- Анализ стихотворения «Осень» Николая Карамзина
- Жанр, тема и идея
- Образы и мотивы стихотворения
- Композиция
- Ритмический строй
- Художественные средства
- Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
- Вариант №2
- Картинка к стихотворению Осень
- Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
- Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
- Помогите пожалуйста. Анализ стихотворения «Осень» Н. М. Карамзина!
Анализ стихотворения «Осень» Николая Карамзина
Любой человек, наблюдая осеннее увядание природы, печалится. Радует его только одно: весной всё вновь воскреснет и обновится. Другое дело — старость, которая приводит людей к увяданию, но, в отличие от природной осени, не приводит к воскрешению. Именно об этом размышляет Н. М. Карамзин в стихотворении «Осень».
Произведение написано Н. М. Карамзиным во время пребывания в Женеве в 1789 году. Тоска по родине и философские размышления привели поэта к созданию этого стихотворения. «Осень» — яркий пример поэзии сентиментализма, чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы.
Жанр, тема и идея
По жанру стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, содержащей философские размышления. Тема стихотворения заявлена в его названии. Однако автор подразумевает под осенью не «природы увяданье», а этап жизни стареющего человека. Идея автора — предупредить своего читателя о том, что жизнь людская скоротечна и безвозвратна.
Образы и мотивы стихотворения
В «Осени» можно выделить два образа:
- образ природы, которая увядает осенью и обновляется весной;
- образ старца, который скоро увянет навеки.
Всё произведение проникнуто грустью и тоской.
Композиция
Стихотворение состоит из 8 строф. В первых 7 четверостишиях автор описывает осеннюю природу, в последнем же он с горечью отмечает, что «Старец весною // Чувствует хладную зиму // Ветхия жизни».
Ритмический строй
Стихотворение написано разностопным дактилем. Рифма в нём отсутствует: оно написано белыми стихами. Перечисленные факты вызывают небольшие затруднения при прочтении.
Художественные средства
Для изображения унылой поры автор использует несколько приёмов:
- эпитеты: «мрачной», «седые», «унылым»;
- олицетворения: «Сетуют холмы», «природа восстанет»;
- слова, имеющие семантику «цвета»: «жёлтые», «седые», «бледную»;
- глаголы движения: «валятся», «восходят», «стремятся»;
- устаревшие формы слов: «несяся», «хладную», «ветхия»;
- ассонанс : в строке «Веют осенние ветры» повторяются однотипные гласные звуки;
- инверсию: «С шумом на землю валятся // Жёлтые листья»;
- риторическое обращение: «Странник печальный, утешься!».
Стихотворение Н. М. Карамзина вызывает тяжёлые философские размышления о быстротечности жизни. Вместе с тем нельзя отказать поэту в мастерстве использования средств языка, так чётко и точно описывающих осеннюю природу.
Источник
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Для многих русских поэтов осень является поводом для философских раздумий о смысле существования человека на земле.
Для лирического героя стихотворения Николая Михайловича Карамзина под названием «Осень» – это не пора красивейших листопадов, а время подумать, как быстротечна жизнь людей, что можно успеть сделать каждый из нас. Автор сочинения передает свое состояние с помощью тех изменений, которые произошли в природе с приходом осеннего периода. Он показывает ее особый почерк, но, не использует при этом рифму. Текст представляет перечисление явлений природы, которые приходят на смену лету. Его первым персонажем становится ветер, из-за порывов которого «поле и сад опустели». Именно поэтому холмы будто жалуются на то, что остались без листвы. Изменяются и звуки, характерные для этих дней («пение…умолкло», листья «с шумом валятся»), цветовая гамма становится весьма скудной, на смену сочной летней зелени пришли иные оттенки («желтые листья», «седые туманы», «бледную осень»).
Уныние, безнадежность чувствуется с самого начала стихотворения. Выход из этого состояния поэт находит лишь в последних строфах, когда зазвучал призыв верить в то, что «все обновится с весною».
Подобные мысли приводят читателя и лирического героя к заключению, что в природе действительно каждый год происходит круговорот согласно законам природы – рано или поздно придет пора обновления, когда пейзажи вновь наполнятся сочными красками, характерными для жарких дней. Однако последние строки, на которых поэт завершает свои размышления, чувствуется осознание отсутствие вечности («вянет навеки»). Параллель, проведенная Карамзиным, ясна каждому. Об этом свидетельствуют две ключевые фразы, которые становятся итогом философских переживаний поэта («вянет на время», «вянет навеки»).
Нет живости в осенних пейзажах, по мнению Карамзина, присутствует лишь мрачность, мотив одиночества и скуки, вздох странника. Но подобное состояние нужно лишь правильно оценить и найти выход. С помощью сравнения природы и человеческой судьбы поэт делает огромный вклад в судьбах людей, обнаруживая верное направление для них.
Отсутствие рифмы в стихотворении будто приближает поэта к читателю, автор не торопясь делится идеей об увядании рано или поздно человеческой жизни. Яркие олицетворения помогают проникнуть в авторский мир, представляя четко происходящее («сетуют холмы», «природа восстанет»). А эпитеты подчеркивают состояние окружающего мира осенью («седые туманы», «в мрачной дубраве», «тихая долина»). Каждая строка стиха напоминает мелодия – неторопливую, протяжную, задумчивую.
Стихотворение Н. М. Карамзина «Осень» было издано в 18 веке. Однако с тех пор и в природе, и в сознании людей сохранились подобные эмоции, раздумья. Ведь пробуждение и обновление природы также происходит весной, а в старости каждого человека ждет один конец. Любой человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, что люди не могут жить вечно. Именно поэтому задумка автора текста ясна. Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно ценить каждый день, каждую минуту, проведенную рядом со своими близкими людьми, так как все недолговечно. Человеку доступно все – горы, небеса, просторы, но он оставит это когда-то. Поэтому надо радоваться тому, что имеем сейчас.
Вариант №2
Карамзин является ярким представителем сентиментализма. Он выступает автором огромного количества элегий. Среди них ведущая роль отводится стихотворению «Осень». Данное произведение было создано в Женеве еще в 1789 году. В основе лежит европейский пейзаж, который так тронул поэта, оставил отпечаток в его душе, сподвиг на написание шедевра русской классики.
Настроение осени
Осень…это не только красота и многообразие красок. Это все же увядание природы. Оно неизбежно, как неизбежно и увядание жизни человека. Это распространенный мотив, который встречается во многих произведениях искусства, в литературе. Не обошел стороной этот мотив и Карамзина. Стоя на европейской равнине, он с грустью и тоской вспоминает родные места: поля, равнины и перелески. Осень коснулась всего живого своей кистью, природа увядает…Но делает это так красиво! Радует одно – весной все снова оживет и расцветет. А вот человек уже не сможет вернуть прелесть былых дней, молодость так быстротечна и уходит навсегда.
Композиция стихотворения
В произведении композиция представлена двумя смысловыми частями. В первой части герой – одинокий странник. Он одиноко стоит на краю холма озирается вокруг, созерцая унылые осенние пейзажи. Мысли о родных местах всколыхнули всю душу до дна.
Во второй части автор напоминает о том, что все быстротечно и временно. Весною все возвратится, все вновь обновится. Но, увы, это не касается жизни человека. Жизнь течет неумолимыми темпами, и она необратима. Вывод неутешителен, но жизненно правдив: все мы увянем навеки.
Основной мотив произведения
Стихотворение насквозь пронизано мечтательностью и скептицизмом, которые переплетаются в единый мотив. Это традиционный мотив, который часто отражается в произведениях сентиментализма: уединение, одиночество, увядающая природа, осенние краски. Несмотря на то, что произведение Карамзина традиционно по содержанию, оно резко отличается по форме от других подобных произведений. Его можно отнести к категории «белый стих». Здесь применяются отдельные приемы из хокку (японской культуры), с которой хорошо был знаком автор. Такие приемы вызывают у читателя чувство тревоги, незавершенности. Непременно такие приемы воздействуют на эмоциональную сферу читателя, делая его сопричастным к чувствам автора. Автор предается сиюминутному настроению, концентрирует свое внимание на личных чувствах, ощущениях и текущем настроении.
Картинка к стихотворению Осень
Популярные темы анализов
В далеком 1924 году, молодой парнишка был увлечен одной красавицей. Анна Сардановская тогда была слишком юна для своего незнакомца, Есенину было всего лишь шестнадцать лет. Его увлечение стало большим прорывом в литературе.
Ах, каким наивным был поэт в свои семнадцать лет! После окончания лицея он свято верил в свободу высказывания своей точки зрения. Он ещё не знал, что такое цензура. Поэт уже начал купаться в лучах своей славы. Он был уверен, что литературному творчеству
У каждого поэта чувство любви, имеет высочайшую ценность, они превозносят ее, вдохновляются ею, а когда она настигает, то излишки чувств выплескивают на белый лист бумаги. Но не всем везет встретить свою любовь. Поэтому ее ожидание бывает еще,
Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет. Пора любви, пора мечтаний и поиска своего места в жизни. Не стал учиться на филолога, поступил в юнкерское училище. Судьба сделала такой крутой вираж. Будущее неизвестно,
В 1912 году написана элегия Брюсова «Памятник» . Свое творение он срочно посылает к 2 грандиозным подобным творениям Русской прозе. Из 20 века стихотворец знается с Державиным и Пушкиным. Помимо этого, Валерий Яковлевич озирается
Источник
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализировать стихотворение лучше всего по плану.
1. “Осень”, Николай Михайлович Карамзин.
2. Стихотворение было написано во время пребывания Карамзина в Женеве в 1789 году.
3. Тема – увядание природы, которое неизбежно наступает с приходом холодов. Идея – показать увядание человеческой жизни. Основная мысль – рано или поздно человек подходит к финальной жизненной черте.
4. В своем стихотворении автор использует художественную лексику.
5. Это белый стих, в нем отсутствуют рифмы. Размер первых трех строк – дактиль. Далее Карамзин использует хорей.
- эпитет (в мрачной дубраве, седые туманы, взором унылым);
- олицетворение (сетуют холмы, вянет природа, природа восстанет).
7. Поэтический синтаксис:
- риторические восклицания (“Вянет навеки!”);
- инверсия (“С шумом на землю валятся желтые листья”).
- аллитерация: “Веют осенние ветры в мрачной дубраве…”, повторение согласного звука “в”;
- анафора: “Странник, стоящий на холме…”, “Странник печальный, утешься!”, единоначалие.
- ассонанс: “Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…”, повторение гласного звука “о”.
9. Автор выступает в роли созерцателя. Он наблюдает за картиной осенней природы и проводит параллели с человеческой жизнью.
10. Жанр – элегия, литературное направление – сентиментализм.
11. Стихотворение “Осень” показывает, насколько на самом деле быстротечна жизнь. Она не обновляется весной, как это происходит с природой, поэтому нужно ценить каждый миг.
Источник
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализировать стихотворение лучше всего по плану.
1. “Осень”, Николай Михайлович Карамзин.
2. Стихотворение было написано во время пребывания Карамзина в Женеве в 1789 году.
3. Тема – увядание природы, которое неизбежно наступает с приходом холодов. Идея – показать увядание человеческой жизни. Основная мысль – рано или поздно человек подходит к финальной жизненной черте.
4. В своем стихотворении автор использует художественную лексику.
5. Это белый стих, в нем отсутствуют рифмы. Размер первых трех строк – дактиль. Далее Карамзин использует хорей.
- эпитет (в мрачной дубраве, седые туманы, взором унылым);
- олицетворение (сетуют холмы, вянет природа, природа восстанет).
7. Поэтический синтаксис:
- риторические восклицания (“Вянет навеки!”);
- инверсия (“С шумом на землю валятся желтые листья”).
- аллитерация: “Веют осенние ветры в мрачной дубраве…”, повторение согласного звука “в”;
- анафора: “Странник, стоящий на холме…”, “Странник печальный, утешься!”, единоначалие.
- ассонанс: “Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…”, повторение гласного звука “о”.
9. Автор выступает в роли созерцателя. Он наблюдает за картиной осенней природы и проводит параллели с человеческой жизнью.
10. Жанр – элегия, литературное направление – сентиментализм.
11. Стихотворение “Осень” показывает, насколько на самом деле быстротечна жизнь. Она не обновляется весной, как это происходит с природой, поэтому нужно ценить каждый миг.
Источник
Помогите пожалуйста. Анализ стихотворения «Осень» Н. М. Карамзина!
«Осень» Николай Кармазин
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.
Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.
Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.
Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
Анализ стихотворения Карамзина «Осень»
Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в лучших традициях европейского сентиментализма. Карамзин с юности увлекался немецкой и французской литературой, мечтая проявить себя на этом поприще, однако по желанию отца вынужден был строить сперва военную, а после политическую карьеру. В так любимую Европу ему удалось попасть лишь в зрелом возрасте, разменяв пятый десяток. Тем не менее, поездка оказалась весьма успешной, и благодаря ей русская литература обогатилась новым жанром – путевыми заметками. Также в этот период был создан целый цикл очень сентиментальных стихов с легким философским налетом, одним из которых стало произведение «Осень», написанное в Женеве (1789 год).
Первая часть этого стихотворения носит описательный характер – поэт рассказывает о красоте европейской природы, попутно пытаясь найти в ней черты родных лугов и лесов. Однако дубрава видится автору мрачной, поэт отмечает, что «пение в рощах умолкло», и запоздалые стаи птиц улетают на юг. Мастерски нарисовав безрадостную, полную тоски и безысходности картину, Карамзин обращается к неизвестному страннику, призывая его утешиться, так как изменения в природе временны. «Все оживится, все обновится весною», — отмечает поэт, привнося нотки оптимизма в стихотворения и напоминая всем нам о том, что жизнь циклична. За осенью непременно приходит зима, укрывая землю белоснежным одеялом, а с наступлением весны «снова Природа восстанет в брачной одежде».
При этом Карамзин отмечает, что подобная смена времен года очень похожа на человеческую жизнь, состоящую из различных периодов. Молодость у поэта ассоциируется с весной, зрелость с летом, а осень является первым признаком надвигающейся старости. Но если природа живет по своим законам, и с наступлением весны весь мир преображается, то человек лишен возможности такого обновления. Именно поэтому «старец весною чувствует хладную зиму ветхия жизни».
Помимо содержания у этого стихотворения весьма необычная форма. Николай Карамзин никогда не увлекался восточной поэзией, однако его стихи по своему размеру и философскому смыслу, заложенному в последней строчке каждого четверостишbя, напоминают японские хокку, изящные, утонченные и возвышенные.
Источник