Золотая осень пастернак средства выразительности

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.01.2020

Пастернак Б. «Золотая осень»

Главные герои стихотворения «Золотая осень» и их характеристика

  1. Осень. Сказочное, красочное, волшебное время года.

План пересказа стихотворения «Золотая осень»

  1. Сказочный чертог
  2. Дороги
  3. Выставка картин
  4. Липа и береза
  5. Слой листьев
  6. Золоченные клены
  7. Янтарный след заката
  8. Шумная листва
  9. Пустые аллеи
  10. Каталог сокровищ

Главная мысль стихотворения «Золотая осень»
Осень самое красочное время года, полное чудес.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Золотая осень»
Стихотворение учит любить природу, любить осень, понимать, что каждое время года по-своему прекрасно. Учит образному мышлению, учит видеть красоту в самых простых вещах.

Отзыв на стихотворение «Золотая осень»
Это одно из самых красивых стихотворений про осень, которые мне довелось прочитать. Автор сумел найти такие красивые образы для изображения осенней природы, что просто дух захватывает, и перед глазами как живая встает картина золотой осени.

Анализ стихотворения «Золотая осень»
Стихотворение было написано Борисом Пастернаком в 1956 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В этом стихотворении поэт очень ярко, образно рисует картину наступившей осени. Чувствуется, что он сам любит это время года и восторгается им. Поэт любовно описывает увиденные им в природе картины, используя для этого большой количество выразительных эпитетов и необычных метафор.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.

Читайте также:  Детская куртка gusti весна осень

Средства художественной выразительности в стихотворении «Золотая осень»
Эпитеты: сказочный чертог, позолоте небывалой, обруч золотой, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, желтых кленах, золоченных рамах, след янтарный, лист древесный, крутого спуска, вишневый клей, древний уголок, старых книг.
Метафоры: чертог открытый для обзора, заглядевшихся в озера, залы вязов, липы обруч, под фатой, погребенная земля, оставляет след, древний уголок, сокровищ каталог.
Сравнения: как на выставке картин, обруч как венец, словно в рамах.
Олицетворения: дорог заглядевшихся, лик березы, бушует лист, звучит эхо, перелистывает стужа.

Пословицы к стихотворению «Золотая осень»
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Осенью и лист на дереве не держится.
У природы нет плохой погоды.
Осень землю кроет где листом, а где снежком.
Не все ненастье, проглянет и красное солнышко.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Золотая осень»
Осень — сказочный, открытый всем взорам чертог. Дороги заглядывают в озера.
Различные деревья стоят, словно на выставке картин.
На липе виден золотой обруч, как у новобрачной, а на березе — прозрачная фата.
Земля погребена слоем желтых листьев. Дома окружены кленами, словно рамами.
Деревья в сентябре стоят парами, и закат оставляет на коре янтарный след. В это время нельзя шагнуть, не потревожив сухую листву. Звук в аллеях отдает эхом, а на стволах вишни твердеет сок.
Осень — это древний уголок со всякими сокровищами, и каталог этих сокровищ листает стужа.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Источник

«Золотая осень» Б.Л. Пастернака. Анализ стихотворения

Произведение написано в нелегкий для поэта период (1956 г.)– неприятие его творчества литературным сообществом. Борис Леонидович пишет в это время несколько стихотворений о природе, что помогает ему обрести внутреннюю гармонию и получить поддержку в своем одиночестве. «Золотая осень» стоит в этом ряду. Произведение выражает веру поэта в то, что любые проблемы, даже увядание и смерть, в итоге увенчаются победой жизни. Ведь не зря даже в природе осень – лишь кратковременное явление, лишь сезон. Так и в нашем человеческом существовании.

Рассмотрим, как через художественные средства и приемы раскрывается эта мысль поэта.

Первые четыре строфы стихотворения полностью состоят из назывных предложений:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

И этим отсутствием глаголов подчеркивается статичность деревьев, спокойствие леса. Они просто тут, они просто есть. И мы начинаем чувствовать, что осень – это уход на покой. Уже не нужно ни к чему стремиться, нужно просто отдыхать. Природа являет себя в этом покое, а лирический герой погружается в созерцание умиротворенного состояния природы, в котором пропало весенне-летнее действие, оживление, суета, а появилось немного торжественное приготовление ко временной смерти, привычной и оттого не страшной. Торжественность подчеркивается таким лексическим средством, как возвышенная лексика: лист древесный, погребенная земля, чертог, в позолоте небывалой, лик березы.

Да и сама природа занята сейчас лишь самосозерцанием, что выражено в следующей метафоре:

Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Огромность леса подчеркнута тройным повтором одного слова «залы» и последующим перечислением:

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Интересна в этом стихотворении характерная для Пастернака идея о связи природы и искусства. И тогда лес – это выставочный зал с картинами. «Залы» звучанием согласных з и л перекликаются со словом «позолота» (возникает аллитерация), и тогда золотые листья становятся позолоченными картинами:

В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Звучит и мифологическая тема обручения, которое предшествует смерти. Например, в древнегреческой мифологии обручение Персефоны с Аидом обусловило временный конец лета и наступление зимы. Возможно, поэтому береза и липа сравниваются с новобрачными, так как их тонкое, редкое одеяние стало похоже на фату или венец. Их свадьба – это одновременно и погребение земли, приход на землю смерти:

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.

Канавы и ямы – эти образы ассоциируются с могилами, с захоронением.

Но трагическое звучание отсутствует, ведь природа точно знает, что все оживет в свой черед. Не случайно после первых четырех статических четверостиший следуют три строфы, в которых, наоборот, чувствуется ритм и динамика, благодаря глаголам и анафоре «где». С нее начинаются три следующие строфы и более того, вторая половина последней строфы:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

(…)Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Итак, завершается стихотворение образом наступающей зимы, «стужи». Последняя ассоциируется со старой хранительницей «древнего уголка», в котором хранится множество «старых книг, одежд, оружья». Ей суждено перелистать свои сокровища и затем удовлетворенно и спокойно уйти на покой.

Композиция стихотоврения — кольцевая, так как первое и последнее четверостишия начинаются и заканчиваются созвучно:

«Осень. Сказочный чертог…» (…) – «Осень. Древний уголок…».

Также в ней присутствует такой ритмический прием, как контраст (противопоставление первой, статической части, и второй, более динамической).

Жанр — пейзажная лирика

Тема – осенний лес

Лексические средства:

метафоры : «осень. сказочный чертог», «зари вишневый клейЗастывает в виде сгустка», «Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья».

Развернутая метафора и олицетворени е: «сокровищ каталог перелистывает стужа», «закат… оставляет след янтарный», просеки «заглядевшиеся в озера», «Лик березы – под фатой»

сравнения: «как на выставке картин», «Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной», «В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах».

Стихотворный размер – 4-стопный хорей, рифмовка перекрестная.

Источник

Стихотворение и анализ «Золотая осень»

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Краткое содержание

О. Анастасов. Плёс. 2004

В данном произведении Пастернак описывает наступление осени, раскрывая красоту и уникальность этого времени года. В первых строфах поэт проводит сравнение осеннего леса с музеем, словно перед ним не обычные деревья, а великолепные образцы пейзажной живописи. Перед читателями возникают картины, изображающие деревья, облачённые в позолоченные одеяния. Всё пространство многочисленных лесных рощ с наступлением осени превращается в яркий хоровод из деревьев золотисто-красного цвета.

В другой части произведения автор сравнивает деревья с образом нарядной невесты. Всё вокруг погружено в роскошную красоту золотого цвета. Берёзка, о которой упоминает лирический герой (автор), подобно смущённой невесте, прячется под фатой.

В произведении автор повествует не только о прелестях и красотах осени, но также касается темы увядания всего живого. В природе всё циклично: зима сменяет осень, деревья избавляются от листвы. Осень является тем временем года, когда люди переосмысливают свои жизни, пытаясь понять, что было сделано не так.

Лирический герой красиво повествует о шуршащей под ногами осенней листве, любуясь яркостью и великолепием окружающего мира. Мы понимаем, гуляя по осеннему лесу, можно «уйти» от множества проблем, найти ответы на мучающие вопросы. Осень помогает лирическому герою погружаться в собственные мысли.

Произведение легко учится и читается. Кто-то обнаружит в нём лишь описание осенних природных красот, а кто-то заметит в осеннем золоте краски человеческой «осени»: времени, когда приходит тишина и пора подводить итоги.

История создания

Произведение появилось на свет в 1956 г., за четыре года до смерти автора. В это время Пастернак уже был пожилым, 66-ти летним человеком. Он пишет сразу несколько произведений на тему природы, пытаясь обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивого чувства одиночества и ненужности.

На то были объективные причины: в 1958 г. от Пастернака отвернулись практически все собратья по литературному цеху из-за присуждения ему Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». В 1956 г., в год написания «Золотой осени», поэт уже ощущал неприятие к себе со стороны критиков и чиновников от литературы. Произведение не только повествует о красоте осени, оно выражает наивную веру талантливого поэта в то, что любые проблемы, включая увядание и смерть, в конце концом увенчаются победой весны и жизни.

Жанр, направление, размер

Перед нами настоящий шедевр пейзажной лирики с чертами лирики философской. Автор неторопливо и размеренно любуется красотами наступающей осени. Это придаёт стихотворным строкам характер глубокого философского размышления о жизни, о вечности, о смене времён года.

Стихотворение относится к литературному направлению «реализм»: поэт повествует о тех красотах осенней природы, которые наблюдает вокруг себя в режиме реального времени. Поэтический размер – хорей. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Композиция

Произведение построено, согласно законам кольцевой композиции: первое и заключительное четверостишия начинаются и завершаются созвучно друг другу: «Осень. Сказочный чертог…» – «Осень. Древний уголок…».

Композиционное «здание» стихотворения построено таким образом, что подчёркивается контраст первой статичной и второй динамичной частей:

  1. Первая часть (статичная) – описывается прекрасный осенний лес, который разделён на рощи. Лирический герой сравнивает лес с музеем, в котором каждая роща является отдельным тематическим «залом», вмещающим свою уникальную выставку. Многочисленные рощи в единый лесной « организм » объединяет золотое одеяние, создающее у лирического героя оптимистичное, радостное настроение.
  2. Вторая часть (динамичная) – происходит знакомство читателей с таким понятием, как «погребённая земля». Лирический герой понимает, что осенняя пора является переходным временем года, ведущим от полноты жизни к увяданию и возможной смерти. Мы видим в действии, как опадает золото листвы, покрывая поверхность холодной земли цветастым «ковром», по которому люди, оставляя свои шаги, уходят в зиму вместе с природой.

Образы и символы

С целью донесения до читателей основной идеи произведения Пастернак создаёт широчайшую образную палитру:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Перед нами предстаёт седовласый человек, имеющий за плечами богатый опыт жизни. Его характеризует лаконичный перечень вещей, к которым он проявляет интерес – это книги, ружья, одежды. Глазами лирического героя мы любуемся рощами осеннего леса, напоминающими музейные залы;
  • образ золотой осени – центральный. Данный образ вынесен в заголовок стихотворения. Осень громко напоминает о себе практически в каждой строфе: то с помощью «небывалой позолоты», то «золотым обручем» лип, то «золочёными рамами» клёнов. Осень в восприятии лирического героя, представляется многоликой: она предстаёт либо в виде музейных картин с «золотыми» деревьями; либо в виде липы в венце и берёзки под подвенечной фатой. Многие русские стихотворцы, включая великого А.С. Пушкина, с восхищением описывали прелести осени, особенно её последний тёплый период «бабьего лета». Пастернак не стал исключением из общего правила, так как испытывал самые искренние чувства к поре «золотых листьев»;
  • образ осеннего леса – центральный. Осенний лес в восприятии лирического героя представляется собранием выставочных залов, где каждый зал наполнен великолепными экспонатами. Посещение подобного музея, созданного самой природой под патронажем осени, не может вызвать скуку ни у одного посетителя. Восхищённому «экскурсанту» при переходе из одного зала в другой открывается всё больше новых, уникальных шедевров, среди которых: «липы обруч золотой» и «лик берёзы – под фатой». Осенний лес преображает весь окружающий мир: вместо чёрной земли, под ногами людей расстилается золотой ковёр, сотканный из опавших листьев. Осенний лес проживает свою уникальную жизнь, в которой господствует любовь;
  • образ природы – в произведении образ природы прочно переплетён с человеческой жизнью. В стихотворных строках ярко передан момент увядания природы в период поздней осени и человека на склоне лет. Лирический герой утверждает, что любой человеческий оттиск ноги, оставленный на лиственном «ковре» осеннего леса, сродни следу, оставленному в человеческой душе;
  • образы канав и ям – канавы и ямы, о которых повествует лирический герой, символизируют человеческие могилы. Но, несмотря на столь безрадостный образ, никакого трагического звучания образ канав и ям не несёт лишь по одной причине: природа всегда знает, всё увядшее поздней осенью, либо воскреснет, либо обновится по весне. Лирический герой уверен: всему свой черёд;
  • образ наступающей зимы – произведение заканчивается ярким образом, вступающей в свои законные права, зимы. Зимняя «стужа», о которой пишет лирический герой, ассоциируется со старинной хранительницей «древнего уголка». В этом «уголке» хранятся «старинные книги, одежды и оружья». Стужа, которая придёт на смену золотой осени, тщательно пересчитает свои сокровища и лишь затем примет природу в единоличное правление;
  • образы берёзы и липы – данные образы обслуживают мифологическую тему обручения влюблённых, перед лицом неизбежной смерти. К примеру, в мифологии Древней Греции имело место подобное предсмертное обручение Персефоны с Аидом. Под актом обручения берёзы и липы подразумевается временной конец осени и наступление зимы. Быть может, именно поэтому эти два дерева герой сравнивает с новобрачными: их редкий и тонкий наряд напоминает венец и фату. Свадьбу берёзы и липы можно воспринимать одновременно как погребение осени и как приход смерти.

Темы и настроение

В произведении Пастернак поднимает важную для себя, и для каждого человека тему – размышление о бренности жизни на земле; о вечности окружающего мира, как части общего мироздания; о кратковременности человеческой жизни, напоминающей смену времён года.

Настроенческий пафос произведения можно охарактеризовать, как восторженно-философский и позитивный. Лирический герой, любуясь красотой осеннего леса, осознаёт скорую «кончину» золотой осени и приход белоснежной зимы. Но в этом угасании, в смене времён года, он чувствует биение жизни, её цикличность и бессмертие.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: в любом увядании заложена надежда на возрождение. Человеческая жизнь строится циклично, как и жизнь природы: вместе с осенью мы «обнуляемся», чтобы к весне заявить о себе в полный голос. Автор уверяет читателей, что в каждом человеке скрыто много душевного потенциала, способного помочь справиться с любыми проблемами и недугами.

Средства выразительности

В стихотворении представлены следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «сказочный чертог», «след янтарный», «вишнёвый клей», «обруч золотой»;
  • метафоры – «древний уголок», «чертог открытый для обзора», «липы обруч», «залы вязов»;
  • сравнения – «как на выставке картин», «обруч, как венец», «словно в рамах»;
  • олицетворения – «лик берёзы», «бушует лист », «перелистывает стужа», «звучит эхо»;
  • возвышенная лексика – « лист древесный», «погребенная земля», «чертог», «лик берёзы».

Источник

Оцените статью