Вот такая осень по мнемотаблице

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

света сироткина
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»

(средняя группа –от 4 до 5 лет)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

1. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, связно, в логической последовательности.

2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

5. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

6. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч,фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций: орг. момент-стоя в кругу на ковре;

1 часть-сидя за партами

музыкально-динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть- за партами

итог- на ковре в свобрдной позиции.

Ход Н. О. Д. :

Дети стоят в круту,звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

«Уж небо осенью дышало Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

-А какие периоды осени вы знаете (раняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней (ответы детей)1

Игра «Погода осенью«

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь — дождливая.

• Когда дует ветер — ветреная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите- это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

Возьмите осенниелисточки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками. (дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали- проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.

Ве Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

— сж Сжимание и разжимание пальцев

— за Сгибание по одному пальцу на обеих

Рру руках одновременно на каждое

Ладони на парту

Итог Н. О. Д. : Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень?

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить (показываю картинки- об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

План интегрированного осеннего развлечения. Средняя — младшая группы. Цель: Научить воспитателей подбирать материал к данному плану, взаимодействовать и импровизировать при ведении.

Источник

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе

Стафеева Наталья
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе

Тема: Осень.

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

— Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.

— Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

— Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

— Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.

— Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

— Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

— Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие:

Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.

Развитие координации речи с движением.

1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицами.

3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

4. Словарная работа — дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

— мяч; осенний листочек;

— листы-основы для рисования;

— конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).

— работа с мнемодорожкой и мнемотаблицей;

— итог занятия.

Ход занятия.

— Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко,стало как будто другое: листики стали золотые.Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?»Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы… .»

Дети — Осень!

Как вы догадались?

— Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

— Давайте сначала поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц — осенний месяц,

погода — осенняя погода,

настроение — осеннее настроение,

цветы — осенние цветы,

листва — осенняя листва,

дерево — осеннее дерево

день — осенний день.

— Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

Осенью листья: что делают?

— Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?

(дети называют слова)

(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая,

затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,

хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая,

унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,

Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Давайте скажем его все вместе,

а теперь -. (индивидуальная работа).

Давайте поиграем с этим словом.

Осень какая?- хмурая.

Вы хорошо справились с заданием. (Дети садятся за столы. У каждого ребёнка на одежде по листочку. Задание — найти свою пару и сесть за стол с таким же листочком).

Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:

— Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.

— Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и положите рядом со значком солнце.

— А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.

— Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом с картинкой ветер.

2. В растительном мире.

— Какими становятся листья на деревьях осенью?

— Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается листопад.

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.

3. В животном мире.

— Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.

— Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.

— Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Одежду мы обозначим таким значком, а зонт — вот таким. Свои картинки положите рядом с животными.

— Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.

Осень.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.

Составление рассказа об осени по мнемотаблице.

А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности:

в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям,

во второй те, что относятся к людям,

в третий в животном мире,

а в четвертый к изменениям в растительном мире.

У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице.

(1-2 ребенка рассказывают по своей схеме).

Итог занятия.

Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе. Цель: познакомить.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники » Времена года» в подготовительной группе Цель: Обобщать представления детей.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с использованием мнемотехники «Моделирование сказки «Волк и семеро козлят» Тема: Моделирование сказки «Волк и семеро козлят» Программное содержание: 1. Учить детей подбирать заместители персонажей сказки, опираясь.

Конспект ОД по речевому развитию «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: Обучающие: обобщение представлений.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (старшая группа) Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие с использованием современных технологий.

Конспект с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Осень» Программное содержание Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: 1. Обучающие: •.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.

Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники по сказке «Теремок» (вторая младшая группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ. Рассказывание сказки «Теремок» (2 младшая группа) Обучающие задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения В. Орлова «Что подарит лето?» с использованием мнемотехники Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Задачи: Развивающие: • развивать память; • зрительное.

Использование приемов мнемотехники по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из показателей умственного развития детей является развитие речи. В своей педагогической деятельности я столкнулась.

Источник

Читайте также:  Фоторамка детская весна осень
Оцените статью