Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель» Образы природы
Георгий Васильевич Свиридов
Продолжаем знакомство с «Образами симфонической музыки» на примере знаменитого произведения русского советского композитора Г.В. Свиридова «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина».
Запишите в тетрадь пьесы, которые прослушаете на уроке (продолжаем записи предыдущего занятия):
«Весна и осень»
«Пастораль»
(Все пьесы из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» прозвучат в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением дирижёра Владимира Федосеева).
Внимательно читайте текст перед слушанием каждой пьесы из Музыкальных иллюстраций, постарайтесь запомнить мелодии и ответить на все вопросы (устно).
В повести А. Пушкина читатели смогут найти лишь несколько фрагментов, в которых писатель рисует природу во время метели. Образы полей, реки, дороги, рощи, родных русских пейзажей, занесённых снегом, усиливают эмоциональное состояние героев — безысходность и тоску Владимира, тревожное ожидание Марьи Гавриловны, безрассудство Бурмина.
Г. Свиридов вводит в свои музыкальные иллюстрации к повести одухотворённые зарисовки природы: «Весна и осень», «Пастораль», которые не только вносят в развитие действия лирический оттенок, покой, но и усиливают драматизм чувств и переживаний действующих лиц.
Источник
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина «Метель»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— многообразие музыкальных жанров и возможности симфонического оркестра;
— музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Александра Пушкина «Метель»;
— ассоциативные связи между музыкальными образами и художественными других видов искусства;
— особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.
Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.
Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.
Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.
1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель».
В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.
В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель».Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».
После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.
В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту «Метель».
Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.
Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. Слушатель ярко представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. Он не только слышит, но и как будто бы видит колокольчики, звенящие на дугах, и как под копытами лошадей трещат снежные сугробы.
В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.
Второе произведение – «Вальс», одна из самых известных мелодий из сюиты «Метель». Звуки фанфар возвещают о начале праздника: приподнятое настроение и радостное волнение буквально захватывают. Приятный мотив звучит под характерный для вальса аккомпанемент. Вальс имеет трёхчастную форму, во второй части мелодию играют деревянные духовые инструменты, а в первой и последней частях она звучит в исполнении скрипок.
Третий номер – «Весна и осень» – состоит из двух миниатюр.
В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».
Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо.
В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.
Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.
Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.
Четвёртый номер – «Романс».
Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.
Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.
В продолжении лирической линии в «Пасторали» негромко звучит мелодия в исполнении гобоя, рисуя образы простой и спокойной сельской местности. На смену деревянным духовым инструментам приходят скрипки, наполняя произведение большей звучностью, и тема вновь возвращается к деревянным духовым инструментам.
Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.
На контрасте с другими лирическими частями сюиты «Военный марш» звучит мощно в исполнении духового состава симфонического оркестра. Композитор «рисует» образ удали и жизнелюбия молодых офицеров.
«Военный марш» имеет трёхчастную форму с идентичными первой и третьей частями. Музыка посвящена Отечественной войне 1812 года и созвучна русским песням, воспевающим подвиги: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды».
Седьмой номер – «Венчание».
Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.
Мелодические линии без аккомпанемента переплетаются между собой. Вдруг в конце появляются восклицательные интонации, отражающие ход сюжета. В музыке подчеркивается драматизм ситуации, когда молодых людей обвенчали и Мария, взглянув на жениха, кричит: «Ай, не он, не он!».
Восьмая часть сюиты – «Отзвуки вальса».
Знакомая мелодия теперь звучит в другой инструментовке, с облегчённым аккомпанементом. Её исполняют солирующие инструменты, а не группы, как это было во втором номере сюиты. Часть «Отзвуки вальса» звучит менее торжественно, менее наполнено, как воспоминание о былом.
Завершает сюиту «Зимняя дорога».
Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.
Сюита не случайно названа «музыкальными иллюстрациями». Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.
Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.
Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.
№1. Какие пьесы входят в состав сюиты «Метель»?
«Время, вперёд!»
«Вальс»
«Марш»
«Первая симфония»
«Престо. Фа мажор»
«Весна и осень»
«Пастораль»
Для правильного ответа необходимо вспомнить сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Пьесы, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова, являются музыкальными иллюстрациями к повести. В произведении звучат музыкальные образы, в которых угадывается лёгкий перезвон бубенцов, интонации русского романса, нежные напевы, русская музыка. Сюита стала жемчужиной классической музыки.
«Вальс»
«Марш»
«Весна и осень»
«Пастораль»
№2. Иллюстрацией к какой музыкальной пьесе сюиты «Метель» Григория Свиридова может быть эта картина?
Художник Ефрем Иванович Зверьков
На уроке были прослушаны все произведения, входящие в состав сюиты Георгия Свиридова «Метель». Вспомните, с какой пьесой можно сопоставить задумчивую и печальную осень, изображенную на картине Ефрема Ивановича Зверькова «Золотая осень»? В какой пьесе проникновенное звучание оркестра и акцент на струнных и деревянных инструментах создают лирический колорит?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- 0. Рубрика для друзей (541)
- Друзьям моим (254)
- Меня поздравляют друзья (158)
- Я поздравляю (118)
- Modus vivendi (169)
- Блоговедение (4807)
- Архив ссылок (38)
- Блоговедение (5)
- Ведение блога (219)
- Генераторы, программы (262)
- Декор (170)
- Знакомство с ЖЖ (49)
- Кнопки-переходы (120)
- Кнопки-плееры 0 (37)
- Кнопки-плееры 1 (74)
- Кнопки-плееры 2 (58)
- Проекты (43)
- Разделители (168)
- Рамки для видео (55)
- Рамочки 1 — текстовые (345)
- Рамочки 2 — бордюрные (201)
- Рамочки 3 — пары (145)
- Рамочки 4 — тематические (179)
- Рамочки 5 — девушки (954)
- Рамочки 6 — девушки (294)
- Рамочки мои (11)
- Создание постов (206)
- Схемы для дневников (212)
- Схемы мои (30)
- ФОТОШОП: уроки (32)
- ФШ: девушки PNG (100)
- ФШ: декор (68)
- ФШ: клипарт (226)
- ФШ: обводки (18)
- ФШ: скрап-наборы (137)
- ФШ: текстуры (58)
- ФШ: флешки (80)
- ФШ: фоны (129)
- ФШ: цветы (47)
- ФШ: эффекты (53)
- Бродилки, баннеры (183)
- Вера, религия (373)
- Православие (245)
- Соборы и храмы мира (81)
- Соборы и храмы России (47)
- Вышивка (39)
- Виды вышивки (25)
- Образцы, схемы (7)
- Техники вышивки (7)
- Вязание (397)
- Декорирование трикотажа (9)
- Креатив (227)
- Фриформ (41)
- Школа вязания (119)
- Дамские штучки (1565)
- Автоледи (86)
- Женские мысли (757)
- Магия ароматов (138)
- Магия красоты (209)
- Магия роскоши (164)
- Мир женщины (124)
- Настоящая леди (77)
- Дача, усадьба (300)
- Дачный уют (41)
- Ландшафтный дизайн (120)
- Мебель для дачи (18)
- Советы садоводов (44)
- Цветоводство (77)
- Диетология (497)
- Диеты и диетологи (143)
- Как мы худеем — опыт (140)
- О продуктах (213)
- Домоведение (1040)
- Гаджеты, лайфхаки (109)
- Домашний менеджмент (19)
- Организация пространства (116)
- Полезные советы (307)
- Системы хранения (89)
- Стирка, чистка (69)
- Уборка (117)
- Уютный дом (220)
- Другие новости (2195)
- Астрология (668)
- Гороскопы (465)
- Нумерология (208)
- Приметы, советы, сны (425)
- Тесты и гадания (217)
- Экстрасенсорика и другие загадки (215)
- Здоровье (684)
- Лечебные советы (234)
- Народная медицина (161)
- О лекарствах (66)
- Уход за больными (6)
- Уход за собой любимой (216)
- Интересно знать (780)
- Иллюзии, аттракционы (62)
- Любопытно и полезно знать (566)
- Наука. Техника. Политика (150)
- Искусство (8004)
- Антиквариат, раритеты (244)
- Виртуальные экскурсии (64)
- Дизайн и стиль жизни (165)
- Другие виды искусства (207)
- Женский портрет (873)
- Живопись, художники (1186)
- Караван историй (61)
- Кино (213)
- Коллекционные куклы (414)
- Любимцы публики (150)
- Любимые видеоролики (124)
- Музыка 1 (90)
- Музыка 2 (535)
- Персоны, знаменитости (559)
- Скульптура, резьба (304)
- Стекло,фарфор (321)
- Танец, балет (212)
- Театр и его актеры (45)
- Тематические подборки (635)
- Фотография (536)
- Фракталы (25)
- Чтобы помнили (286)
- Ювелирное искусство (789)
- Исторические рассказы (272)
- Компьютер, смартфон, планшет (202)
- Ликбез (143)
- Советы (58)
- Кулинария (726)
- Аэрогриль, мультиварка (42)
- Кулинарные идеи (51)
- Кулинарные истории и книги (213)
- Кулинарные советы (194)
- Моя коллекция рецептов (67)
- Подача и декорирование блюд (64)
- Редкие фрукты и продукты (53)
- Сервировка, столовый этикет (43)
- Кулинарные рецепты из интернета (1747)
- Горячие блюда, гарниры (353)
- Десерты, напитки (268)
- Закуски (283)
- Засолка и копчение (95)
- Консервирование, заготовки (62)
- Мелкая выпечка (105)
- Пироги (163)
- Салаты (219)
- Соусы, приправы (64)
- Супы (43)
- Торты разные (92)
- Литература и язык (727)
- Афоризмы и статусы (305)
- Писатели и книги (123)
- Пословицы, поговорки (26)
- Поучительные притчи (183)
- Родной язык (92)
- Мода (2275)
- Аксессуары (189)
- Головные уборы, шарфы (216)
- Иконы стиля, модели (266)
- История и азбука моды (295)
- Капризы моды, антимода (61)
- Модные дома и бренды (193)
- Модные штучки (79)
- Стили разные (187)
- Стиль богемный (130)
- Стиль: черный, белый, красный (75)
- Формула красоты (594)
- Отношения (1274)
- Все виды этикета (87)
- Истории любви и жизни (601)
- Любовь (172)
- Мужчина и женщина (339)
- Семья (74)
- Оформление дневника (492)
- Аватарки для дневника (64)
- Коллажи, плейкасты, анимации (191)
- Разные комментарии (70)
- Эпиграфы и др. украшения (166)
- Поздравлялки (445)
- Открытки (84)
- Рамочки (189)
- Флеш-материал (127)
- Цветы, тексты (45)
- Поэзия (3086)
- Лирика (2320)
- Поэзия (346)
- Стихи о женщине (422)
- Природа (587)
- Домашние любимцы (227)
- Загадки и красота природы (145)
- Фауна (160)
- Флора (56)
- Психология (606)
- Методики, техники, релакс (145)
- Советы психологов (253)
- Философия жизни (209)
- Путешествуем по миру (2090)
- Архитектура, достопримечательности (620)
- Знаменитые дворцы и замки (816)
- Знаменитые сады и парки мира (415)
- Интересные обычаи (20)
- Мосты, лестницы, горки (231)
- Рукоделие (189)
- Виды рукоделия (53)
- Поделки разные (63)
- Работа с кожей и мехом (12)
- Украшения (23)
- Цветы разные (27)
- Цветы в доме (128)
- Домашние цветы (67)
- Срезанные цветы (16)
- Уход и проблемы (45)
- Шитье (380)
- Декорирование (37)
- Кастомайзинг (переделки) (86)
- Комбинирование, драпировка (8)
- Креатив (74)
- Трансформеры (40)
- Фантазии на тему футболок (41)
- Школа шитья. Ремонт одежды (97)
- Юмор, развлечения (78)
- Игры, флеш-развлечения (30)
- Мастера юмора (48)
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»
“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова
http://festival.1september.ru не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:
Тройка
Пастораль
Вальс
Венчание
Марш
Весна и осень
Романс
Отзвуки вальса
Зимняя дорога
Тройка
Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский) музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера . Пастораль
Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
– ВАЛЬС
.Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости » Весна и осень»
Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
Романс
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
“Зимняя дорога”.зимняя дорога
Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречиКогда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Источник