Конспект НОД «Поздняя осень» в старшей группе
Наталья Лукьянова
Конспект НОД «Поздняя осень» в старшей группе
Образовательная область: развитие речи
Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;
Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей. Обогащать словарный запас. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).
1. Дети входят, встают полукругом.
Ребята, послушайте загадку.
«Природа скинула наряды,
Стоят деревья без листвы,
Седые, плотные туманы,
К нам в этом месяце пришли!
Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?
Ответ: поздней осени
Воспитатель: — правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?
2. Игра «Опиши осень»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Дети садятся на свои места.
-На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) — Какие изменения происходят в природе осенью?
Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).
3.Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?
Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т. д.
Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Ответы: Улетели в тёплые края
Воспитатель: Почему они от нас улетели?
Ответы: Стало холодно и голодно
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?
Воспитатель: Назовите этих птиц?
Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т. д.
Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?
Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Игра «Помести птицу в свой дом».
Воспитатель: Ребята, где живут птицы?
Ответы: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т. д.
Воспитатель: Соедините линиями, какая птица, где живёт, поместите её в свой дом.
Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!
Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги знаки, которые бы обозначали то, что нельзя делать в лесу.
Дети выполняют работы.
Конспект беседы в старшей группе «Осень» Беседа «Осень» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательная: Учить устанавливать связи между продолжительностью.
Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень» Конспект логопедического занятия Тема: «Поздняя осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств.
Конспект НОД по ознакомлению с природой и окружающим миром «Поздняя осень» (старшая группа) Конспект НОД «Поздняя осень» Старшая группа Чернуха Наталья Валериевна, воспитатель в МБДОУ № 40 «Катюша», АР Крым, г. Симферополь. Образовательные.
Конспект НОД по рисованию «Поздняя осень» в подготовительной группе Цель: Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Задачи: Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж.
Конспект НОД в старшей группе «Осень золотая» НОД рисование «Золотая осень» Программное содержание: Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой.
Конспект ООД по аппликации для подготовительной группы «Поздняя осень» Цель: Закрепление знаний о поздней осени; Задачи: Закреплять представления детей о характерных признаках поздней осени; — учить находить.
Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Цель: Формировать у детей способности выражать восприятие окружающего.
Конспект занятия по познавательному развитию «Поздняя осень» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ЗОНЯТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПЕ от 6-ти до 7-ми лет «Поздняя осень» Цель: Формирование знаний в области изобразительного искусства,.
Сценарий праздника в старшей группе «Осень, Осень, в гости просим» Цель: Расширять знания детей об изменениях природы с приходом осени. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи; умение развлекаться,.
Источник
«Поздняя осень». НОД по реализации задач образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» в старшей группе
Юлия Артамонова
«Поздняя осень». НОД по реализации задач образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» в старшей группе
Непосредственно образовательная деятельность по реализации задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация».
Тема: «Поздняя осень»
Цель: продолжать уточнять представления детей о временах года: изучить основные признаки поздней осени.
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей о том, что происходит в природе в период поздней осени, каковы признаки данного периода. Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи.
Продолжать формировать знания о природных изменениях в осенний период (животных и растений).
Формировать представления о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях (на примере белки)
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Развивать навыки работы цветными карандашами.
Материалы: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, раздаточный наглядный материал (изображения золотой и поздней осени, искусственные камешки (желтого и коричневого цвета, изображение белки в дупле дерева на доске, природный материал (различные шишки и орешки, изображения грибов и ягод, бумажные заготовки грибов для раскрашивания.
Ход занят ия.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня», воспитатель читает стихотворение-загадку:
Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … зовется. (Осенью.)
-какое сейчас время года? (ответы детей)
— а какой месяц? (ответы детей)
— а вы знаете, что месяц ноябрь в народе называли предзимник? Как вы думаете почему? (ответы детей)
— Осень на севере очень красива, и наступает она стремительно, но длится недолго (просмотр презентации). Лужи, холодный воздух, полумрак, туман… (За что можно любить такую осень) за что же ее тут любить? А давайте попробуем взглянуть на это с другой стороны. Как вы думаете, что можно увидеть в отражении лужи? (ответы детей, возможные ответы: отражение целого мира, можно прикоснуться к небу, увидеть прекрасные деревья). Да, можно увидеть совсем другую осень и превратить эту грусть в радость.
Можно ли радоваться холодному воздуху? (ответы детей) Холодный воздух несет столько свежести! Как легко становится дышать!
Осень – это чудесная и таинственная пора. Про осень пишут писатели, поэты, художники изображают ее на картинах (на холстах).
Перед вами две картинки. Посмотрите внимательно: какое время года на них изображено? Какой период осени? У вас на столах есть две фишки (камешки) положите желтый камешек на картинку с изображением золотой осени, а коричневый – с изображением поздней осени.
А теперь давайте немного поиграем: я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать только да или нет, сопровождая свой ответ поднятием карточки (зеленая — да, красная — нет).
Игра «Да или нет – скажи быстро ответ».
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнёзда вьют?
– А букашки прилетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достали все мы сапоги?
Мы листики осенние, дети стоят в кругу
На ветках мы сидим. Садимся на корточки
Дунул ветер — полетели, бег по кругу,
Мы летели, мы летели выполняя руками махи над головой
И на землю тихо сели. Садимся на корточки
Ветер снова побежал встаем, выполняем наклоны,
И листочки все поднял.
Закрутились, полетели кружение на месте,
И на землю тихо сели. Садимся на корточки.
Садимся на места.
— Осень это такой загадочный период в жизни природы, когда дикие животные готовятся к зиме.
— А вы хотите узнать, как же они готовятся? Что они делают?
Тогда сегодня мы заглянем в гости к одной очень шустренькой подружке. Открываем дверцу…а там (отодвигаем верхнюю часть картинки и открывается изображение белки в дупле).
— а вы знаете, как белочка готовится к зиме? (ответы детей).
Белка осенью без спешки
Припасла в дупле березы
Шишки, желуди, орешки
Не страшны теперь морозы.
Она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? (ответы детей)
Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.
К зиме белки готовят и свои дома.
— как вы думаете, как называется домик белочки?
Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Вот послушайте, как об этом написал известный писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий (чтение рассказа сопровождается просмотром фото презентации и демонстрацией природного материала (шишки, орехи).
Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших деревьев. Смотрите, на ветках одного из них что-то темнеет; кажется, засохшие листья.
Нет, это не листья, а высохшие грибы.
Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопотуньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы — готовит себе пищу на зиму.
За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест.
Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей пригодится в зимнюю бескормицу.
К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встречать.
Запасают к зиме еду белки, бурундуки, хомяки и многие другие животные.
А какого цвета, по-вашему, шубка у белочки? А она всегда такого цвета или может меняться? Как вы думаете?
Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Кто знает почему?
Белочка, как и зайчик, меняет цвет своей шубки на зиму. Для чего дна это делает? (ответы детей). Конечно, делает она это для того чтобы ее не замечали хищники на снегу и стволах заснеженных деревьев.
Давайте и мы с вами поможем белочке подготовиться к зиме? Мы нарисуем для нее грибочки и повесим их на веточки. Вот наши грибочки. Нам нужно их заштриховать карандашами с двух сторон.
Молодцы, все справились.
Вот мы и побывали с вами в осеннем лесу в гостях у белочки. Помогли ей собрать на зиму грибы. Вам понравилось?
Что больше всего вам запомнилось?
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.
Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.
Источник
Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень»
Татьяна Алферова
Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень»
Конспект логопедического занятия
Тема: «Поздняя осень»
(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)
— закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;
— расширять и активизировать словарь;
— совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно — ласкательной форме).
— развивать координацию движений с речью;
— развивать связную речь;
— развивать зрительное восприятие;
— развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
— формировать навыки самостоятельности, активности;
— формировать навыки сотрудничества.
— рисунки с зашумленным предметами;
— карандаши по количеству детей;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.
Листья желтые летят,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Гнёт к земле деревья,
Пыль с дороги тёмной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Кто о нем загадку,
Дети, отгадает? (Ветер)
Что это за птица?
Над землёй повисла,
Как она примчится,
Всё вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
Крупно, дробно зачастил,
И всю землю намочил.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
Время года отгадай
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают.
(Осень)
Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?
Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.
Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?
Дети. Мы будем говорить об осени.
2. Введение в тему занятия.
Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?
1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.
Логопед. Какой месяц наступит после него?
2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.
Игра «Приметы осени»
Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».
Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.
Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.
Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди. На дорогах лужи.
Дует сильный, холодный ветер.
Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
С полей и огородов убирают урожай.
Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.
Игра «Какая погода»
Логопед. Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?».
Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?
Дети. Погода дождливая.
Логопед. Если светит солнце.
Дети. Погода солнечная.
Логопед. Если на улице холодно.
Дети. Погода холодная.
Логопед. Если дует ветер.
Дети. Погода ветреная.
Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?
Дети. Падают с деревьев, кружатся.
Логопед. Как это называется?
Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.
Дети проходят на коврик и проводим физминутку
(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,
(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».
Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.
Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?».
Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.
Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.
Дети выходят на коврик и встают в круг.
Лист – листочек, листик, гриб — грибок, грибочек, ягода – ягодка
Дерево – деревце, куст – кустик, ветка — веточка
Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча — тучка
Логопед. Поиграли, молодцы.
Работа по составлению рассказа с опорой на картинки — схемы.
Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.
Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.
Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам — схемам?
Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.
3. Итог занятия.
Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?
Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.
Конспект логопедического занятия для детей 5–7 лет по теме «Мебель» Конспект логопедического занятия по теме» Мебель» ПРОГУЛКА В МЕБЕЛЬНЫЙ МАГАЗИН Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда» для детей 4–5 лет с ОНР Конспект логопедического занятие по лексической теме «Посуда» для детей 4-5 лет с ОНР. Тема «Посуда». Образовательные задачи: 1. Расширять.
Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме «Дифференциация согласных [Г]-[К]» Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация согласных «Г-К». 2-й класс Учитель-логопед Никанорова С. Н. Цели занятия:.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Фрукты» Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема. Фрукты. Цели: коррекционно-образовательные: • Закрепить в речи.
Конспект НОД по ознакомлению с природой и окружающим миром «Поздняя осень» (старшая группа) Конспект НОД «Поздняя осень» Старшая группа Чернуха Наталья Валериевна, воспитатель в МБДОУ № 40 «Катюша», АР Крым, г. Симферополь. Образовательные.
Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Цель: Формировать у детей способности выражать восприятие окружающего.
Конспект логопедического занятия по теме «Посуда» Оборудование: картинки- кастрюля, стакан, сковорода, чашка, чайник, тарелка, нож, ложка, половник, сахарница, конфета, мяч, булка, чашки.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Осень». Автоматизация звука [с] в словах» Логопедическое занятие по лексической теме: «Осень», автоматизация звука [с] в словах. Цель: автоматизация звука [с] в словах, обогащение.
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы «Поздняя осень — унылая пора» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» Конспект по ознакомлению с природой Для детей старшей группы.
Источник