаше (7)
  • печворк (4)
  • декор (4)
  • Фоамиран (2)
  • валяние (2)
  • Хлам в дело (1)
  • фетр (1)
  • бисер (68)
  • Букеты из конфет (26)
  • бумагопластика (63)
  • вязание (113)
  • декупаж (17)
  • Мастер-класс (315)
  • Мои работы (40)
  • Новый год (87)
  • подушки (11)
  • роспись по стеклу (6)
  • шитье (114)
  • Смешно (58)
  • Старые журналы (3)
  • Стихи (239)
  • Цветы (82)
  • эзотерика (149)
  • Мифы (51)
  • Символы (57)
  • Япония (216)
  • Темари (28)
  • амигуруми (13)
  • кинусайга (5)
  • ошибана (4)
  • кандзаси (11)
  • оригами (66)
  • сашико (7)
  • хайку (4)
Читайте также:  Как обрезать иву козью осенью

Цитатник

Иглы с двойным ушком. Вышивание Решила создать пост о редком виде игл для вышивания. Поняла, чт.

Как убрать жир с боков и спины: несложные упражнения без прыжков Всем известно, что пробл.

Как многогранна у природы красота! Канадский художник Scott Coulter (Скотт Култер). .

Струясь вдоль каменной стены, Вода несется с вышины. John Brandon Smith, известный как «Во.

Inspirations №111 2021 Издательство: Country Bumpkin Publications Язык: English Попул.

Ссылки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

«Осень» Константин Васильев

Понедельник, 03 Мая 2010 г. 18:21 + в цитатник

Пейзаж Константина Васильева «Осень» был написан в 1973 году. Это одна из наиболее известных его картин. Как и многие другие пейзажи была написана в свободной импровизации.

Константин Васильев в течение всей сознательной жизни с большей или меньшей активностью, в зависимости от обстоятельств, писал пейзажи. Его пейзаж — всегда живой, населенный если не какими-то фантастическими духами, то, во всяком случае их символами. Константин не был осведомлен, положим, что дерево излучает биологическую энергию, имеет свое биополе, воздействующее на все окружающее, о чем пишут теперь ученые. Но художник желал, ему непременно хотелось, чтобы лес был именно живым, ведущим активный разговор с человеком. Работы художника имеют собирательный характер, и нет среди них ни одного нейтрального пейзажа, каждый несет ярко выраженное чувство. Примером такого собирательного образа является удивительно одухотворенный пейзаж «Осень», в котором художник показывает пример высочайшей пластики, богатейшего колорита, великолепной композиции и рисунка.

Константин Алексеевич очень любил осень, щедрую многообразием красок, и собрав лучшие ее черты-приметы, написал обобщенный образ этого времени года.

Его «Осень» как бы извиняется перед зрителем за остывающее лето буйством цвета, необычной тишиной и торжественностью леса, который хотя и лишился птичьих песен, но не опустел: он дышит, несет в себе мощный заряд накопленной за лето энергии и щедро посылает его всему живому. Константин как-то в разговоре с друзьями расказал, что самое яркое и самое сильное впечатление о живописи у него осталось после того, как он увидел «Золотую осень» Левитана в букваре и его «Осень» создана на основе детских впечатлений.

Пейзаж, вылепленный художником из мозаики накопившихся ощущений, превратился в сгусток красоты. Причем средства, которыми живописец достиг этого, обычны. Несмотря на многообразие используемой палитры, Васильева трудно упрекнуть в излишней пестроте красок, свойственной импрессионистам. В пейзаже нигде нет чистых цветов: везде переходы, оттенки, рефлексы. И словно сама гармония торжествует на полотне.

Здесь художник очень современен эпохе. В век активизации всех происходящих на земле процессов он предложил нам свое понятие об интенсивной красоте, об интенсивном, насыщенном духовном плане. Его повышенно-эмоциональное отношение к жизни, художественные обобщения, доведенные до известной крайности выражения, есть не что иное, как романтизм.

Замысел каждой композиции Васильев вынашивал подолгу, продумывая малейшие детали, в уме рождались планы как цветом и формой выразить глубину чувства. Он не рисовал с натуры, фотографическая точность не интересовала его. Он считал, что фотография запечатлевает всего лишь мнгновение жизни, и это мгновение всегда остается мертвым. А вот мастерски написанная картина вполне может, как бы перенести зрителя в реальную среду, художник улавливает оттенки цветов — это чудо игры полутонов, воспроизводит их на полотне — и зритель чувствует истекающие с холста живые флюиды природы. И это дает зрителю не только чисто эстетическое наслаждение, а позволяет пробудить способность понять сокровенное. Любой настоящий художник видит мир иначе, чем простой обыватель. Например, только после картины К.Моне англичане увидели, что их знаменитый лондонский туман — розовый. Но импрессионисты отображают всего лишь свое мимолетное впечатление, искусственно остановленное мгновение. Васильев же пытался найти в природе и показать нам на холсте ее вечную сущность, перманентно длящиеся прекрасные мгновения, символически указывающие на лежащие в их основе метафизические и онтологические принципы.

Люди отдыхают у пейзажей Константина Васильева, набираются сил от этого источника неисчерпаемой доброты и любви.

Источник

Почему этот замечательный осенний пейзаж Фёдора Васильева остался незаконченным

На этой картине мы видим прекрасный осенний пейзаж: заросший водоём окружают величественные рыжие деревья, небо заполонили предгрозовые тучи, мирно отдыхают у берегов цапли. Вот только эта замечательная картина, к сожалению, осталась незаконченной. Почему же так получилось?

Пейзаж создал русский живописец Фёдор Васильев, который большую часть своего творчества посвятил воплощению на холсте красок природы. Не стала исключением и картина «Болото в лесу. Осень», изображающая очарование последних дней бабьего лета.

Васильев писал картину в Крыму, куда переехал в 1871 году. Там живописец создал ряд и других замечательных произведений, среди которых «Утро», «Заброшенная мельница», «Мокрый луг», «В Крымских горах» и др.

Несмотря на то, что картина «Болото в лесу. Осень» писалась на юге, художник изобразил на ней северную природу, которую ему пришлось наблюдать во время путешествия по острову Валаам. Он очень живописно передал красоту лесной болотистой местности и чарующую прелесть золотой осени.

При написании неба Васильев использовал сложную технику быстрых мазков с широкой градацией цветовых оттенков, которая позволила гармонично запечатлеть «изменчивую структуру и причудливую игру света в надвигающихся тучах».

К несчастью, во время написания этой картины, 23-летний Васильев был сильно болен. Его уже около двух лет мучил туберкулёз, к которому художник имел наследственную предрасположенность.

Болезнь диагностировали у мастера в 1871 году, когда он сильно простудился во время работы над своей знаменитой картиной «Оттепель» . По приглашению графа Павла Строганова в мае 1871 года Васильев выехал в усадьбу Хотень, расположенную в Харьковской губернии, а потом переехал в Ялту.

Находясь на юге, художник очень скучал по северным пейзажам. В письме к художнику Ивану Крамскому Васильев писал:

«О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?»

Используя впечатления от прежних путешествий и созданные ранее этюды, в Крыму мастер продолжал работать над «картинами среднерусской природы».

К сожалению, южный климат не помог улучшить здоровье Фёдора Васильева, и в 1873 году талантливый живописец скончался. Ему было всего 23 года. Он так и не успел закончить свою картину «Болото в лесу. Осень».

До революции полотно находилось в коллекции купца 1-й гильдии Михаила Гренстранда, а потом было передано в Русский музей, где хранится и по сей день.

По мнению искусствоведа Фаины Мальцевой, незавершённая картина «Болото в лесу. Осень» — это «живой след неугасимой, страстной энергии творческого духа художника, которую могла прервать только рухнувшая надежда на выздоровление».

Источник

Художник Фёдор Васильев (1850 – 1873). Трагедия русской живописи

Ф.А. Васильев. Портрет работы И.Н. Крамского

Искусствоведы называют художника Фёдора Васильева настоящим гением пейзажа и если бы художник прожил дольше отпущенных ему судьбой 23 лет, то его имя, ныне почти забытое, было бы в ряду имён самых блестящих живописцев России и мира.

Биография художника Фёдора Васильева

Художник Фёдор Александрович Васильев родился в феврале 1850 года в Гатчине, в семье мелкого почтового служащего Александра Васильева, который сожительствовал (сейчас бы сказали, что жил в гражданском браке) с мещанкой Ольгой Емельяновной Полынцевой. Поскольку родители в церкви не венчались, их дети – дочка Евгения и рождённый позже Фёдор – были незаконнорожденными и не имели права на отчество и фамилию своего отца.

Вскоре после рождения Фёдора родители будущего художника перебрались в Петербург и свой брак, наконец-то, узаконили, родили ещё двух «законных» сыновей. А Фёдор так до конца жизни и жил с правами и комплексами незаконнорожденного ребёнка.

Александр Васильев, отец Фёдора, был человеком неприятным: злоупотреблял спиртным и карточной игрой, отличался маниакальной подозрительностью и был домашним тираном. В общем, типичный отрицательный мерзопакостный персонаж из романов Ф.

Маленький Федя с раннего детства увлёкся рисованием, очень скоро начал достаточно точно перерисовывать картинки из журналов, а в возрасте 10 лет весьма прилично писал мелом и масляными красками.

В гимназию Фёдора Васильева взяли за редкостно чистый и звонкий голос, который всегда выделялся в церковном хоре. Учился мальчик бесплатно – из милости. И постоянно подвергался насмешкам со стороны одноклассников – бедный и незаконнорожденный. Да ещё и работает в каникулы на почте за 1 рубль в месяц (мальчик помогал почтальону носить тяжёлую почтовую сумку).

В возрасте 12 лет Фёдор оставляет гимназию и начинает работать на почте – разбирает корреспонденцию и выполняет всякую мелкую работу. При этом мальчик не забывает про рисование и после каждого рабочего дня спешит на вечерние классы в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, а очень скоро оставил работу на почте и устроился на должность помощника к одному из лучших российских реставраторов при Академии художеств Петру Соколову (через несколько лет Васильеву припомнят и это – шутники будут намекать, что Васильев попал в Академию не как все, а через задний двор).

Когда Фёдору исполнилось 15 лет в Обуховской больнице скончался Васильев-старший и всё большое семейство оказалось на плечах незаконного наследника – работать Феде пришлось в два раза больше.

Фёдор Васильев. В начале творческого пути

В возрасте шестнадцати лет будущий гений русского пейзажа познакомился с двумя «великими русскими Иванами» — Крамским и Шишкиным. Дружба с Крамским продлится до самой смерти Васильева и Крамской, вспоминаю о своём молодом друге, будет всегда говорить, что творчество Васильева оказала сильнейшее влияние на всё творчество его, Крамского.

Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле. Я такой одарённой натуры еще не встречал!

Подружился Васильев и с Репиным.

Я зашёл от света, чтобы видеть картинки, и онемел, – картинки меня ошарашили… Я удивился до полной сконфуженности… Скажи, ради бога, да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?! Ну, не ожидал я. Небо-то, небо… Как же это? Неужели это без натуры. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены.

Что же касается Шишкина, уже академика живописи на момент знакомства с Васильевым, то он, Шишкин, очень быстро признал молодого художника равным себе и в 1867 году оба живописца отправились в совместную творческую поездку на Валаам (на картине Шишкина «У церковной ограды. Валаам», можно разглядеть раскинувшегося на траве беззаботного и счастливого Феди Васильева).

После возвращения с Валаама Иван Шишкин спешно отправился в Елабугу, где просил у своего благословения на брак с Евгенией Васильевой – сестрой Фёдора.

А Васильев, после возвращения с Валаама, представил на выставке «Общества поощрения художеств» картину «На острове Валааме. Камни» — картина чрезвычайно понравилась меценату и попечителю «Общества» Павлу Сергеевичу Строганову.

На острове Валааме. Камни

Строганов картину купил, а молодого художника взял под свою опеку, начал снабжать художника-самородка денежными средствами и пригласил проживать в своих имениях «Знаменское» в Тамбовской губернии и «Хотень» в губернии Сумской.

Нужно ли говорить, что для художника-пейзажиста такая возможность вырваться на природу была просто бесценной. Проживание, полный пансион, персональная коляска для поездок по окрестностям имений в поисках тем… О чём ещё мог мечтать начинающий художник?

В зените славы. Художник Фёдор Васильев

Прошло всего два года и юноша из нищей семьи, под деятельным покровительством графа Строганова, приобрёл, кроме всего прочего, ещё и светский лоск, и аристократические манеры.

Позднее Крамской напишет:

Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови.

А Васильев работал просто не покладая рук, писал невероятно много, почти не спал, и, как впоследствии отметят современники, торопился жить. Картины молодого художника раскупались буквально с мольберта, а сам художник стал желанным гостем в аристократических домах империи и любимцем столичной богемы.

И он никому не отказывал: часто бывал в театре, на балах и на катке. А потом работал и работал. И учился. Иван Крамской удивлялся способностям своего друга:

Учился он так, что казалось, будто живёт в другой раз, и что ему остается что-то давно забытое только припомнить.

В 1871 году, на конкурс «Общества поощрения художеств», Васильев представил свою новую картину «Оттепель» — работа получила первый приз.

А вторым стал Алексей Саврасов с картиной «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Это был очень громкий успех. На конкурсе победил совсем молодой (только 20 лет) художник, которого и художником-то нельзя называть, поскольку автор картины не получил системного образования, без дворянского происхождения, нищий… Да что нищий! У него даже отчества нет (по законам Российской империи незаконнорожденный ребёнок не имел права носить отчества своего отца). А его работа становится первой. Мало того, наследник престола, будущий император Александр III, заказывает копию «Оттепели» и эта копия висит не в бане или охотничьем домике, а в Аничковом дворце.

Можно было бы предположить, что у наследника престола, известного русофила, из-за любви к «посконному и домотканному» несколько искажён вкус от любви ко всему русскому. Однако, через год «Оттепель» отправляют на Всемирную выставку в Лондон – и успех молодого художника становится международным. Англичане просто поражены талантом Васильева. Английские газеты пишут:

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!

Невероятный триумф! Кто-то может сказать, что триумф ранний и не совсем заслуженный. Но не сам Васильев, который знает, как долго и невероятно тяжело он шёл к этому успеху.

После дождя. Просёлок

Самое время почить на лаврах, но художник с головой погружается в работу. Не забывает он и про обязательную светскую жизнь. И однажды, катаясь на катке, разгорячённый художник взял и как ребёнок наелся снега.

Врачи заподозрили, что у молодого человека начинается чахотка и настоятельно рекомендовали Фёдору Александровичу покинуть Петербург с его гнилым климатом и перебраться на юг, лучше в Крым.

Начало трагедии художника Фёдора Васильева

А Васильев, как только почувствовал себя лучше, вместо Крыма отправился в строгановское имении «Хотень», а после, с таким же сорви головой художником Кудрявцевым, начал работать в Финляндии и направился «перекрикивать Иматру» (было такое светское развлечение – забраться на обледенелые скалы у потоков ревущего водопада, по разные его стороны, и до хрипоты в голосе перекрикиваться друг с другом. Кто первый перекричит).

Из Финляндии Васильев вернулся совершенно больным. Столичные эскулапы поставили художнику страшный диагноз – туберкулёз горла. И одно лечение – Крым. Если хочешь ещё пожить, ещё что-то написать, то только целительный воздух Крыма может дать такую возможность.

Как не противился Васильев поездке в Крым, а ехать пришлось. Художник собрался в дорогу. Вместе с матерью и любимым маленьким братом Романом, Васильев отправился в Крым. А все его друзья, единомышленники и любимые коллеги остались в столице. В Петербурге остался и привычный образ жизни. На берегу великолепного Чёрного моря Васильев чувствовал себя так, как чувствует себя выброшенная на берег рыба.

А волшебная природа Крыма молодого художника совсем не заворожила. Крым показался Фёдору Александровичу излишне ярким, кричащим, вычурным и… бесконечно чужим. Васильев писал Ивану Крамскому:

Тоскую по России и не верю Крыму.

Удивительное дело, но именно такие же чувства испытает и Левитан в Крыму – тоска по средней полосе России. У Васильева тоска была ужасной – он скучал по лесам и рекам средней полосы, по степям и болотам. Скучал, понимая, что может так статься и он этой красоты уже не увидит. Никогда!

И теперь писал Крамскому:

О болото, болото! Если б Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!

А здоровье художника всё ухудшалось – бывали такие дни, когда врачи запрещали Васильеву даже из комнаты в комнату переходить. И когда наступало улучшение, художник снова работал и работал.

В свою первую «крымскую зиму» Фёдор Александрович написал «Мокрый луг» — крымская картина совсем не про крымскую природу. Луг был написан по памяти, от тоски. Эту картину Васильев, с огромным волнением, отправил в Петербург своему другу Ивану Крамскому.

  • Может быть картину примут на выставку и она сможет выиграть какой-то денежный приз? Художник нуждался и 100 рублей, которые выделяло «Общество поощрения художников», на троих было мало. Впрочем, художнику помогал Третьяков – однако исключительно в счёт будущих картин.

«Мокрый луг» выставили на конкурс, но первое место получил «Сосновый бор» Ивана Шишкина. А за картину Васильева началась почти война. Война между великим князем Николаем Константиновичем и Третьяковым. Последний надеялся, что Васильев отдаст ему картину в счёт долга. Нуждающийся художник этому воспротивился. Однако, картина досталась Третьякову. Перебил ценой. За тысячу рублей. Цена немалая. Впрочем, Васильев к этому времени был должен меценату что-то около этой суммы и картина «ушла» в Третьяковскую галерею. В счёт долга. Ожидаемых денег Васильев так и не получил.

Фёдор Васильев. Всё кончено!

С трудом, постепенно, Васильеву удалось прижиться на новом месте, и природа Крыма стала ему понятна и, наконец-то, тронула сердце художника. Эти два последних года в короткой жизни художника стали, несмотря на изнуряющую тяжёлую болезнь и чуждое окружение, самыми плодотворными в творчестве Фёдора Александровича. Он работает, как одержимый – практически перестаёт спать ночами. Любимое дело помогает ему не думать о приближающейся смерти. А о возможном выздоровлении художника уже никто и не мыслит.

Иногда в гости к Васильеву приезжают друзья, чаще он получает письма… Художник, как и прежде, мечтает «побродяжить» по просторам России с Репиным и Шишкиным, надышаться вольным ветром степей, запахом полевых цветов, войти в призрачный рассветный туман над рекой… Однажды, в долгую бессонную ночь, он вдруг явственно увидел картину «Христос в пустыне», к написанию которой только-только приступил Крамской…

Больного художника навестил Айвазовский «со свитой», как иронизировал Васильев. Зачем пришёл? Как потом писал в своём письме Крамскому художник:

…Осчастливил своим посещением г. Айвазовский, и сообщил между другими хорошими советами, рецепт краскам, с помощью коих наилучшим манером можно изобразить Чёрное море.

В марте 1873 года художник закончил картину «В крымских горах». Это была последняя работа, которую Васильев представил на конкурс в «Общество поощрения художников».

В Крымских горах

Картина получила первую премию и у больного художника появился шанс на выздоровление. Васильев пишет в Академию прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени без экзамена по научному курсу на основании уже написанных работ. Звание художника 1-й степени решало для Васильева несколько серьёзных проблем:

  • он жил в Крыму по просроченному паспорту, выданному на фамилию Васильев (художник не имел права на эту фамилию, как незаконнорождённый). Звание могло решить проблему и с документами, и с фамилией;
  • художник 1-й степени имел право на бесплатное лечение за границей.

Чиновники Академии долго думали и, наконец-то, прислали ответ – в просьбе отказать, но учитывая былые заслуги присвоить звание «почётного вольного общника».

Уже после похорон художника, его несчастная мать рассказывала Крамскому, как прочитав письмо её сын очень долго стоял обескураженный посреди комнаты, а потом сказал обречённо «всё кончено», лёг в постель и уже не встал. 24 сентября 1873 года великого русского пейзажиста не стало. Похоронили Васильева в Ялте на Поликуровском кладбище.

Источник

Оцените статью