Вяземского осень кокетничает осень с нами

«Осень (Кокетничает осень с нами…)» П. Вяземский

Октябрь 1874 г., Гомбург.

Анализ стихотворения Вяземского «Осень»

Уникальность феномена П. А. Вяземского – в его необычайном творческом долголетии, высочайшем литературном вкусе и непреходящей актуальности его поэзии. Вклад в русскую литературу этого аристократа во всех отношениях до сих пор не оценен по достоинству.

Стихотворение «Осень» написано в 1874 году находящимся в эмиграции восьмидесятидвухлетним поэтом, и оно вполне отражает глубину его дарования, ясность разума и виртуозное владение словом. Произведение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «кокетничает осень», «нежнее с каждым днем», «волокита (ухажер) старый», «волшебницы моей», «сил угасающих»;
  • олицетворение – «осень кокетничает» – задает тон всему повествованию – это настоящая апология осени;
  • синекдоху – «пестрота наряда» – подмена понятий «ткань – наряд» позволяет сосредоточить внимание читателя на эстетике осеннего пейзажа;
  • метафоры – «допивать чары волшебницы», «нега (полное довольство) и тоска сил», которые можно трактовать и как олицетворения;
  • лексический повтор – «последней ласкою, последними дарами» – делает акцент на конечности и неповторимости каждого момента жизни;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «за каплей каплю», позволяющую подчеркнуть ограниченность радостей жизни (чар), малость – их капли – и одновременно создать звуковой образ;
  • эпитеты – «прельстительная (привлекательная) волшебница», «угасающие силы», «золота струя»;
  • многосоюзие – «и пестрота, и бархат, и парча, и струя, и яхонт (рубин), и янтарь, и гроздья», «и нега и тоска» – иллюстрирует многообразие осенних красок и противоречивость человеческих чувств;
  • контекстуальные антонимы – «нега – тоска»;
  • устаревшая усеченная форма имени прилагательного – «золота»;
  • эллипсис – «…тем дороже мне (они)…».
Читайте также:  Осенняя мода для девушки

Выражение «красавица на западе» требует объяснения – «стареющая красавица». В контексте речи «запад» трактуется как «упадок, утрата (красоты)».

Глубокая старость – осень жизни – время подведения итогов и философских обобщений, и недаром поэт вводит множество оборотов, несущих приметы убывания, угасания и быстротечности бытия: «последние дары», «последняя ласка», «старый волокита», «допивать», «красавица на западе», «утрата», «закат», «угасающие силы».

Обилие местоимений придает стихотворению доверительный характер – автор исповедуется читателю в самых сокровенных чувствах. Грусть старого поэта светла, а каждое мгновение жизни бесконечно дорого.

Источник

П. А. Вяземский. «Кокетничает осень с нами. ». Отрывок из стихотворения «Осень»

П. А. Вяземский. «Кокетничает осень с нами. ». Отрывок из стихотворения «Осень»

Кокетничает осень с нами!
Красавица на западе своём
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днём…

Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

Вопрос 1. Поэт говорит об осени как о нарядной, красивой женщине. Какие слова и выражения помогают ему это сделать?

Ответ. «Кокетничает», «красавица», «ласка», «дары»; «приманивает… нежнее», «пестрота наряда», «бархат», «парча», «яхонт», «янтарь». Эти слова употреблены здесь в переносном значении. Они называют предметы, действия, признаки, характерные для человека. Это скрытые сравнения – метафоры.

Вопрос 2. Какое настроение, чувство здесь выражено? Сравни его с настроением стихотворения «Уж падают жёлтые листья…». Почему осень вызывает у поэта такое разное к себе отношение?

Здесь выражено чувство радости, удовольствия от красоты осени. В первом стихотворении автор не рад приходу осени, он грустит об ушедшем лете. Здесь же он любуется красотой осенней природы, говорит: «Всё в ней мне нравится». У осени, как и у любого времени года, есть и то, что может нравиться людям (например, яркая красота), и то, что может огорчать (дни короче, меньше солнца, дожди и т. п.).

Источник

Осень

И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух. Рощи сень
Роскошно залита и пурпуром и златом;
Как день перед своим торжественным закатом,
Пожаром чудным грань небес воспламени,
На свой вечерний одр бросает ткань огня, —
Так в осень теплую, в сей поздний вечер года,
Пред тем, чтоб опочить, усталая природа,
Лобзанием любви прощаяся с землей,
Остаток благ дарит ей щедрою рукой.
Дам каждый светлый день нежданная отрада.
Последней зеленью благоухании сада,
Последней прелестью в нем уцелевших роз
Любуется душа с улыбкой, полной слез.
Миг каждый дорог нам; природы лаской каждой
Мы упиваемся с неутолимой жаждой.
Убрав в богатый блеск и рощи, и поля,
Прощальный пир дают нам небо и земля.
Все празднично глядит, а вместе с тем и грустно,
И так и хочется, душевно и изустно,
Избыток смутных чувств, теснящихся в груди,
Любовь и страх о том, что ждет нас впереди,
Когда нам истина предстанет без покрова, —
Излить в созвучия рыдающего слова,
В молитвенную песнь, в последнее прости,
В надгробный плач тому, что в гроб должно сойти.

Видали, верно, вы красавицу младую,
Которую недуг в добычу роковую
Таинственно обрек себе. Цвет жизни в ней,
Роскошным знаменьем ее весенних дней,
Казалось, так живущ в младом своем уборе:
Румянец на щеках, огонь в блестящем взоре.
Но был лукав сей блеск румяного лица;
Зловещий признак он ей близкого конца;
Ни скорби, ни врачу не отвратить удара.
Но пламень глаз ее был зарево пожара,
Которым грудь ее сгорала в тишине.
Любуясь на нее в молчанье, вам и мне
Так было сладостно, так ненаглядно-грустно,
Так и хотелось нам, душевно и изустно,
Пропеть прощальный гимн красавице младой,
Еще прекрасней нам предсмертной красотой!

Источник

П. А. Вяземский. «Кокетничает осень с нами. ». Отрывок из стихотворения «Осень»

П. А. Вяземский. «Кокетничает осень с нами. ». Отрывок из стихотворения «Осень»

Кокетничает осень с нами!
Красавица на западе своём
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днём…

Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

Вопрос 1. Поэт говорит об осени как о нарядной, красивой женщине. Какие слова и выражения помогают ему это сделать?

Ответ. «Кокетничает», «красавица», «ласка», «дары»; «приманивает… нежнее», «пестрота наряда», «бархат», «парча», «яхонт», «янтарь». Эти слова употреблены здесь в переносном значении. Они называют предметы, действия, признаки, характерные для человека. Это скрытые сравнения – метафоры.

Вопрос 2. Какое настроение, чувство здесь выражено? Сравни его с настроением стихотворения «Уж падают жёлтые листья…». Почему осень вызывает у поэта такое разное к себе отношение?

Здесь выражено чувство радости, удовольствия от красоты осени. В первом стихотворении автор не рад приходу осени, он грустит об ушедшем лете. Здесь же он любуется красотой осенней природы, говорит: «Всё в ней мне нравится». У осени, как и у любого времени года, есть и то, что может нравиться людям (например, яркая красота), и то, что может огорчать (дни короче, меньше солнца, дожди и т. п.).

Источник

Стихотворение и анализ «Осень»

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

Краткое содержание

Мало кто из поэтов может сравниться с Петром Вяземским по продолжительности его творческого пути. Уже, находясь в глубоко преклонном возрасте, он не перестает создавать свои шедевры, благодаря уникальной памяти и высочайшему художественному мастерству. Стихотворение «Осень» также относится к позднему периоду его деятельности.

И. Левитан. Золотая осень. 1895

Автор описывает природу в самый разгар осенней золотой поры. Его взгляд радуется разноцветному наряду деревьев, налившимся гроздьям рябины и винограда, хороводу опадающих листьев. Он сравнивает осень с красивой женщиной, а себя – со старым волокитой, который решил за ней приударить. Он восхищается ее пестрым нарядом: «и бархат, и парча, и золота струя, и яхонт, и янтарь…», но сожалеет о том, что эта красота скоро исчезнет, и, тем дороже она ему представляется сейчас, накануне утраты. Силы его угаснут вместе с закатом, и его снова ожидают «и нега и тоска».

Анализ

История создания

Последние двадцать лет жизни поэт провел на чужбине. В это время он все чаще испытывал ностальгию и душевное одиночество. Стихотворение «Осень» появилось на свет в 1874 году. На тот момент Вяземскому исполнилось восемьдесят два года. Несмотря на это, в нем отразилась вся глубина его таланта, ясный ум и ювелирное владение поэтическом словом.

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица лирического героя, под образом которого скрывается сам автор. Главной «героиней» здесь является осенняя природа, которую поэт наделяет женскими чертами, сравнивая ее с нарядной красавицей. Ощущая себя уже глубоко немолодым человеком, он с сожалением констатирует, что его забота и ухаживания за ней ничем не закончатся. Она покинет его, а ему суждено, ни на что не надеясь, и дальше пребывать в одиночестве.

Композиция и жанр

Стихотворение композиционно строится на последовательном изложении событий и имеет завершенный вид . Линейное повествование знакомит читателя с красавицей осенью, которая приманивает героя все ближе и ближе. Приблизившись настолько, что начинает ощущать ее дыхание, он красочно описывает ее очарование и наряд. В нем снова просыпается молодой мужчина с его желанием любить и быть любимым. Последняя строфа наполнена чувством горького отрезвления. Герой понимает, что эта красота ускользает от него навсегда, и он вынужден смириться с этим обстоятельством. По жанру стихотворение принадлежит к пейзажной лирике.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием женских и мужских слогов.

К созданию колоритного образа осенней природы автор привлекает разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты – «прельстительная (привлекательная) волшебница», «угасающие силы», «золота струя»; метафоры – «допивать чары волшебницы», «нега и тоска сил»; олицетворение – «осень кокетничает»; инверсию – «кокетничает осень», «нежнее с каждым днем», «волокита старый», «волшебницы моей», «сил угасающих».

Проблематика и основная идея произведения

Основная мысль стихотворения – подведение жизненных итогов. Старость представляет собой осень жизни, время для философских размышлений и обобщений. На эту мысль наводят многочисленные обороты, которые говорят об увядании, разлуке, о невозвратности времени… Произведение представляет собой своего рода исповедь, автор доверительно рассказывает читателю о своих самых потаенных чувствах. Но грусть его необыкновенно светла, а желание жить воплощается в умении ценить каждое прекрасное мгновение.

Источник

Оцените статью