Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Осенние изменения в природе»
Вероника Болдырева
Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Осенние изменения в природе»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интегративные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель НОД: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; в растительном и животном мире в связи с приходом осени; развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с объектами и явлениями природы; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать любовь и стремление заботиться об окружающем мире природы.
Обучающие задачи: систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира через поэзию; активизировать умственную и речевую деятельность детей, развивать логическое мышление, сообразительность; формировать умение правильно строить предложение, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы; развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение; расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы осенью; активизировать двигательную активность; воспитывать любовь и уважение к природе, желание заботиться о ней.
Словарь: урожайная, расписной, проливной, туман.
Оборудование: картинки с изображением характерных осени явлений природы, ранняя, золотая, поздняя осень; материал для дидактической игры «Разложи в корзинки»; картинки перелётных птиц, диких животных, ноутбук.
Предварительная работа: беседы по теме «Осень»; чтение художественной литературы; разучивание стихотворений об осени; изучение лексической темы «Осень»; использование дидактических игр; слушание музыкальных произведений; музыкальные и художественные дидактические игры; рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме; наблюдения на прогулке; рисование, аппликация, лепка по теме «Осень».
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать,о каком времени года в ней говорится:
Листья падают с деревьев
Снова птицы улетают
Дождь опять в окно стучится
Когда это бывает?
Ответы детей: это бывает осенью.
Воспитатель: Правильно, ребята, такое бывает осенью.Поэт пишет:
Осень наступила,
Голые кусты. А. Плещеев
Осень заканчивается. Я предлагаю рассмотреть картинки и рассказать, что мы с вами узнали об осени. Хотите рассказать?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Давайте расскажем, какая разная бывает осень.
Дети рассматривают первую картинку, на которой изображена ранняя осень, описывают этот периоды осени.
Ответы детей: На картинке ранняя осень – листочки ещё зелёные, но появляются уже жёлтые, ещё тепло, птицы поют, солнышко греет ласково, небо чистое голубое в полях, огородах, садах собирают урожай.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть, собрать урожай.
Дидактическая игра «Собери урожай в корзинки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Рассмотрим следующую картинку. Какой период осени мы видим? Как он называется?
Ответы детей: Золотая осень.
Воспитатель: Что меняется в природе в этот период осени?
Ответы детей: Листья желтеют, падают на землю.
Воспитатель: Как называется это явление природы?
Ответы детей: Листопад.
Воспитатель: Какие изменения мы с вами ещё наблюдали?
Ответы детей: Холодный ветер дует, идут частые дожди, на земле лужи, грязь, люди одеваются теплее, птицы готовятся улетать в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают в тёплые края?
Ответы детей: Эти птицы питаются насекомыми, а насекомые осенью прячутся под кору деревьев, под сухой листвой, земляные норки, птицам нечего кушать, эти птицы боятся холода.
Воспитатель: Посмотрите на изображения птиц, мы поиграем в игру.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дети рассматривают, определяют, называют лишних-зимующих птиц
Воспитатель: Каких птиц вы считаете лишними?
Ответы детей: Зимующих, эти птицы остаются с нами, они не улетают.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А перед вами следующая картинка. Что мы можем рассказать о поздней осени.
Ответы детей: стало холодно, идут холодные, затяжные дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно.
Воспитатель: А что значит слово пасмурно?
Ответы детей: Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, небо с облаками».
Воспитатель: Ребята, наступила поздняя осень и жизнь лесных зверей изменилась. Давайте покажем кого мы можем встретить в лесу.
Физкультурная минутка «Лесные жители»
Воспитатель: Как много диких животных вы знаете. Расскажем, как они готовятся к зиме? Отгадайте, пожалуйста,загадку:
Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.
Ответы детей: зайчик.
(обратите внимание на экран: два слайда – заяц серый и заяц белый)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую?
Ответы детей: Чтобы его не видно было на снегу, она теплее.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что зайцы не готовят жилище к зиме, они не копают норки, а просто зарываются в снег поглубже и спят. Скажите, чем заяц питается зимой?
Ответы детей: Грызёт кору деревьев, веточек кустарников.
Воспитатель: Ребята, а как мы называем детеныша зайца?
Ответы детей: зайчонок.
Воспитатель: А у ежа как называем детеныша? А у лисы?
Ответы детей: Ежонок, лисёнок.
Воспитатель: Конечно, ребята! Правильно. Послушайте, ребята, кто-то рычит. Кто же это? Да, это медведь.
Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.
(слайд про медведя)
Воспитатель: Как, ребята, медведь готовится к зиме?
Ответы детей: Медведь всё лето и осень ест много ягод, ловит в реке рыбу, ест мед и накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежат листья, ветки и ложится спать до весны. Снег зимой закрывает берлогу медведя и ему там тепло.
Воспитатель:Еще одну загадку послушаем:
В дупле живет, да орешки грызет.
(слайд про белку)
Ответы детей: Белочка.
Воспитатель: Да, конечно, это белочка. А вы знаете, как называется дом белочки?
Ответы детей: Дом белочки называется дупло.
Воспитатель: Что любит есть белочка?
Ответы детей: Белочка любит орешки, грибы.
Воспитатель: Знаете, ребята, оказывается, белка всегда делает запасы на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. Такая у нее хорошая память. А еще интересно узнать про белку то, что своим большим пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло, и ей и деткам в дупле тепло и уютно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами все картинки рассмотрели. Много об осени рассказали.
«Колыбельная». Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста Цель: Продолжить знакомство детей с жанром «колыбельная». Развивать образное мышление и интерес к песенному творчеству. Воспитывать эмоциональный.
«Осенние музыкальные игры» для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Осенние музыкальные игры» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Листик клена на ладошку потихоньку упадет. Это осень золотая.
Воспитание бережного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста посредством произведений Г. А Скребицкого — Воспитание бережного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста посредством произведений Г. А Скребицкого Цель исследования,.
Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.
«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Лесные животные» для детей 4–5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 поселка Ясенская Переправа муниципального образования Ейский.
Конспект НОД «Электроприборы-помощники» для детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД «Электроприборы помощники» по познавательному и социально — коммуникативному развитию детей сред. дошкол. воз. Тема: «Электроприборы.
Конспект НОД на тему «Животные. Сезонные изменения в природе» Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.
Конспект занятия по ознакомлению с природой для старшего дошкольного возраста «Знакомство с морскими жителями» «Воинский детский сад» — Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Отрадинская средняя общеобразовательная школа».
Презентация «Копилка воспитателя по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста. Зима» У каждого педагога есть своя педагогическая копилочка. Предлагаю свою, в ней подборка материалов о зиме для детей старшего дошкольного возраста.
Источник
Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»
Ольга Кельцына
Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»
— Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
— Активизировать словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
-Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
-Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.
-Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Осень», картинки с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихотворений об осени, разучивание стихотворений об осенних месяцах, грибах.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения
Ход занятия
1. Организационный момент.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит музыка осеннего леса.
Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).
Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)
В сентябре еще не грустно:
Теплый полдень, все в цветах.
Помидоры и капуста
Поспевают на полях.
По утрам, конечно, зябко,
Но пока морозов нет.
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет.
Птичий гомон не смолкает,
Но прохладная пора
О себе напоминает
Нудным дождиком с утра.
Ребята, сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)
На доску выставляются картинки с осенними признаками.
Это время называют ранняя осень. Сентябрь — месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. Это время года – самая грибная пора.
На доску вывешиваются иллюстрации грибов. Дети рассказывают стихи о грибах.
Гриб я самый-самый лучший
И полезен я к тому же,
Всем на радость на столе
Забирай меня к себе!
Под березами расту,
Пью холодную росу.
Жду, когда за мной придешь
И в корзинке унесешь.
1-й. Мы задорные маслята
В мелких шапочках, с листом.
2-й. В наш лесок пришла не зря ты
Тоже мы с тобой пойдем!
Но будь осторожен в лесу можно, найти и ядовитые грибы. Они опасны для человека, а для лесных зверей могут служить лекарством.
Мой костюм, как флаг парадный,
Красный цвет заметишь ты.
Я приманка для незнаек
И храню в запасе яд,
Но грибник меня встречая,
Почему-то мне не рад.
Дети садятся на свои места.
А в народе Сентябрь называют — Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.
Дидактическая игра «Один — много»
Ход: солнечный день — солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д
А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)
Сеет дождик в октябре
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Дни листки календаря
Что же происходит в природе в октябре? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)
На доску выставляются картинки с осенними признаками.
Это время называют средняя осень. Или золотая осень. Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки)
Дид. игра «Чьи листья»
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и тд.)
А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)
В народе Октябрь называют — Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца.
А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)
В ноябре и дождь и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)
Это время называется поздняя осень.
В народе Ноябрь называют — Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме.
Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная. Давайте назовём, какая и когда она бывает.
Дидактическая игра «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Насекомые осенью- прячутся, исчезают.
Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.
Игра «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Под музыку дети имитируют действия «листочков» — музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.
Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
только не душистые.
Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи!
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Видно стало далеко.
Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник — и не уймешь.
По небесам ораваю
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Ребята, многие века народ примечал, какие изменения в каждое время года происходят в природе и сочинили много поговорок на тему осень. Давайте и мы с вами сейчас с ними познакомимся.
Знакомство с поговорками
«От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт.
Подведение итога занятия.
Итоговое занятие в старшей группе за первый квартал «Осенние изменения в природе» Конспект итогового занятия по окружающему миру на тему: «Осенние изменения в природе.» Программное содержание: закрепить знания детей.
Конспект НОД по окружающему миру «Добрый злой ветер» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Добрый — злой воздух» Курган 2018г. Цель НОД: закреплять.
Конспект НОД по окружающему миру «Елочка-красавица» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ёлочка-красавица» Программные задачи: Показать особенности строения хвойных.
Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы» Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: «лететь.
Конспект НОД по окружающему миру «Полезные витамины» «Полезные витамины» Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, о том,.
Конспект НОД по социализации во второй младшей группе «Коленька и Оленька» Конспект НОД по окружающему миру (социализация) во 2 младшей группе «Коленька и Оленька» Цели и задачи: познакомить детей с куклами – Колей.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Цель: -расширять представления детей о сезонных изменениях.
Сценарий осеннего утренника для первой младшей группы «Осенние изменения в природе» Осенний утренник для 1 младшей группы. Программное содержание. Закреплять представление детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать.
План-конспект занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Осенние изменения у животных и у человека» План – конспект по окружающему миру для детей 4-5лет Дата проведения: 4 неделя октября Тема недели: Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: Формирование.
Источник