- Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Путешествие в осенний лес». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В гости в осенний лес» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Создание социальной ситуации развития через формирование познавательной активности и творческого воображения у детей.
Задачи:
1. Создать условия для обобщения, уточнения и расширения представлений, знаний детей об осени, диких животных, птиц.
2. Создать условия для развития памяти, внимания, фонематического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, формировать умение активно вступать в речевое общение, высказывать свое мнение, предположение.
3. Создать условия для формирования у детей представлений об осени, жизни животных, посредством ИКТ технологий.
4. Активизировать словарь по теме, сформировать умение вести себя в лесу.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к ней.
Предварительная работа: виртуальная экскурсия в природу по осеннему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков «Жадный заяц», Г. Снегирь «Медвежонок»).
Занятия по лепке. Дидактические игры: «Охотник», «Когда это бывает», «Кто, чем питается?»
Словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, ветер, легкий, золотая, багряные, и т.д. Названия диких животных, перелетных и зимующих птиц.
Используемый материал: картинки перелетных и зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Осень». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Осенний лес».
Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: «Осенний лес».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Путешествие в осенний лес»
Цель: Создание социальной ситуации развития через формирование познавательной активности и творческого воображения у детей.
Задачи:
1. Создать условия для обобщения, уточнения и расширения представлений, знаний детей об осени, диких животных, птиц.
2. Создать условия для развития памяти, внимания, фонематического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, формировать умение активно вступать в речевое общение, высказывать свое мнение, предположение.
3. Создать условия для формирования у детей представлений об осени, жизни животных, посредством ИКТ технологий.
4. Активизировать словарь по теме, сформировать умение вести себя в лесу.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к ней.
Предварительная работа: виртуальная экскурсия в природу по осеннему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков «Жадный заяц», Г. Снегирь «Медвежонок») .
Занятия по лепке. Дидактические игры: «Охотник», «Когда это бывает», «Кто, чем питается?»
Словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, ветер, легкий, золотая, багряные, и т.д. Названия диких животных, перелетных и зимующих птиц.
Используемый материал: картинки перелетных и зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Осень». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Осенний лес».
Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: «Осенний лес».
Орг. момент
В группе устроена выставка детских работ на тему: «Осень в гости к нам пришла».
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем
Ежик
По сухой лесной дорожке —
Топ — топ — топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорржек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
(Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делает мелкие, частые шажки)
Воспитатель: Ребята, У всех хорошее настроение? Закройте глазки и послушайте, что вы услышите сейчас (аудиозапись звуки осеннего леса) .
Воспитатель открывает презентацию «Осенний лес», дети внимательно смотрят на экран . ( Слайд – картина «Осенний лес») .
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в осенний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку, ведь нам нужно на чем — то туда отправится, а на чем?! В этом нам поможет загадка : (Слайд – велосипед)
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
Отвечают дети.
Воспитатель: Правильно, ребята в лес мы отправимся на велосипеде, давайте с вами ляжем на ковер и начнем крутить педали (дети выполняют упражнение велосипед) . Посмотрите на экран, вот мы и приехали на лесную полянку. Ребята, а давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель:
1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. .
4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
5. Не сори в лесу.
Звучит запись ветра.
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки?
Дети: дует ветер.
Воспитатель: Правильно, дует легкий осенний ветерок. (Слайд с поляной) .
Давайте с вами тоже попробуем сделать ветерок, как мы умеем.
Упражнение «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .
(дети выполняют упражнение на дыхание)
Чтение стихотворения «Осень» Е. Трутнева
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Верно, осень вокруг и в лесу тоже осень пришла. Ребята, что мы можем сказать о лесе осенью? Какой он?
Дети: Осенний лес.
Воспитатель: Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам. (Слайд с изображение животных)
Дети: Звери, птицы (называют зверей, птиц)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру и в этом нам поможет наш экран.
Дидактическая игра «Какая, какой»
Волк (Какой?) – злой, голодный, серый
Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый
Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая?) – запасливая, юркая.
Воспитатель: Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
В дупле живет … (белка) ,
В логове живет… (волк) ,
Под кустом дрожит … (заяц) ,
Зимой в берлоге…. (медведь) ,
В норе … (лиса) ,
В хатке под водой … (бобр) .
Физминутка «Осень»
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Осень – очень красивое время года. Незаметно промелькнуло красное лето. Наступила красавица осень. Взмахнула широкими рукавами и зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными (слайды с изображением осеннего леса) .
Вначале осени в садах зацвели, заиграли разными цветами георгины, астры, календула. Среди деревьев особой красотой отличается рябина. Не боятся ягоды рябины холода. Первый морозец им не страшен, они становятся только слаще, убивает мороз в них горечь.
Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Уже заметно, что день становятся короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе, пасмурно, дождливо. Ветру – шалуну нравится играть с деревьями, раскачивает он их, срывает с них листья. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад.
Падают, падают листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться.
В это время в лесу налилась, закраснела клюква. Смелая ягода, перезимует под снегом, а весной снег сойдёт, иди, собирай. (слайды)
Встречается и брусника, которая служит пищей для птиц: глухарей, косачей, рябчиков.
Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Погода меняется почти каждый день. Один день, кажется, что ещё осень, а бывает, нанесёт снегу, так как будто наступила настоящая зима. Да и морозец нет, нет, да и покажет свой характер.
Реки сначала покрываются тоненькой корочкой льда, да и то в основном в ночное время, а днём ещё солнышко может растопить ледок, и речка снова бежит, радуется, что мороз не сковал её.
В конце ноября видно, что вся природа готова к приходу матушки зимы, и ждёт ее. Как же в лесу животные в осенние месяцы готовятся к зиме?
Зайдёшь в лес, кажется тихо, только ветер гуляет. Но это не так, лес живёт своей жизнью, недоступной для постороннего глаза. Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц, как настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет другой, легче прятаться от хищников.
Заяц был серым, станет белым. Поздней осенью зайцу приходится туго, шкурка серая, а осенью первый снег в некоторых местах уже появляется, никуда зайцу не спрятаться ни от хищников, ни от охотников. (слайды)
Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме. Собирала трудяга ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках. Если никто из животных не разорит их, хватит белке на всю долгую зиму.- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (слайды)
Кто это бежит, шуршит листьями шур – шур – шур? А.. так это ёжик, бежит, спешит, готовится к зиме. Ёжик – хищник питается мелкими насекомыми, реже растительностью. Бежит по лесной дорожке, разыскивают пищу: берегись лесная живность! Старается ёжик нагулять перед зимой как можно больше «жирка». Для своей норки ёжик роет ямку в земле, натаскивает туда травы, листьев. Зимой ёжик впадает в спячку до весны. (слайды) .
Спит зимой и «хозяин леса» медведь, а летом и осенью мишка, нагуливает «жир». Медведь животное всеядное, любит Топтыгин и ягоды, и корни деревьев, знатный рыбак, ох, как он любит рыбкой полакомиться. (слайд)
Готовит себе жилище для зимней спячки и барсук. (слайд)
Лягушки, змеи, ящерицы, жабы тоже впадают в спячку. (слайд)
Не стало видно и насекомых, спрятались кто под кору деревьев, а кто в землю.
Бежит вдоль леса речка. У речки трудятся бобры, делают норку для зимы, заготавливают брёвна для хатки, (так называется их жилище) ветки для корма зимой. (слайд)
Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края. Сначала улетают насекомоядные птицы, затем зерноядные, потом болотные и водные. (Слайд) . Так животные леса готовятся к приходу зимы.
Я рассказ прочитала
Об осени Вам,
О приметах её,
И её красоте,
И о том, как в лесу,
Звери осень встречают,
И готовят припасы к зиме!
Воспитатель: Вот так живут звери в осеннем лесу. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова ляжем и покрутим наши педали на велосипеде. (слайд велосипед) , дети ложатся на пол и выполняют движения велосипед под музыку.
Воспитатель: Вот мы и вернулись снова в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? Молодцы, вы очень хорошо проявили себя на нашей экскурсии! Вы настоящие друзья природы. А вот вам и угощения от лесных жителей.
Источник
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В гости в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В гости в осенний лес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_osenniy_les.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В гости в осенний лес
1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).
2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.
3. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).
4. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.
5. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.
6. Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.
7. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
8. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.
9. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
Материалы и оборудование.
1. Разноцветны листья
2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».
3. Письмо от лесных жителей.
4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов
5. Макеты грибов, пень.
6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.
7. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».
Реализация проекта «Чудеса Осени».
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
2. Работа с календарём природы.
3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.
5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.
6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.
7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.
8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».
10. Составление гербария.
11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).
12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.
(Зал украшен в виде лесной поляны).
I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
2. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Так кто этот богатырь?
Правильно, лес. А что такое ЛЕС?
Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
Какое сейчас время года?
Сейчас время года – осень.
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
— Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками «Что нельзя делать в лесу»).
— Нельзя шуметь, бегать в лесу.
— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
— Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
— Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
— Нельзя разжигать костёр.
— Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.
II Основная часть занятия.
(Звучит музыка «голоса леса»)
— Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?
— Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.
Ребята, какие признаки осени вы знаете?
— Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.
Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?
— Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».
Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.
— Ой, ребята, что это? Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Росинка», ребятам.
Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?
— Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие деревья вы знаете?
— Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.
Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами. Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
— не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;
— срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
— не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;
— не собирать грибы у проезжей части;
— собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;
— не срывать старые и очень маленькие грибы.
Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)
1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Житель бора — . (боровик)
2. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Среди коней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?
А как называется самый известный ядовитый гриб?
Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?
-Бледная поганка, ложный опёнок.
— Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Каких птиц Вы знаете?
Дети (дети показывают и называют птиц из иллюстраций):
— Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички.
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
— Нет, некоторые улетают на юг.
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
— Каких перелётных птиц Вы знаете?
Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.
— Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Чем питаются зимующие птицы?
— Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
— Как нужно заботиться о зимующих птицах?
— Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.
-Каких зимующих птиц Вы знаете?
— Воробьи, голуби, синицы.
III Заключительная часть. Подведение итогов.
— Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?
— Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.
— Почему говорят «Лес – наше богатство»?
— Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты, здоровье людей.
Лес – родной дом для растениям и животным.
Что нельзя делать в лесу?
— Нельзя шуметь, бегать в лесу.
— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
— Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
Нельзя разжигать костёр.
— Как люди ещё используют лес?
— Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.
Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.
Источник