Заплаканная осень как вдова ахматова сборник

Анна Ахматова Заплаканная осень, как вдова

***
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит.
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой.
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать не мало.
15 сентября 1921

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2016. Людмила Снитенко Рисуют ветви образы любимых
  • 30.10.2016. Анна Ахматова Заплаканная осень, как вдова
  • 29.10.2016. Елена Нестерова Я — осень!
  • 28.10.2016. Юрий Ряшенцев Московский ампир и московская осень
  • 27.10.2016. Иннокентий Анненский Ты опять со мной
  • 26.10.2016. Елена Нестерова Осень
  • 25.10.2016. Григорий Иванов Петергоф
  • 24.10.2016. Юрий Рыченков Осень червонным золотом
  • 23.10.2016. Александр Чижевский Осенняя мелодия
  • 22.10.2016. Владимир Артюх Деревья дышат покоем
  • 21.10.2016. Александр Чижевский Осень
  • 20.10.2016. Анна Ахматова Небывалая осень построила купол высо
  • 19.10.2016. Евгений Евтушенко Осень
  • 18.10.2016. Сергей Есенин Отговорила роща золотая
  • 17.10.2016. Константин Фофанов Под музыку осеннего дождя
  • 16.10.2016. Афанасий Фет Осень
  • 15.10.2016. Иннокентий Анненский Минута
  • 14.10.2016. Белла Ахмадулина Бьют часы, возвестившие осень
  • 13.10.2016. Борис Пастернак Золотая осень
  • 12.10.2016. Булат Окуджава Листва багряная осенние цветы.
  • 11.10.2016. Татьяна Бек А мне не пишется, не пишется,
  • 10.10.2016. Юнна Мориц На грани выдоха и вздоха
  • 09.10.2016. Татьяна Бек Я дождю отпускаю грехи! —
Читайте также:  Ярмарка вднх золотая осень

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

«Заплаканная осень, как вдова…» А. Ахматова

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать не мало.

15 сентября 1921 г., Царское Село.

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем – поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка – Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом для Анны Андреевны. Об аресте поэта она узнала во время похорон другого стихотворца и близкого человека – Александра Блока. Церемония проходила 10 августа. Спустя несколько дней Ахматова написала стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи…». В нем тревога за судьбу Гумилева соединяется с ощущениями, оставшимися после погребения Блока.

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…», сочиненное осенью 1921 г. и входящее в сборник «Anno Domini МСМХХI», полностью посвящено трагической гибели Николая Степановича. Произведение четко делится на две части. В первом четверостишии заплаканная осень сравнивается с вдовой. Общее настроение – страдание, боль утраты, тоска. Во втором четверостишии говорится о тихом снеге, способном подарить забвение. В этих строках – покой, умиротворение. Их надеется обрести лирическая героиня, за что готова даже жизнь отдать.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г., не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы – Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Третьим мужем Анны Андреевны стал Николай Пунин, художественный критик и историк искусства. Официально они отношения не регистрировали, но вместе жили с 1922 г. Пунина несколько раз арестовывали. В частности, в 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации». В итоге Николай Николаевич погиб в 1953 г., будучи заключенным Абезьского лагеря.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой – Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее – десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Горе Ахматовой – матери «врага народа» и вдовы – наиболее полно отразилось в знаменитой поэме «Реквием», которая создавалась в течение нескольких лет.

Источник

Заплаканная осень, как вдова…

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Стихотворение и анализ «Заплаканная осень, как вдова…»

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

Краткое содержание

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» начинается с описания осени, мрачной, дождливой, с первых строк настраивающей читателя на печальное повествование. Ведущим мотивом этого короткого стихотворения Ахматовой становится скорбь. Ею одной переполнена душа лирической героини, потерявшей близкого человека. Пережить ее поможет только снег, который принесет забвение, и которого так ждет безутешная вдова: «забвенье боли и забвенье нег». Зима является олицетворением надежды на окончание страданий, за которое героиня готова расплатиться жизнью.

Анализ

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала это стихотворение в 1921 году и посвятила его памяти бывшего супруга, Николая Гумилева. Он был арестован в начале августа 1921 года, как участник заговора, направленного против властей. После вынесения смертного приговора Николай Степанович был незамедлительно расстрелян. Несмотря на то, что Ахматову с Гумилевым разделяли три года после развода, именно его смерть стала доказательством того, насколько дорог ей этот человек. Боль утраты нашла свое выражение в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова… ».

Персонажи и образы

Настроение героини передается при помощи образов природы. «Заплаканная осень» – не кто иной, как скорбящая вдова. Такое своеобразное сопряжение природы и человека создает необыкновенно мощную надрывность сюжета. Трагедия автора передана только одним, но чрезвычайно экспрессивным словом – «рыдать». Переполненная скорбью тональность произведения постепенно нарастает, и, вот уже, плач осени превращается в непрерывные рыдания. Этим моментом достигается кульминационный пик, после которого все внезапно обрывается.

Листопад. Худ. Николай Тихонов

Во втором четверостишии образ заплаканной осени отходит на второй план. Настроение автора, подобно природе, меняется, появляется образ снега, несущего с собой долгожданное забвенье. Героиня пока еще не может отпустить память, которая дарит ей моменты, проведенные с мужем: «перебирая мужнины слова», но скоро снег сотрет эти воспоминания, и за это она готова отдать свою жизнь. Не исключено, что под снегом у Ахматовой скрывается образ самой смерти, на что намекает белый цвет, вызывающий ассоциацию с саваном. Но ее страдания столь глубоки, что даже это не является для нее большой ценой за обретение забвения.

Выбор вдовы на роль центрального персонажа помогает объяснить ситуацию в целом. Николай Гумилев, так рано ушедший из жизни, не ушел из сердца Ахматовой, он остался в нем до конца ее дней. Несмотря на последующие браки, гибель первого мужа стала для нее не до конца выплаканной трагедией. Поэтому рыдания несчастной вдовы, горечь о загубленной жизни от начала и до последней строчки пронизывают это произведение.

Композиция

Композиция произведения двухчастная. В первой части царит настроение утраты, горя, тоски, не случайно заплаканная осень сравнивается со скорбящей вдовой. Вторая часть – это мечта о наступлении забвения, которое героиня надеется получить от тихого снега, от наступающей зимы. За покой и умиротворение, о которых так мечтает поэтесса, она готова заплатить собственной жизнью.

Довольно непросто определяется жанровая принадлежность ахматовских произведений. По словам известного литературоведа Ю.В. Стенника, это «процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимной диффузии». Данное стихотворение можно отнести к плачу и эпитафии или к посланию и эпитафии. Сама Анна Андреевна говорила: «По мне, в стихах все быть должно некстати…», что свидетельствует о разрушении поэтессой ранее существующих канонов и создании новых жанровых направлений.

Размер и средства художественной выразительности

Принято считать, что стихотворение написано пятистопным ямбом с ударением на второй слог и двухсложной стопой. Но Ахматова воспользовалась при создании «Заплаканной осени» тактовиком – особым размером, в котором количество безударных мест между ударными составляет от одного до трех слогов. Этот размер широко использовался поэтами в начале 20 века, потому что он, как никакой другой, был способен передать широчайшую гамму чувств.

При помощи аллегории создается образ осени. Ахматова не ставит целью показать внешнюю картину этой поры, она стремится, используя сравнение, передать внутреннее состояние героини, ее тоску и одиночество. Снег, призванный принести умиротворение, у Ахматовой наделен эпитетом «тишайший». Использование этого прилагательного в превосходной степени позволяет придать фразе глубочайший смысл. Образы осени и снега, переплетаясь с состоянием автора, создают целостную картину единства внутреннего мира и природы.

Эпитеты «скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» создают ощущение мучительного ожидания. Многоточие в конце строк указывает на некую недосказанность и служит символом рано оборвавшейся жизни.

Проблематика и основная идея произведения

Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на очень сложный период в истории страны. Это было время революций и социальных потрясений, войн и катастроф. Поэтам часто приходилось делать нелегкий выбор между свободой творчества и собственной жизнью. Многие из них, несмотря на преследования и ограничения, продолжали творить и создавать свои шедевры.

Ярким примером такой борьбы служит творчество Ахматовой, которое для нее стало делом всей жизни. Любимой темой поэтессы была тема любви. «Любовью я дышу…» – так могла бы сказать о себе Анна Ахматова. Но любовь у нее никогда не пребывает в состоянии покоя, она переживает взлеты и падения, ревность и расставание, первые встречи и завершение отношений. Примером этому служит и данное стихотворение, которое повествует о несостоявшемся счастье и трагической любви.

Источник

Оцените статью