Золотая осень Левитана
Картина «Золотая осень» написана Исааком Левитаном в 1895 году. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым за 700 рублей и с тех пор находится в Третьяковской галерее.
Художник написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень». Он очень любил писать это время года, для которого обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере. В нём ощущается влияние импрессионизма. Многие детали написаны условно, объёмными и рельефными мазками (берёзовая листва). Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно.
«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана. В данную серию также входят «Март», «Свежий ветер. Волга», «Весна. Большая вода» и другие полотна.
В целом, «Золотая осень» яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету. Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора. Известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой, с которой познакомился летом 1894 года в Островно.
Владельцем усадьбы Горка Тверской губернии, где работал Левитан, был супруг Анны, тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Специально для живописца на территории имения построили двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой. Наброски и эскизы для картины делались с натуры. Свой знаменитый пейзаж автор завершил зимой, после возвращения в Москву.
Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень». Он настаивал на названии «Золотая осень». Просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием.
Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину под названием «Золотая осень». Она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тёзки. По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
«Золотую осень» чуть не уничтожили в Харькове
Вместе с девятью другими произведениями Левитана, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно побывало в Харьков. Там с ним произошла неприятность. Оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов:
«Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… «
Сегодня раны не увидеть. Её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года — Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877) происходил из раввинской семьи местечка Кайданова. Эльяш учился в ешиве в Вильне и самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки и работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.
Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб, сёстры Тереза и Михле.
Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 года в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.
В 1875 году умерла мать Левитана, а через два года отец. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года две работы Левитана были отмечены прессой. Шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
«Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров.
Звания художника не получил
В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы. Он обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи). В летние месяцы 1880—1884 годов он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень», «Дуб», «Сосны», «Полустанок». Художник создал пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода», «Мостик. Саввинская слобода».
«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.
Весной 1885 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Благодаря Левитану Плёс стал популярным у пейзажистов
Итак, Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостил Антон Чехов, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»
На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс.
Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность. Сам Плёс стал очень популярен у пейзажистов.
Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
Почти два года Исаак Левитан живёт в относительном покое. Он совершает поездку в Западную Европу, посещает Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на Всемирной выставке в Париже. Его интересовала ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, «там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».
В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил мастеру очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.
Однако вскоре всё заканчивается. И в 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву. Некоторое время он жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, ему позволили вернуться. Практически в это же время отношения Левитана и Чехова несколько разладились. Художнику не понравилось, что в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова. К слову, он изображен на картине Перова «Охотники на привале».
Сердце не стучит, а дует
Только в январе 1895 года писатель и художник помирились. Татьяна Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась. Вскоре после этой встречи художником овладевает сильнейшая меланхолия. 21 июня он имитирует попытку самоубийства. О том, что это всего лишь театральный жест, свидетельствует сообщение врача И. И. Трояновского. «… я вообще следов раны у него не видал, — написал он, — слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии».
Антон Чехов, приехавший навестить друга, также убедился, что опасности для жизни нет. После посещения, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», что вызвало обиду у Левитана. Да и болезни не отступали. В 1896 году после вторично перенесённого тифа усилились симптомы аневризмы сердца.
В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».
Могила Левитана на Новодевичьем кладбище
Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов вновь навестил тяжело больного Левитана.
22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, его ученики, знакомые и почитатели таланта художника.
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
Фото: открытые источники
Источник
«Золотая осень» — картина Исаака Ильича Левитана
«Золотая осень» — картина, написанная Исааком Ильичом Левитаном (1860-1900 гг.) в 1895 году. Художник изобразил уголок среднерусской природы с речкой, полями и домиками вдали, но в первую очередь взгляд привлекают деревья с яркой осенней листвой. Их золото контрастирует с синевой небес и речной глади. Традиционно осень считается временем увядания и меланхолии, но этот пейзаж выглядит торжественным и вызывает радость. Желтые листья берез написаны энергичными пастозными мазками. Так проявляется влияние импрессионизма, хотя в целом произведение тяготеет к реализму.
- Название картины: «Золотая осень».
- Автор: Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.).
- Год написания: 1895 год.
- Размер: 82 × 126 см.
- Стиль: Реализм.
- Жанр: Пейзаж.
- Техника: Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Россия.
Исаак Левитан считается лучшим русским пейзажистом второй половины XIX века. Он как никто мог передать национальный характер и настроение через прекрасные виды природы. Осенние пейзажи художник любил больше всего и создал их более сотни. «Золотая осень» стала среди них самой известной, хотя она не характерна для творчества автора. Как правило, он выбирал более мягкие и нежные краски, а эта работа — воплощение яркости и полноты чувств.
Перемена настроения в живописной манере объясняется новым сердечным увлечением художника. В тот период он повстречал Анну Турчанинову, которая приехала с дочерьми в свое поместье Горка в Тверской губернии. Там и были написаны этюды к картине — изображенный уголок природы находился в шаговой доступности от усадьбы. Работа была завершена уже в Москве и представлена публике на 24-й выставке передвижников. Вскоре Павел Третьяков (1832-1898) приобрел ее для галереи за 700 рублей.
Интересно, что сам Левитан называл эту картину грубой и через год создал другую версию с таким же названием — она тоже хранится в Третьяковке. Антон Чехов придерживался сходного мнения и упрекал «Золотую осень» в излишней бравурности и декоративности, из-за которой не осталось места тонкости и душевности. Но зрители решили иначе: пейзаж получил многочисленные восхищенные отзывы. Сегодня это произведение — визитная карточка Исаака Левитана.
Прекрасные пейзажи русских и зарубежных мастеров часто выставляются на аукционах, которые проходят на сайте Very Important Lot. Это удобная возможность пополнять коллекцию произведениями искусства или шедеврами антиквариата. Также портал дает возможность недорого купить картины с пейзажами напрямую у современных художников.
Источник
«Золотая осень» Левитана
Учителя считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа.
Сюжет
Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это её относят к так называемой оптимистической серии Левитана.
Контекст
Левитан работал над картиной в Тверской губернии, когда жил в усадьбе Горка. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где её купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдёте «рану» — её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
Судьба художника
Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.
Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Тем не менее именно Левитан ввёл моду на Плёс, волжские просторы, леса и поля.
Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевлённый тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И всё же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Один раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — всё это был фарс.
Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.
Источник