Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень в лесу»
Елена Чиркова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень в лесу»
«Осень в лесу».
Направление: Познавательно-исследовательское развитие.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательная, экспериментальная, исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы.
создать условия для закрепления у детей знаний о времени года «Осень», об осенних месяцах, признаках времени года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей по теме «Времена года — Осень»;
содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь;
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
познакомить детей с нетрадиционным исполнением картины, совмещая рисование кистью и пальцами.
продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.
вызвать эмоциональный отклик у детей на красоту осенних листьев, воспитывать чувство прекрасного.
Золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, листопад.
Предварительная работа: беседа о времени года «Осень», чтение и заучивание стихотворений об осени. Знакомство с приметами осени.Рисование на тему: «Золотая осень», «Букет для осени». Наблюдение за осенней природой, сбор листьев, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, беседа о птицах и животных, наблюдение за рябиной по проекту «Рябинушка».
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды о времени года «Осень»; видео — ролик «осень в лесу», гуашь, кисть, тонированный альбомный лист, салфетка, стаканчик для воды, влажная салфетка,
полиэтиленовые пакеты, апельсин, кофе, веер, произведения П. И. Чайковского «Октябрь» .
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, встали дружно все в кружок — не опаздывай дружок.
Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и скрестить)
Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)
Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)
Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)
Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)
Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)
Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это?
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим,
Кто художник этот? (Осень)
Дети – Осень.
Воспитатель: Правильно, это осень.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Дети: Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай…
Осень прекрасное время года.
(Закрываются шторы и включается экран.)
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в осенний лес. Осень навела в лесу порядок. Поэтому мы должны соблюдать этот порядок.Давайте скажем волшебные слова: влево, вправо повернись и в лесу очутись.
1 — А что такое лес?
Дети: Там растёт много деревьев. Где растут разные деревья.
Воспитатель: А какие деревья растут в лесу
Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа,осина)
Игра «Какой лист?»
на березе, какие листья?- берёзовые
на рябине – рябиновые
на дубе – дубовые
на клене — клиновые
на осине — осиновые
на липе — липовые
Воспитатель: А что ещё растёт в лесу? (зачем люди ходят в лес)
Дети: грибы, ягоды.
2 -Воспитатель: Кого можно встретить в лесу?
Воспитатель: Что делают животные осенью?
Дети: готовятся к зиме.
Воспитатель: А как готовятся к зиме?
Дети: Делают запасы на зиму, меняют шубки, готовят себе жилище.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Кто где спит?».я называю животного,а вы говорите мне где они спят
Медведь — в берлоге
Игра «Кто что ест?»
3 -Воспитатель: Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. А кто из вас знает стихи про осень? (желающие дети читают стихи, называют автора).
Под кустом свернулся ёжик,
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
В листья красные одетый,
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Под ногами коврик новый,
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь-
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья,-
Дождь из листиков и я.
Воспитатель: мы немножко засиделись, надо сделать нам разминку.
Ветер дует нам в лицо
Ветерок всё тише-тише
Деревцо всё выше-выше.
Воспитатель: А кто мне скажет,что такое ветер, мы можем его потрогать?
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы с вами дышим?
Дети: воздухом, кислородом.
Воспитатель: Как можно определить воздух? Можем ли мы его увидеть?Дети: Нет.
Воздух как невидимка, он прозрачен.
1- Эксперимент «Поймай воздух в пакет».
Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?
Воспитатель: Сложите его несколько раз. Смотрите какой он тоненький. Теперь мы надуваем и закручиваем его, он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Мы его видим?
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Воспитатель: А теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а затем выпустили.
2- эксперимент «Воздух без запаха».
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас поднесу тарелочку, что вы чувствуете (пахнет апельсином)
Воспитатель: Как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат (апельсин).
Вывод: Сам воздух запаха не имеет, он ни чем не пахнет, а только передаёт запах.
Воспитатель: Осень удивляет всех изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Осень, какая?
Дети: Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.
Воспитатель: проведём с вами такую игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете
4- Игра «Подбери действие»
-Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают и т. д.
-Дождь осенью — моросит, идет ит. д.
-Урожай осенью — убирают.
-Птицы осенью – улетают.
-Деревья осенью — роняют листву.
-Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: Мы с вами говорим об осени. А главным украшением этого времени года что является?
Дети: Лес, деревья, разноцветные листья.
Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?
Воспитатель: Какого цвета листья бывают осенью?
Дети: Желтые, красные, оранжевые…-
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами выполним последние здание
Давайте с вами нарисуем осенние деревья.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)
(Дети рисуют на альбомных листах деревья под звучание музыки П. И. Чайковского «Осень»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель закрепляет рисунки детей на стене.
Дети, посмотрите какой осенний лес у нас получился. Он у нас получился яркий, красивый, золотой.
А теперь мы с вами вернёмся в детский сад.
влево, вправо повернись и в детском саду ты очутись.
Ребята, в каком лесу мы сегодня гуляли?
Как готовятся животные к зиме?
Какие приметы осени вы запомнили?
Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе?
(воздух прозрачный, невидимый, когда воздух движется, получается ветер, воздух не имеет запаха, воздух нужен для жизни людям, животным и растениям).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы. А сейчас попрощайтесь с гостями.
(Дети прощаются с гостями и уходят.)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго — Северной муниципального образования.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Интеграция образовательных областей:.
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Интеграция: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды деятельности:.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Снежок» Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Снежок» Цель: Дать представление о свойствах снега (тает в руках, холодный,.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы». Цель: дать представление о грибах и ягодах,.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно — исследовательской деятельности (математика) Тема: Космическое путешествие. Цель: Закреплять составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи: — Продолжать.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Задачи: -обобщать знания детей об электричестве; -расширять представления о том, где «живет» электричество, и как оно помогает человеку;.
Источник
Кнод по окружающему миру в старшей группе «Осень»
Никитина Полина Геннадьевна
Кнод по окружающему миру в старшей группе «Осень»
Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2. Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
3 Воспитывать любовь к природе.
Слайды на осеннюю тему, осенний листок, бутафорская тыква, шкатулка.
Принципы подачи учебного материала:
добровольности – без принуждения педагога посещение занятия ребенком;
доступности – излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребёнка;
принцип личностного подхода — личность каждого ребёнка является непреложной ценностью;
принцип единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды — предполагает формирование целостного восприятия природы, осознания её гармонии, единство человека и природы, её охраны;
принцип природосообразности — предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в различные виды деятельности)
Объяснительный — четкое, доступное объяснение педагога.
Иллюстративный – просмотр слайдов на тему «Осень».
Практический – совместная работа с детьми.
Игровой – игровая деятельность с детьми.
Ход занятия
(Педагог вводит детей в зал, приветствует ребят и гостей открытого занятия).
Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече! Скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу?
Педагог: Давайте с хорошим настроением начнем занятие.
(Педагог приглашает детей занять рабочие места).
Педагог: Послушайте рассказ-загадку и скажите о каком времени года говорится?
(Педагог зачитывает отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».
— Ребята, о каком времени года этот рассказ? (Об осени).
-Какие слова из рассказа нам подсказали, что это осень? (Трава потемнела, цветы увяли и засохли, птицы стали улетать).
-Правильно, сегодня мы будем говорить об осени. (На экране появляется картина осенней природы).
Вот и заканчивается осень! Посмотрите на экран и вспомните, какой была осень.
(Звучит осенняя мелодия).
Упал листочек на тропинку,
Исполнив вальс прощальный свой.
Я ладошку протяну К нам скорей его возьму. (Педагог с экрана снимает листок дерева).
Пока звучит мелодия, передавайте этот листок друг другу и называйте, какая была осень. (Педагог проводит игру с листочком).
Педагог: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери.
Педагог: Да, да, войдите!
(Входит зайчик с письмом).
Заяц: Здравствуйте, ребята! Вам письмо!
Педагог: Посмотрим, что это за письмо? (Читает).
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья лесная поляна, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам принять правильное решение?
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета бывают листья осенью?
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются зимовать?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна — осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Ребята. У меня есть разноцветная тыква осенняя и волшебная,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
А вас я попрошу быстро отвечать.
(Педагог выстраивает детей в круг).
Дидактическая игра «Скажи какая»
Когда светит солнце- солнечная
Когда идет дождь- дождливая,
Когда дует ветер – ветренная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте
А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. — делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Дидактическая игра: «Соберем приметы»
Издревна люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут шкатулку и называют приметы:
«Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь и поиграем, объясним зайчику, что бывает осенью
Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Педагог: Ребята, предлагаю вам присесть за столы и обратить внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей).
Педагог: Какие вы умнички и с этим заданием справились.
Заключительная часть, подведение итогов
Ребята, мне понравилось,как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, весело играли.
Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика в лес. Спасибо!
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.
Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.
«Мебель». Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.
Источник